Лекция 9. НОВЫЕ ФОРМЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ И КРЕДИТОВАНИЯ ИНВЕСТИЦИЙ

В последние годы инвестиции все чаще вкладываются не столько в развитие старого производства и его совершенствование, сколько в новые продукты, в новые функции и новые технологии, т.е. в инновации.

Инновация - это использование результатов научных исследований и разработок, направленных на совершенствование процесса производства, экономических, правовых и социальных отношений во всех сферах человеческого общества. В зависимости от сферы деятельности различают производственные (технологические), управленческие, экологические, государственно-правовые и другие инновации. Для производства, конечно, особо важны технологические инновации. Они подразделяются на продуктовые и процессные. Продуктовая инновация - это создание новых продуктов, применение новых материалов, получение принципиально новых функций. Процессная инновация- это новая технология производства, новая его организация.

По причинам возникновения инновации бывают реактивные и стратегические. Реактивная инновация- это инновация, обеспечивающая выживание фирмы и являющаяся реакцией на нововведения, осуществленные конкурентом. Вслед за ним фирма вынуждена также внедрять новшества, чтобы быть в состоянии вести борьбу на рынке.

Стратегическая инновация- это инновация, внедрение которой носит упреждающий характер с целью получения конкурентных преимуществ в перспективе.

Побудительные мотивы к инновациям подразделяют на внутренние и внешние. Внутренние стимулы вызываются к жизни необходимостью замены устаревшей продукции и технологии с целью обеспечения преимуществ в конкуренции. Внешние стимулы порождаются чаще всего изменениями в экономической политике государства. В странах с переходной экономикой решающими являются внешние стимулы, внутренние занимают незначительное место.

Инновация, являясь конечным результатом творческого труда, реализуется в виде новой технологии или новой продукции. Она опирается в основном на использование интеллектуальной собственности, которая представляет собой материально выраженный результат умственной деятельности, дающий его создателю исключительное право на него, защищенное соответствующими документами. Для правильной оценки интеллектуальной собственности необходимо оценить ее объекты. Для этого используются три подхода: затратный, рыночный и доходный, но большее применение находит доходный метод, опирающийся на использование будущих доходов от применения объектов интеллектуальной собственности.

Вложение средств в разработку и реализацию инноваций требует инновационных инвестиций, т.е. вложений в нематериальные активы, обеспечивающие внедрение научных и технических разработок в производство.

Инновации и инновационное инвестирование неразрывно связано с инновационной деятельностью.

Инновационная деятельность- это создание новой или усовершенствованной продукции, нового технологического процесса, реализуемых в экономическом обороте с использованием научных исследований. Она направлена на расширение и обновление номенклатуры и улучшения качества выпускаемой продукции, совершенствование технологии ее изготовления с последующим внедрением и эффективной реализацией на внутреннем и внешнем рынках. Инновационная деятельность, связанная с капитальными вложениями в инновации, называется инновационно-инвестиционной деятельностью.

В рыночной экономике государство берет на себя поддержку наиболее приоритетных направлений инновационного развития. В последнее время одной из форм инновационной деятельности является создание небольших венчурных фирм. Они разрабатывают новые технологии, осваивают новые виды продукции, обычно пользуясь поддержкой государства и крупных компаний, которым самим невыгодно этим заниматься из-за риска понести убытки.

Основные формы государственной поддержки инновационной деятельности заключаются в следующем:

- прямое финансирование;

- предоставление индивидуальным изобретателям и малым внедренческим фирмам беспроцентных банковских ссуд;

- создание венчурных инновационных фондов, имеющих значительные налоговые льготы;

- снижение государственных патентных пошлин для индивидуальных изобретателей;

- отсрочка уплаты патентных пошлин по ресурсосберегающим изобретениям;

- право на ускоренную амортизацию оборудования;

- создание сети технополисов, технопарков.

Выбор наиболее эффективных путей технического и технологического развития, основанный на долгосрочном прогнозировании, сопоставлении внешних и внутренних факторов, лежит в основе разработки инновационной стратегии. Она разрабатывается на различных уровнях - от страны в целом до отдельных предприятий. В развитых странах реализуются следующие типы инновационных стратегий: наступательная, оборонительная, имитационная, зависимая, традиционная и оппортунистическая.

Наступательная стратегия заключается в занятии лидирующих позиций на рынке и требует очень высоких затрат. Оборонительная стратегия основана на копировании достижений лидера, внося в них незначительные изменения, и тоже требует больших затрат, но ниже, чем в наступательной стратегии. Такой стратегии придерживалась до последнего времени Япония.

