Новые элементы внешнеэкономической стратегии

На фоне общей тенденции к ослаблению экономических позиций США и западноевропейских стран, в регионе обозначился четкий поворот в сторону заметного расширения хозяйственного сотрудничества с азиатскими странами. Удельный вес этой группы государств в латиноамериканском внешнеторговом товарообороте повысился с примерно 4% в 2000 г. до 22% в 2011 г. Концепция разворота внешнеэкономических связей региона в азиатском направлении была разработана Экономической комиссией ООН для стран Латинской Америки и Карибского бассейна. Ее центральным звеном стала установка на расширение экономического сотрудничества с КНР. Концепция получила официальное одобрение и поддержку большинства латиноамериканских государств.

Исходные положения новой внешнеэкономической стратегии определялись стремлением стран региона использовать в своих интересах фундаментальные сдвиги, происходящие в расстановке основных мировых сил и связанные с укреплением мировых позиций КНР, равно как и такие факторы, как высокий динамизм развития китайской экономики и внешнеэкономических связей, большие потребности этой страны в импорте сырьевых и продовольственных товаров. Немалые надежды возлагались также на расширение различных форм производственного сотрудничества, в частности, на масштабное подключение деловых структур Латинской Америки к созданной в Юго-Восточной Азии Китаем и оперирующими здесь филиалами крупнейших западных и японских ТНК системе производственно-кооперационных связей. Следует, однако, констатировать, что реальное развитие экономического взаимодействия с КНР пошло во многом совсем не по тому сценарию, который задумывался ЭКЛАК и поддерживался официальными кругами латиноамериканских стран.

В целом масштабы хозяйственного сотрудничества стран Латинской Америки с КНР, особенно за последний период, существенно возросли. Объем внешнеторгового товарооборота за 2005–2011 гг. увеличился почти в 4,8 раза (с 49,3 млрд до 236,8 млрд долл.). КНР превратилась в третьего по величине торгового партнера региона вслед за США и ЕС. Латиноамериканские аналитики положительно оценивают роль КНР в поддержании латиноамериканского экспорта и высокого уровня мировых цен на сырье, энергоносители и продовольствие. Эксперты ЭКЛАК Освальдо Росалес и Микио Куваяма, подготовившие фундаментальное исследование, посвященное экономическим отношениям КНР со странами Латинской Америки, пишут: "Преодоление финансового кризиса в латиноамериканском регионе, особенно в Южной Америке, в значительной степени зависело от хозяйственного подъема в Азии, и особенно в Китае. Китайский спрос спас латиноамериканский экспорт. Страны – поставщики сырья (в частности латиноамериканские) оказались менее затронуты кризисом благодаря повышенным темпам экономического роста Китая, которые способствовали поддержанию спроса на эту продукцию на высоком уровне".

Следует, однако, отметить, что в балансе плюсов и минусов китайско-латиноамериканского сотрудничества позитивная сторона далеко не всегда преобладает. Обращает на себя внимание общее соотношение сил в этом процессе. Инициатива в его формировании целиком принадлежала Китаю. Латиноамериканская сторона, несмотря на провозглашенную стратегию, занимала пассивные позиции, полностью подчиняясь линии, проводимой китайскими партнерами. Эта линия определялась следующими принципиальными установками, отвечавшими ключевым экономическим интересам Китая: во-первых, превращение региона в крупного поставщика важных для китайской экономики сырьевых и продовольственных товаров с последующим закреплением его на положении аграрно-сырьевой периферии Китая; во-вторых, интенсификация эксплуатации латиноамериканского рынка сбыта с целью не только покрытия затрат по закупкам аграрно-сырьевой продукции, но и подавления на этом рынке всех форм конкуренции как иностранной, так и национальной. Таким образом, выстраивается типичная схема отношений "центр – периферия", где роль центра выполняет Китай, а Латинская Америка обрекается па положение периферии.

