Здоровье

По мнению Ясперса, дать точное определение понятию "здоровье" – задача, которую невозможно решить, придерживаясь представления о человеческой природе как принципиально незамкнутом бытии[1]. Тем не менее можно привести некоторые определения здоровья общего характера. Самое раннее из них – определение Алкмеона, жившего около 500 г. до н.э.: здоровье есть гармония противоположно направленных сил. Это определение и сегодня имеет своих сторонников. Римский философ Цицерон оценивал здоровье как правильное соотношение различных душевных состояний. Стоики и эпикурейцы высоко оценивали здоровье, противопоставляя его энтузиазму, стремлению ко всему неумеренному и опасному. Эпикурейцы считали, что здоровье – это полное довольство при условии умеренного удовлетворения всех потребностей. Стоики воспринимали всякую страсть, всякое проявление чувства как болезнь. Их учение о нравственности в значительной степени представляло собой разновидность терапии, нацеленной на уничтожение душевных болезней и установление здоровой атараксии (безмятежности духа).

Некоторые психиатры рассматривали здоровье как способность реализовать "естественный и врожденный потенциал человеческого призвания". Здоровье понималось как обретение человеком своей самостоятельности, реализация Я, полноценная и гармоничная включенность в сообщество людей. Итак, здоровье – это физическое и психическое состояние целостности, стабильного функционирования всех органов и развития внутренних процессов, которые содействуют жизнедеятельности человека.

Строение и основные свойства нервной системы

Нервная система – это совокупность всех элементов нервной ткани организмов, взаимосвязанных между собой и обеспечивающих ответ на внешние и внутренние раздражители. Тщательное изучение телесной структуры животного, числа, качества и распределения различных органов чувств, строения нервной системы дают нам совершенный образ внутреннего и внешнего мира организма.

Я. Икскюль начинает с изучения низших организмов и распространяет его последовательно на все формы органической жизни. В некотором смысле он отказывается от деления на низшие и высшие формы жизни. Жизнь совершенна всюду и в малом, и в великом. Каждый организм, даже низший, не только в определенном смысле адаптирован, но и целиком приспособлен к своему окружению. Сообразно с его анатомической структурой он обладает системой рецепторов и системой эффекторов. Без кооперирования и уравновешивания этих двух систем организм не может выжить. Система рецепторов, посредством которой биологические виды получают внешние стимулы, и система эффекторов, через которую они реагируют на эти стимулы, всегда тесно переплетаются.

Простейшими элементами мозга (головной и спинной мозг) являются нейроны и глиальные клетки. Общее количество нейронов в центральной нервной системе (далее – ЦНС) составляет порядка 50 млрд. Места соединения между нейронами называются синапсами, а сам процесс передачи информации в этих местах – синаптической передачей.

В структурном плане обычно выделяют ЦНС и периферическую нервную систему. Первая включает головной мозг: ствол мозга и спинной мозг. Все остальное относится к периферической нервной системе, которую обычно подразделяют на соматическую и вегетативную (автономную). Соматическая система состоит из нервов, идущих к чувствительным органам и от двигательных органов. Рассуждая о терминах причинности, мы можем утверждать, что любые соматические воздействия на психику осуществляются через головной мозг. Тело воздействует на душу не прямо, а только через мозг. Говорить о теле в целом как о чем-то, имеющем отношение к душе, можно только в причинном смысле - имея в виду существование определенных путей, ведущих к тем точкам мозга, которые служат мишенями соматических воздействий.

Вера в то, что сознание производится головным мозгом, разумеется, не совсем произвольна. Она основывается на большом числе наблюдений в клинической и экспериментальной неврологии и психиатрии, которые указывают на тесную связь между различными аспектами сознания и физиологическими или патологическими процессами в головном мозге, такими как травмы, опухоли или инфекции. Например, контузия мозга или кислородная недостаточность могут привести к потере сознания. Опухоль или травма височной доли влекут за собой искажения сознательных процессов, отличающихся от тех, которые вызваны префронтальными поражениями. Инфекционные заболевания мозга или применение некоторых лекарственных средств с психоактивными свойствами (снотворных, стимуляторов или психоделиков) тоже способствуют характерным изменениям сознания. В некоторых случаях изменения сознания из-за неврологических расстройств настолько специфичны, что могут помочь в коррекции диагноза. Более того, успешное нейрохирургическое или иное медицинское вмешательство способны вызвать отчетливое клиническое улучшение.

Эти наблюдения без всякого сомнения демонстрируют существование тесной связи между сознанием и головным мозгом, однако не обязательно доказывают, что сознание является продуктом мозга. У. Пенфилд (нейрохирурге мировым именем, проведший потрясающие исследования головного мозга и сделавший значительный вклад в современную нейрофизиологию) в книге 1976 г. "Тайна сознания", подводящей итог работы, которой посвящена вся его жизнь, выразил глубокое сомнение в том, что сознание является продуктом мозга и его можно объяснить в терминах церебральной анатомии и физиологии.