Имитационная стратегия требует повторения имеющихся достижений, следования за лидерами, используя преимущества страны или предприятия. В этом случае затраты на внедрение новшеств достаточно низкие. На основе такой стратегии развивались Тайвань, Гонконг, Южная Корея. Зависимая стратегия ставит целью сохранить самостоятельность предприятий, но участвовать в инновационном процессе наряду с другими фирмами, выполняя для них определенные субконтрактные работы. В этом случае затраты на нововведения незначительны.

Традиционная стратегия также ставит целью самосохранение предприятий, но через использование консервативных технологий. Затраты в этом случае минимальны, но прибыль можно получать постоянно и в достаточно больших объемах. Примером такой стратегии может служить Индонезия, получающая большие доходы от традиционного туризма. Оппортунистическая стратегия направлена на выявление и занятие свободных рыночных ниш. Затраты на это могут быть различны: от очень высоких до минимальных, и зависят от найденного варианта и конечных целей.

Инновационные стратегии могут комбинироваться, и тоже на различных уровнях. Выбор конкретного варианта стратегии зависит от ряда факторов: экономических, социальных, политических, психологических. На него могут повлиять уровень научно-технического потенциала страны, хозяйственный уклад, традиции, цели развития экономики и, наконец, просто амбиции.

Инновации внедряются в производство после разработки инновационных проектов, которые определяют цели, требуют разработки комплекта необходимой документации, выделяют стадии осуществления проекта. Поэтому инновационный проект - это система взаимоувязанных целей и программ их достижения, представляет собой комплекс НИОКР, финансовых, коммерческих и других мероприятий, соответствующим образом организованный и обеспечивающий эффективное решение проблемы.

Каждый проект обязательно включает в себя сформулированные цели и задачи, а также комплекс проектных мероприятий по решению поставленных целей. Все мероприятия должны быть увязаны по ресурсам и исполнителям, нацелены на реализацию проекта в установленные сроки, использование только выделенных средств и обеспечение необходимого качества. Для контроля и оценки результативности работ должна быть создана система целевых и частных показателей, характеризующих работы.

Существует точка зрения, считающая, что инновационный проект является разновидностью инвестиционного проекта. Его результаты и сама реализация связаны с большими рисками и неопределенностью. Доходность по таким проектам должна быть значительно выше, чем по обычным проектам, использующим традиционные технологии.

В настоящее время в России инновационная активность предприятий невелика. Удельный вес предприятий, разрабатывающих и внедряющих новые или усовершенствованные продукты или технологии, в промышленности составляет 9,2%. Среди стран Европейского союза минимальные показатели по этому критерию у Португалии и Греции, но они соответственно равны 26 и 29%. Показатели среди лидирующих стран достигают 62% в Нидерландах, 67% в Австрии, 71% в Дании, и 73% в Ирландии. Россия отстает от них примерно в 10-12 раз.

Такая ситуация обусловлена рядом факторов. До сих пор главным источником работы над инновациями остаются собственные средства предприятия, они составляют примерно 75% всех затрат на эти цели. Отдача от внедряемых инноваций достаточно низкая, что подтверждает и незначительный экспорт инновационной продукции.

По объемам экспорта высокотехнологичной продукции, основанной на инновациях, Россия более чем вдвое уступает Дании, Греции и Австрии. Разрыв с Кореей и Малайзией составляет примерно 13 раз, с Германией и Великобританией - 27 раз, Японией - 38 раз и с США - 70 раз. В то же время, по оценкам независимых экспертов, сегодня Россия обладает одним из лучших научно-технологических потенциалов. Однако российские разработки и идеи зачастую за бесценок уходят за рубеж или вообще остаются невостребованными.

Взятый сейчас курс на создание единого цикла "научные идеи - новые технологии - новая продукция" ориентируется на решение инновационного развития по пути создания новых технологий во всех самых современных отраслях (электроника, космос, авиация, современный транспорт), направленных на энергосбережение и решение экологических проблем, развитие технологии живых систем.

Национальная инновационная система должна соединить интересы государственного и частного бизнеса в использовании достижений науки, обеспечить прорыв российских изделий на мировые рынки наукоемкой продукции. Для решения этих проблем необходимо использовать не только традиционные, но и новые источники финансирования инвестиций в инновации.