Показательно, что уже на старте отдается предпочтение развертыванию китайской экспортной экспансии. Вывоз китайских товаров осуществляется более высокими темпами, и его объемы превышают китайские закупки в регионе. С 2005 по 2010 гг. поставки китайской продукции на латиноамериканский рынок увеличились в 4,2 раза, а импорт КНР из Латинской Америки вырос примерно в 3 раза. В 2011 г. объем китайского экспорта в полтора раза превышал объем импортных операций. При этом, учитывая большую остроту вопроса о конкуренции китайских товаров, экспортеры КНР первоначально сдерживали свою активность на южно-американских рынках. Направлением главного удара для них была Мексика, где в 2010 г. их доля в мексиканском импорте достигла 17% и они вышли среди поставщиков на второе место после США. Вместе с тем, в самое последнее время они заметно расширили свой сбыт и на рынках стран Южной Америки. В 2010 г. на их долю приходилось 16,2% импорта Бразилии, 14,4% Аргентины, 17,2% Чили, 34,8% Парагвая, 18,3% Перу. Структура китайских поставок такова (текстиль, готовая одежда, обувь, черные металлы, бытовая техника, персональные компьютеры), что они конкурируют в первую очередь с национальными компаниями и подавляют их благодаря низким ценам. Острая обстановка в этой связи сложилась в частности на рынке черных металлов, где, по данным латиноамериканского института железа и стали, доля КНР в импорте повысилась с 3% в 2005 г. до 30% в 2010 г., что обернулось для многих национальных компаний (прежде всего бразильских) серьезными угрозами. Государственные органы Бразилии, Аргентины, Мексики, Колумбии, Перу пытаются ослабить китайскую конкуренцию и защитить своих национальных производителей с помощью антидемпинговых расследований против китайских экспортеров. Однако им в полной мере приходится считаться с растущей зависимостью от китайских закупок местной продукции. Действием именно этого фактора наблюдатели объясняют свертывание практики расследований в 2011–2012 гг.

Что касается рынков сырьевых и продовольственных товаров, то следует подчеркнуть, что здесь речь идет не просто о наращивании закупок. КНР создает на этих рынках систему долгосрочных привязок, обеспечивающих достаточно жесткий контроль за сферой производства и поставок продукции. Это достигается с помощью предоставления поставщикам масштабных кредитов. Важно отметить, что кредитная экспансия является новым направлением китайских деловых операций в регионе. До 2008 г. ежегодная сумма этих операций не превышала 1 млрд долл. В 2008 г. китайские государственные организации (Китайский банк развития, Экспортно-импортный банк Китая) предоставили займы на сумму 6 млрд долл, в 2009 г. на сумму 18 млрд долл., в 2010 г. – 37 млрд долл. Всего за период с 2005 г. по 2011 г. страны региона получили китайские займы на сумму 75,2 млрд долл. По оценкам экспертов, в 2009–2010 гг. на долю Латинской Америки приходилось больше половины общей суммы внешних кредитов Китая (110 млрд долл.). Масштабы китайских кредитных операций превзошли суммарные объемы кредитования региона тремя ведущими финансовыми институтами – Всемирным банком, Межамериканским банком развития и Экспортноимпортным банком США.

Подавляющая часть этих финансовых ресурсов была направлена в сырьевые отрасли. Главными получателями выступали государственные нефтяные компании Венесуэлы (PDVSA – 37,5 млрд долл.), Бразилии (Petrobras – 10 млрд долл.), Эквадора (Petroecuador – 4 млрд долл.). Крупные займы получили также горнорудные компании: перуанская Chinalco – 2 млрд долл., бразильская ValeMining 1,2 млрд долл. 1181. По условиям заключенных соглашений, полученные кредиты погашаются товарными поставками. Это достаточно жестко привязывает заемщиков к Китаю. Конкретные условия соглашений за редкими исключениями не раскрываются. Но по оценкам экспертов, обязательства получателей займов по поставкам сырья намного превосходят реальные размеры займов. Так, Венесуэле для погашения займа в 20 млрд долл., предоставленного ей в 2010 г., достаточно поставлять Китаю в течение 10 лет 50 тыс. баррелей нефти в день. Однако обязательства, взятые на себя Венесуэлой по данному соглашению, предусматривают ежедневные поставки от 200 тыс. до 300 тыс. баррелей в день. Механизм расчетов построен таким образом, чтобы обеспечить Китаю на длительный срок твердые поставки нефти, покрывающие до половины его внутренних потребностей. На каждый доллар предоставленных кредитов Китаю гарантируются поставки нефти на сумму в 4 долл. Эксперты отмечают: "Па основе семи нефтяных соглашений, заключенных с Венесуэлой, Бразилией и Эквадором, Китай получит примерно 1,5 млрд баррелей нефти в течение десяти лет при ежедневном потреблении 8 млн баррелей. Это означает возможность покрытия ежегодных потребностей Китая в течение 6,5 месяцев".

