Новообразования младенческого возраста и кризис первого года

Суть любого кризиса в психическом развитии, по Л. С. Выготскому, состоит в том, что новообразования возраста, которые складываются к концу возрастного этапа, вступают в противоречие с прежней социальной ситуацией развития. Так, возросшая, благодаря становлению прямохождения и развитию речи, самостоятельность ребенка делает рамки единства матери и ребенка слишком узкими. Становление ходьбы является первым моментом в содержании данного кризиса. Второй момент, характеризующий суть кризиса первого года жизни, относится к речи. Здесь можно говорить о наличии латентного периода в развитии речи, который продолжается, по Л. С. Выготскому, примерно три месяца. В качестве третьего момента, описывающего кризис первого года жизни, Л. С. Выготский выделяет особенности проявления эмоций и воли (рис. 4.3). В связи с этим кризисом у ребенка возникают первые акты протеста, противопоставления себя другим. При неправильном воспитании такие протестные реакции ребенка могут проявляться очень интенсивно. Часто у ребенка, которому в чем-нибудь отказали или его просто не поняли, происходит резкое нарастание аффекта, приводящего к тому, что ребенок бросается на пол, начинает кричать, отказывается ходить, стучит ногами об пол.

Рис. 4.3. Явления, характеризующие кризис первого года (по Л. С. Выготскому)

Компоненты кризиса одного года содержательно раскрыты в работах К. Н. Поливановой. Автор указывает, что в кризисе первого года социальная ситуация развития трансформируется: еще вчера безразличное (отсутствовавшее как элемент среды) становится привлекательным или отвергаемым (а значит, возникает как элемент среды). Возникает поле притяжений и отталкиваний – пространство отношения. На этом этапе среда, до этого являвшаяся как бы продолжением желаний (все, что хотелось – достигалось), делится на достижимое и недостижимое, поляризуется. Примерно до одного года мир ребенка постепенно увеличивается, расширяется, происходит эволюционное накопление его возможностей. В это время все или почти все побуждения ребенка, его требования удовлетворяются. Более того, среда обогащается взрослыми как бы загодя, предметы, которые станут актуальными лишь несколько позже, уже предоставляются в распоряжение ребенка. Но с развитием активного ползания (нового способа передвижения, а значит, способа достижения желаемого) возникают первые запреты. Это и есть тот кардинальный момент, который провоцирует сдвиг в развитии ребенка.

При возникновении первых запретов и ограничений для ребенка впервые возникает его собственное желание как таковое. Пока любое стремление удовлетворяется, оно существует для ребенка только как часть желаемого. Запреты способствуют осознанию ребенком своих побуждений и стремлений. Невыполнение требования продлевает стремление и ребенок эмоционально проживает и осознает его. К. Н. Поливанова назвала этот процесс "объективация – субъективация", – это целостное преобразование социальной ситуации развития. Возрастание самостоятельности и возможностей ребенка вызывает со стороны взрослого запреты, которые разделяют для него окружающую среду на доступную и недоступную. Потребность ребенка не удовлетворяется, продлевается и приводит к возникновению состояния желания, а затем к его обнаружению им. В результате происходит субъективация стремления.

При описании кризиса первого года Л. С. Выготский особое внимание уделял феномену автономной речи. Он считал, что главное приобретение этого переходного периода – своеобразная детская автономная речь. Она имеет существенные отличия от взрослой речи и по звучанию (фонетическому строению), и по смысловому содержанию (семантической стороне). Детские слова по своей звуковой форме могут напоминать "взрослые", могут значительно отличаться от них. Семантические различия также могут быть различными. Маленький ребенок вкладывает в слова иное значение, чем взрослый человек, поскольку у него еще не сформировались общепринятые понятия. Специфические особенности детского мышления приводят к тому, что слова становятся многозначными и ситуативными, включенными в эмоционально насыщенную ситуацию. Автономная речь возникает только при сильной эмоциональной окрашенности воспринимаемой ребенком ситуации и активности самого ребенка, проявляющейся в эмоциональных переживаниях или действиях. Из этого следует, что появление многозначных слов в автономной речи детей носит эмоционально-действенный характер. Другая особенность автономной детской речи заключается в специфике связей между словами. Язык маленького ребенка характеризуется аграмматичностью, которая проявляется в том, что слова не связываются в предложения, а переходят друг в друга как междометия подобно бессвязным восклицаниям.

Практический пример

Среди слов, которые употребляет ребенок в конце первого года, встречаются слова, отличающиеся от соответствующих слов взрослых (например, "ика" – шкаф, "гилигилича" – карандаш, "капа" – ложка); слова, являющиеся обрывками слов взрослых ("ка" – каша, "па" – упала, "ба" – бабушка); слова, представляющие собой искажения слов взрослых, но сохраняющие их фонетический и ритмический рисунок ("тити" – часы, "ниняня" – не надо); звукоподражательные слова ("ав-ав" – собака, "му-му" – корова, "ко-ко" – курочка).

