Новгородская земля

Новгородская земля составляла основу Северо-Западной Руси. Она охватывала территорию от р. Наровы и Чудского озера на западе до Белого моря на северо-востоке. Крупнейшими городами были Новгород, Исков (до 1348 г., когда обрел автономию), Старая Русса, Изборск, Ям, Великие Луки и др.

Новгородская земля была самой большой землей русского Средневековья в территориальном плане. Отсюда и ее сложная структура. Она делилась на пять "пятин" (районов): Бежецкую (бассейн рек Меты и Мологи), Водскую (бассейны рек Волхова и Луги), Деревскую (бассейн рек Меты и Ловати), Обонежскую (бассейн рек Волхова, Меты и до побережья Белого моря), Шелонскую (бассейн рек Ловати и Луги). По мере продвижения новгородцев на северо-восток образовывались новые территории: Заволочье, или Двинская земля (по рекам Северной Двине, Онеге и Мезени), Пермь (в бассейне р. Вычегды и верхнем течении Камы), Печора (бассейн р. Печоры до предгорья Урала), Югра (земля за северо-восточной оконечностью Уральских гор), Терский берег (территория Кольского полуострова от р. Вазуги до мыса Святой Нос).

Главной чертой политического строя средневекового Новгорода было вече. Как известно, веча существовали и в других древнерусских городах; этот институт был типичен для политического строя домонгольской Руси. Но о новгородском вече мы знаем гораздо больше, чем о других. Тем не менее до сих пор нет единого мнения относительно того, что собой представляло новгородское вече.

Согласно концепции В. Л. Янина, вече – это большой совет представителей новгородской социальной верхушки, примерно 300 человек. Археологи раскопали площадь на Ярославовом дворище, на которой заседало вече, и проводили инсценировки вечевых собраний, пытаясь понять их особенности. Выяснилось, что как раз примерно 300 человек может уместиться на вечевой площади, если участники веча заседали сидя. Эти эксперименты подтверждали мысль Янина. Таким образом, согласно данной концепции вечевой строй Новгорода представлял собой своеобразную боярскую олигархию.

Другие ученые, опираясь на концепцию В. И. Сергеевича, полагают, что правом прихода на вече, участия в обсуждении вопросов и голосовании обладали все лично свободные новгородцы. И сколько их пришло, столько и поместилось стоя на вечевой площади. Голосовали криком, и решение принимали только единогласно. Сторонники какого решения в большем составе явятся на вече и перекричат остальных, такое решение и принималось.

Согласно еще одной теории веча, представительной, на вече были в определенных пропорциях представлены делегаты от всех городских районов (концов). Таких концов было пять: Неревский, Людин, Словенский, Плотницкий, Загородский. Согласно данной теории, начальные вечевые собрания происходили на уровне улиц, которые выдвигали определенное число делегатов (например, но пять) на кончанские веча. Причем выборы шли как бы по нескольким линиям: черные люди выбирали сотских (по одному от каждой сотни), зажиточные слои (боярство, купечество) – кончанских старост, монашество обителей, расположенных в отдельных концах Новгорода, – кончанских игуменов. Последние три категории и сходились на вече, в котором, кроме них, участвовали представители городской администрации (посадники и тысяцкий), руководители новгородской церкви (архиепископ и архимандриты крупнейших монастырей). На вече приглашали и князя.

Но какой бы ни была структура веча, нам о нем известно несколько несомненных фактов. Вече избирало главу городской администрации – посадника. Первым известным нам посадником, независимым от княжеской власти, был Коснятин Добрынин (начало XI в.). Также на вече избирался тысяцкий – предводитель городского ополчения. Вече определяло размеры налогов и расклад их по населению; без санкции веча не могла быть реализована ни одна внешнеполитическая акция.

Вече обладало прерогативами приглашать, изгонять и избирать князя на княжение в Новгородской земле. Новгород приглашал князя как наемного профессионального военачальника. Князь не имел политической власти и даже жил не в городе, а рядом с ним, в специальной резиденции – Городище (позднее названном Рюриковом городищем). Горожане опасались, что сильный князь отберет их вольности, поэтому вече приглашало и смещало правителей по своему усмотрению раз в несколько лет, причем такая традиция берет начало еще с Киевской Руси. Одним из первых в 1052–1054 гг. был изгнан князь Ростислав Ярославич.

Свержение правителей не сразу стало сопровождаться приглашением князей со стороны. Первоначально новгородцы пытались "вскармливать князей", т.с. брать на воспитание юного Рюриковича, чтобы он с детства проникся духом вольностей "города на Волхове". В числе первых подобных кандидатов на престол был сын Владимира Мономаха Мстислав. Однако юный Мономахович ушел из Новгорода при малейшей возможности, а именно в 1117 г., когда отец позвал его на юг. Вместо себя он оставил сына Всеволода.

В 1125 г. новгородцы впервые сами избрали себе князя, правда, им оказался все тот же Всеволод Мстиславич. Избрание состоялось по классической схеме: с князем заключили с "ряд" (договор) и приняли его присягу на кресте на верность городу. Эго могло бы стать началом отделения Новгорода от Киева, но республику подвела сыновья почтительность Всеволода: он во всем слушался своего отца Мстислава. В 1132 г. князя Всеволода даже изгоняли из города, но он сумел вернуть себе престол.