Закреплению позиций на сырьевых и продовольственных рынках способствуют и растущие прямые инвестиции китайского капитала. Это новое направление деятельности частных компаний и государственных организаций в регионе. До недавнего времени их прямые инвестиции в Латинской Америке были минимальны. По имеющимся оценкам, на конец 2009 г. они составляли всего 1,9 млрд долл., т.е. 0,8% от общей суммы накопленных иностранных инвестиций. Однако в самое последнее время объемы китайских капиталовложений заметно возросли. В 2010 г. они составили 15,3 млрд долл, и в 2011 г. – 22,7 млрд долл. 90% всех средств направлено в нефтедобычу и горнодобывающую промышленность.

В целом расширение взаимодействия с Китаем в аграрносырьевой сфере имело неоднозначные последствия для латиноамериканских стран. Несомненно, рост китайских закупок позволил частично стабилизировать экспорт в сложных условиях кризиса 2008–2009 гг. и посткризисной эволюции. Однако обозначившаяся в результате этого тенденция "сырьевизации" экспортного сектора обернулась многочисленными негативными последствиями, которые были рассмотрены выше. Подводя итоги сотрудничества с Китаем, эксперты ЭКЛАК вынуждены констатировать: "Рост сырьевых отраслей, обусловленный главным образом китайским спросом, не способствовал в достаточной мере созданию новых технологических мощностей. Следует двигаться вперед к формированию торговых отношений, которые бы больше соответствовали интересам экономического и социального развития стран Латинской Америки и Карибского бассейна".

В оценке перспектив дальнейшего развития сотрудничества с Китаем страны региона исходят из довольно оптимистичного подхода. Они ожидают не только значительного расширения объема взаимных связей, но и существенных подвижек в плане более полного учета китайской стороной экономических интересов латиноамериканских государств. Этот подход в полной мере отразился в прогнозе торговли между обоими партнерами на период до 2020 г., подготовленном ЭКЛАК. Эксперты Комиссии исходят прежде всего из фундаментальных перемен в отношении Китая к латиноамериканскому экспорту, который буде т расти, по их оценкам, опережающими темпами, что приведет здесь к повышению удельного веса КНР в 2020 г. до 19% против 8,5% в 2010 г. Одновременно предполагаются и структурные изменения в латиноамериканском вывозе в Китай, связанные с повышением в нем доли готовых изделий и полуфабрикатов. Что касается китайского экспорта в Латинскую Америку, то прогнозируется его известное сдерживание. В результате доля Китая в латиноамериканском импорте хотя и возрастет до 16,2% (против 13,3% в 2010 г.), но будет существенно отставать от доли в экспорте [23]. Иными словами, прогноз построен в расчете на коренное изменение установок, которые определяли до сих пор латиноамериканскую стратегию Китая. Возникает законный вопрос: в какой степени обоснованы эти расчеты?