Поскольку автономная речь детей имеет значительные фонетические и семантические отличия от взрослой речи, ее могут понять только близкие взрослые, постоянно общающиеся с ребенком и понимающие значения его слов. Общение с другими взрослыми посредством такой речи крайне затруднительно или невозможно. В этом случае пониманию речи ребенка могут способствовать неязыковые средства – жесты и мимика, сопровождающая непонятные слова. Из этого следует, что автономная детская речь может обеспечивать общение, но отличающееся по форме и средствам от обычного вербального общения на более поздних этапах онтогенеза.

Е. О. Смирнова приводит результаты анкетирования родителей, в ходе которого было выявлено, что поведению детей в возрасте от 10 до 15 месяцев присущи резкие изменения временного характера (табл. 4.10). Автор делает вывод, что совокупность показателей кризиса первого года проявляется во всех сферах жизни ребенка, главной из них является сфера предметной деятельности. В рамках этой деятельности существенно возрастает уровень самостоятельности, активность и разнообразие игровых и предметных действий детей, увеличивается количество новых способов действий, появляется стремление все выполнять самому, даже без необходимых для этого умений.

Другой сферой проявления симптомов кризиса первого года жизни являются взаимоотношения со взрослыми. В данной сфере можно отмстить возрастание избирательности в отношениях с разными взрослыми: проявление негативных эмоциональных реакций и недоверчивости к посторонним взрослым, повышение требовательности и возможно агрессивных проявлений в отношениях с близкими взрослыми. Значительные изменения происходят также в отношении ребенка к самому себе, которые заключаются в ярко выраженном стремлении отстоять свою независимость и свое право на самостоятельность, в повышенной чувствительности и обидчивости ребенка, в протестных реакциях против взрослых, в настойчивой требовательности выполнения его желаний.

Таблица 4.10

Изменения в поведении ребенка в период кризиса первого года

Поведенческие изменения

Сущность изменений

"Трудновоспитуемость"

ребенка

Упрямство, настырность, непослушание, требование повышенного внимания и пр.

Резкое увеличение положительных и отрицательных новоприобретений

Попытки самостоятельных действий во время кормления, одевания, отказы от выполнения необходимых режимных процедур, овладение большим числом новых умений в игре и в действиях по самообслуживанию

Повышенная чувствительность к порицаниям и замечаниям взрослых

Обидчивость, недовольство, агрессия, направленная на взрослых или на предметы

Необычное и противоречивое поведение в затруднительных ситуациях

Связано с выполнением каких-либо действий (например, ребенок просит о помощи, но сразу отказывается от нее), повышенная капризность ребенка

К. Н. Поливанова проанализировала действия взрослых в ситуации развертывания негативных симптомов кризиса первого года. Автор отмечает, что до кризисного периода взрослый был источником и условием выполнения всех желаний ребенка. В кризисе взрослый впервые занимает позицию между ребенком и его желаниями, противостоит их удовлетворению. Данное противостояние является признаком эмансипации ребенка от взрослого и становится также условием обнаружения взрослого, подобно тому как неисполнение желания является условием его обнаружения. В данной ситуации взрослый вынужден изменить воспитательные воздействия. С одной стороны, родители пытаются теперь постоянно предвидеть возможные желания и побуждения ребенка, стараясь максимально обезопасить окружающую обстановку, с другой – они вынуждены повышать разнообразие репертуара способов взаимодействия с ребенком, включая в него совместные действия с предметами. Родителям в ситуации данного кризиса необходимо признать своеобразное "чувство взрослости", возникающее у ребенка, и отказаться от некоторых, потерявших свою актуальность запретов, предоставить ребенку некоторые новые формы взаимодействия. Однако абсолютно все желания ребенка не могут быть удовлетворены, поскольку остаются недоступными опасные, с точки зрения взрослых, зоны окружающего пространства и предметы. Ребенок хочет максимально увеличить пространство своей деятельности, взрослый же – стремится изменить ОГЛАВЛЕНИЕ деятельности и действия ребенка в относительно небольшом контролируемом пространстве. Таким образом, в периоде кризиса первого года можно выделить несколько этапов (табл. 4.11).

Таблица 4.11

Этапы кризиса первого года

Этапы

ОГЛАВЛЕНИЕ этапов

1

У ребенка появляются устойчиво привлекательные предметы и ситуации

2

Новый способ передвижения на короткое время попадает в центр внимания ребенка, становится особым опосредующим предметом потребности

3

Запрет (или отсрочка) удовлетворения желания приводит к гипобулической реакции в поведении и к появлению стремления (как характеристики психической жизни)

4

Слово взрослого означивает удерживаемый аффект

Можно заключить, что ОГЛАВЛЕНИЕ психического развития в кризисе первого года жизни ребенка можно охарактеризовать посредством термина субъективация как обнаружение им самим собственного желания. Благополучное разрешение кризиса первого года жизни обеспечивает дифференциацию предметной и социальной среды. Это обеспечивает стремление, приводящее к субъективации желания – к обнаружению желания самим ребенком; к исчезновению ситуации "пра-мьт" и возникновению новой формы "Я" ("Я-желающий"), Субъективация желания и форма самосознания "Я-желающий" являются основой для формирования предметной деятельности и возникновения на следующем возрастном этапе формы "Я-действующий". Новообразованиями кризиса первого года являются – овладение ходьбой, автономная речь и гипобулические аффективно-волевые реакции.