В 1136 г. новгородцы свергли Всеволода. Это восстание считается точкой отсчета самостоятельности Новгородской средневековой республики.

В период с 1136 по 1200 г., за 64 года, в Новгороде сменился 31 князь, за последующие 100 лет, с 1201 по 1300 г., – 32 князя (считая повторные приглашения князей на правление). Как видим, приглашенные Рюриковичи правили от нескольких месяцев до нескольких лет. В ситуации, когда князья с калейдоскопической скоростью сменяли друг друга, увеличивалось значение посадников и тысяцких, олицетворявших стабильную местную власть. Росла и роль веча, но оно стало дробиться на сходы жителей районов и чаще собираться в отдельных концах и улицах.

В 1207 г. (или в 1209 г., дата спорная) в Новгороде происходит крупное восстание против посадника Дмитра Мирошкинича. Причиной стали непомерные поборы, для взимания которых переписали даже кур. Купечество подвергалось огромным штрафам. Дмитра убили, его двор разграбили и нашли там столько богатств, что каждому горожанину досталось по три гривны и еще хватило для ополчения Новгородской волости.

В 1215 г. Новгород оказался в большой опасности: князь Ярослав Суздальский, стремясь подчинить северо-западного соседа, захватил Торжок – ключевой торговый пункт хлебной торговли республики с южными княжествами. Новгород в панике запросил помощи у знаменитого полководца, князя Мстислава Мстиславича Удалого, и 21 апреля 1216 г. в битве на р. Липице суздальское войско было разгромлено. Угрозу Новгороду удалось отразить. Вскоре после этого республика опять погрузилась в пучину постоянных социальных потрясений.

В 1218 г. в Новгороде шли уличные бои сторонников и противников посадника Твердислава. В 1219 г. по обвинению в измене и связях с враждебным Суздалем был свергнут посадник Якуб. В 1227–1230 гг. начался языческий мятеж. Церковь пыталась подавить его (четверых волхвов просто сожгли на вечевой площадке), однако это привело к бунту. Архиепископ Антоний был вынужден покинуть город и скрыться в ближайшем Хутынском монастыре. Нового епископа Арсения изгнали уже в 1228 г., обвинив его в "насылании порчи на урожай". Новгородский князь Михаил Всеволодович был вынужден на пять лет освободить от податей беглых крестьян, если они вернутся в свои села. Но это помогло мало: голод 1230 г. привел к свержению посадника и тысяцкого и новым мятежам. Из-за подобных потрясений республика в XIII в. так и не смогла стать политически сильной и влиятельной в масштабах Руси.

В XIII в. Новгород стал играть особую роль в экономике всех русских земель. Это был единственный пункт, через который на Русь из Европы поступало серебро, а в нем нуждались все княжества: ведь серебро было нужно в первую очередь для выплаты ордынской дани. Своих серебряных руд в восточноевропейских землях не было. До конца XIII в. в качестве основной единицы измерения серебра был слиток весом около 200 г, который назывался гривной серебра и в Новгороде делился на 15 равных частей – 15 гривен кун. Видя рост спроса на серебро, новгородцы в начале XIV в. "разбавили" гривну. Хотя она по-прежнему весила 200 г и сохранила свою форму, серебра в ней теперь было на 175 г, а стоимость новой гривны считалась 13 кун, т.е. от нее как бы отрубили две куны. Новый слиток получил название "рубль" – так родилась русская денежная единица.

Александр Невский распространил на Новгород обязанность платить дань монголо-татарам, хотя Новгород не был покорен военной силой. Это страшно возмутило горожан и послужило одной из причин неприятия новгородцами князя Александра. В 1260-е гг., когда в городе стал княжить брат Александра, Ярослав Ярославич, новгородцы подписали с ним договор, в котором подтверждались старые прерогативы: не князь, а горожане через решения веча имеют право собирать налоги. Князь не может выносить каких-либо судебных решений без санкции посадника (до того был княжий суд). Кроме того, во второй половине XIII в. появляется торговый суд, главой которого был тысяцкий, и епископский суд, которому было подконтрольно все население, жившее на церковных землях. Князь не имел права владеть на территории Новгородской земли какой-либо земельной собственностью.

С конца XIII в. в Новгороде развернулось интенсивное монастырское строительство. Богатые семьи основывали монастыри и тем самым становились их ктиторами. К монастырям отходили их земельные богатства и движимое имущество. Поскольку это могло чрезмерно усилить власть архиепископа, была учреждена особая должность новгородского архимандрита – главы всего черного духовенства. Однако и его кандидатура утверждалась вечем.

В 1290-е гг. реформы привели к созданию особой политической системы, когда высшая власть принадлежала вечу, а оно ежегодно (раньше – по мере надобности) избирало посадника, тысяцкого и архимандрита. Тем самым закончилось оформление республиканских основ Новгородского государства.