Новгородские и псковские храмы

Два города, Великий Новгород и его бывший "пригород" Псков, в XIV– XV вв. являлись единственными значительными центрами русской культуры, которым чудом удалось устоять в борьбе с немецкими и шведскими рыцарями, избежать и татарского разгрома, и литовского завоевания.

Новгородское зодчество было весьма традиционным. Однако теперь и здесь несколько меняется стиль каменных построек. Сохранив традицию возведения четырехстолпного однокупольного храма, новгородские зодчие стали использовать вместо позакомарного покрытия (кровля, уложенная непосредственно по сводам) трехлопастное, вместо трех апсид – одну, опущенную до половины здания. Характерной особенностью этих сооружений было устройство голосников – замурованных в стены и своды глиняных горшков и кувшинов, улучшающих акустику внутри храма. Большинство сохранившихся до наших дней каменных новгородских церквей имеют характерную восьмискатную крышу, идущую крестом от подкупольного барабана. К такому типу построек относятся: пригородная церковь Николы на Липне (1292), церковь Федора Стратилата (1360–1361), церковь Спаса на Ильине улице (1374), церковь Петра и Павла в Кожевниках (1406–1407).

Зодчие, возводившие Никольскую церковь на Липне, оставили лишь одну апсиду. Храм был построен из грубо отесанных плит, скрепленных раствором извести с песком. В храме Федора Стратилата были сооружены большие полати, на которые вела лестница, устроенная не в толще стены, как раньше, а прямо в церкви, в северо-западной части здания. Барабаны и апсиды новгородских храмов того времени декорированы арками, нишами, поясами и выступами.

Образцом гражданского зодчества той поры стала новгородская Грановитая палата, которую в 1433 г., при владыке Евфимии, возвели немецкие и новгородские мастера. В этом здании заседал совет господ – верхушка новгородского боярства. Чуть позже в Новгородском детинце был поставлен новый каменный Владычный двор (1442) и Часозвоня Евфимия (1443), остатки которой находятся между Митрополичьей и Федоровской башнями. Сохранившаяся до наших дней новая новгородская Часозвоня была возведена в 1673 г.

Подобно новгородским храмам, псковские каменные церкви невелики по размерам, но заметно различаются по ряду существенных деталей: для них характерны асимметрия всей постройки, обусловленная наличием придела и звонницы, а также обязательное наличие подклета – подвального помещения, использовавшегося для хранения не только церковного имущества, но и купеческих товаров. Особенно следует выделить появление псковских каменных звонниц – прообраза русских колоколен, столпообразных сооружений характерной формы, имевших нескольких пролетов с проемами для колоколов. Типичным украшением псковских построек стали темно-зеленые поливные изразцы. Среди сохранившихся построек наиболее интересны церковь Василия на Горке (1413), церковь Богоявления со звонницей на Запсковье (1496).

Самым знаменитым псковским зодчим той эпохи был Кирилл, построивший в городе новый Троицкий собор (1365–1367) на месте, где стоял старый, рухнувший в 1363 г. храм 1137–1138 гг. постройки. К сожалению, построенный Кириллом второй Троицкий собор был разрушен в 1609 г. в результате взрыва порохового погреба в Смутное время. Дошедший до нас каменный третий Свято-Троицкий собор был поставлен на том же месте в 1699 г. В 1374 г. Кирилл построил "в свое имя" (в честь собственного тезоименитого святого покровителя) церковь Кирилла, архиепископа Иерусалимского, на Гребле, у Смердья моста. Он же, по-видимому, возглавил сооружение на новом месте церкви Святых апостолов Петра и Павла и церкви Власия, а также храма Тимофея-Довмонта в Довмонтовой стене, руководил работами по укреплению родного города: под его началом в 1375–1377 гг. была возведена "четвертая стена" Пскова. В летописях упомянуты имена и других местных мастеров: Еремея (собор Святой Софии с приделом Святого Симеона Столпника (1415–1416)) и Федора, в 1420 г. покрывшего Троицкий собор свинцовой кровлей, а позже перебравшегося работать в Москву.