Новые информационные возможности для аудитории

Мы хотим исследовать край необъятный и полный загадок,

Где цветущая тайна откроется тем, кто захочет ею владеть,

Там сверкание новых огней и невиданных красок,

И мираж ускользающий ждет, чтобы плоть ему дали и дали названье...

Гийом Аполлинер. Из книги Б. Грушина "Массовое сознание"

Возникновение новых информационных технологий влечет за собой осознание принципиально новых взаимоотношений с аудиторией. Так, исследователь А. Левенчук в своей статье "Памяти Большого Информационного Взрыва" в журнале "Среда" задает следующие вопросы. Сообщение для потребителя должно быть оплачено или предоставлено бесплатно? Это сообщение открыто для широкой публики или нет? Это "горящее" сообщение – новость (где скорость доступа важнее всего)? В сообщении только текст и картинка? Целый фильм? Музыка? Нужна ли немедленная обратная связь?

Автор заявляет, что на сегодняшний день информационная инфраструктура предоставляет нам два основных способа получения информации: вещание (и подписка) или разовое получение информации по специфицированному запросу[1].

В изменении соотношений между этими двумя видами сервиса как раз и возникают новые проблемы. Например, в процессе теле- или радиовещания предполагается, что у производителя информации множество однотипных потребителей и он группирует информацию только из предпочитаемой (дорогой для потребителя), а чаще из смеси предпочитаемого и навязываемого (дешевой для потребителя, так как за навязывание рекламодатели платят производителю отдельно). Из сформированных таким образом каналов вещания потребитель выбирает с помощью подписки (или разовой покупки) требующуюся информацию.

Стоимость быстрой доставки единицы информации от поставщика к потребителю зависит от получения этой информации поставщиком от первоисточника. Сейчас потребитель массовой информации сортирует уже полученную информацию – относится ли она к сфере его интересов и нужна ли она ему для принятия решений. При этом поиск равнозначен розыску иголки в стоге сена. А ведь в ходе производства информации для повышения вероятности нахождения этой "иголки" информацию уже дробили, размножали, складывали разными способами в разнообразной упаковке, снабжали многочисленными индексами, комментариями, пока она не устаревала окончательно. Правом массового потребителя при традиционном способе доступа был выбор подписки, затем ему предстоял ручной поиск нужной информации. Казалось, информация в компьютерных сетях будет "упакована" приемлемым для потребителя способом. Но и сегодня ее поиск напоминает все тот же образ иголки в стоге сена.

В этой ситуации автор предлагает другую концепцию функционирования информационной структуры. Она минимизирует навязываемую информацию за счет предоставления требуемой. Нужна специфицируемая запросная подписка. Получатель просматривает только свежую информацию, удовлетворяющую спецификации запроса. Концепция акцентирует внимание на скорости поиска и доступа к информации. Любая информация должна предоставляться по запросу, должна быть доступна быстро и дешево. Время дозвона и проведения поисковой операции в компьютере должно быть несоизмеримо со временем поиска нужного тома на полке в архиве, а стоимость получения справки даже по очень далекой и большой базе данных – "не дороже стоимости покупки пензенской газеты во Владимире". Нужно формирование групп по интересам на основании запросов для персональных газет, что затрагивает вопросы невмешательства в частную жизнь.

Как только аудитория перестает быть стохастическим, вероятностным массивом, анонимным для производителя потребителем, она перестает существовать как таковая. Она начинает состоять из отдельных личностей – со своими правами.