В целом импортные потребности КНР в сырье и продовольствии (даже с учетом возможного падения темпов роста китайской экономики), видимо, будут возрастать. Однако закупки этой продукции в Латинской Америке могут ограничиваться некоторыми сдерживающими факторами. Регион уже сейчас выступает в качестве главного поставщика но 20 видам сырья. На его долю приходится 55% медной руды и концентрата, импортируемых в КНР, 28% железной руды, 57% соевого шрота, 96% соевого масла, 80% рыбной муки, 68% ферроникеля, 94% феррониобия, 62% табака и т.д. Китай уже сейчас предпринимает шаги для диверсификации источников снабжения с тем, чтобы не допустить повышения переговорного потенциала латиноамериканских поставщиков.

Решение проблемы расширения экспорта латиноамериканских готовых изделий и полуфабрикатов упирается в слабую взаимодополняемость экономик: Китай по многим видам потребительских товаров и промышленной продукции (текстиль, одежда, обувь, черные металлы, бытовая техника) выступает конкурентом латиноамериканских поставщиков. Поэтому их сколько-нибудь масштабный выход на китайский рынок с подобной продукцией не имеет перспектив. А участие в системе производственно-кооперационных связей, функционирующей в Юго-Восточной Азии, является весьма проблематичным. Пока все усилия деловых структур региона ассоциироваться с этой системой не дали ощутимых результатов. Цитировавшиеся выше эксперты ЭКЛАК Освальдо Росалес и Микао Куваяма в этой связи признают: "Латинская Америка испытывает растущую озабоченность, видя себя исключенной из возможностей приобщиться к динамизму азиатских стран, который является результатом образования сначала неформального торгового блока, а сейчас оформленного де-юре. В этой зоне развитие торговли идет в рамках концентрических кругов на основе расширения регионального обмена промышленными изделиями и наращивания внутрирегиональных взаимных инвестиции".

Из всего этого следует, что потенциал возможностей расширения латиноамериканского экспорта в Китай может быть в существенной мере ограничен. Эксперты ЭКЛАК исходили в своем прогнозе из двукратного снижения темпов роста китайского импорта. Реальная обстановка может обернуться для латиноамериканских экспортеров еще более резкими ограничениями возможностей сбыта. Как показывают итоги 2013 г., рост латиноамериканского экспорта в КНР практически приостановился.

Противоположных тенденций можно ожидать в развитии китайского экспорта. С учетом вялой хозяйственной конъюнктуры в центрах (прежде всего в Западной Европе) заинтересованность КНР в расширении экспорта в развивающиеся страны будет, скорее всего, возрастать. Латиноамериканский рынок, на котором китайским экспортерам в последние годы удалось добиться значительных успехов, может стать сферой еще более активной экспансии. Как показывает опыт последних лет, китайские частные компании и государственные организации используют здесь все более агрессивные средства для продвижения своей продукции. Речь, прежде всего, идет о расширяющихся масштабах кредитования сбыта. В 2010–2011 гг. ими был предоставлен ряд крупных кредитов. Аргентина получила 10 млрд долл, для оплаты поставок китайского железнодорожного подвижного состава. Бразильской Vale Mining был предоставлен кредит в сумме 1,2 млрд долл, для строительства 19 крупнотоннажных судов-рудовозов. Тринадцать из них будут строиться на китайских верфях. Экспортно-импортный банк КНР и Китайский банк развития расширяют практику открытия кредитных линий, деноминированных в юанях. Такие линии открыты для Ямайки, Венесуэлы, Боливии, Багам и сопровождаются обязательствами расходования средств на закупку китайских товаров. Все это говорит не о свертывании, а наоборот, о вероятном усилении экспортной экспансии и сохранении исходных установок латиноамериканской стратегии КНР, которые четко проявили себя в последние годы.

В целом представляется, что имеются все основания для достаточно критической оценки итогов "китайского поворота" во внешнеэкономической стратегии стран региона. Баланс плюсов и минусов этого шага складывается все больше в пользу китайской стороны. Ключевые проблемы, стоящие в сфере международных экономических связей, не получают необходимого решения. Между тем объективные интересы латиноамериканских государств требуют серьезной трансформации всей системы международного хозяйственного сотрудничества, ее превращения в действенный инструмент общенациональных стратегий развития.