Новгородская феодальная республика

Отличительная черта Новгородской земли - огромная территория. На севере возникали города Псков и Изборск близ Чудского озера, Новгород на Ильмене, Белоозеро. Новгород возник на берегах Волхова в IX в. На перекрестке торговых путей: вниз по Волхову через Ладожское озеро и Неву в Швецию; через Ильмень и Мету - на Волгу, из Византии и Киева вверх по Днепру, через волоки, Ловатью в Ильмень и Волхов ("из грек в варяги"). Богатство и связи Новгорода - основа усиления и самостоятельности. Привлекали меха и моржовая кость. До начала XIII в. (рыцарские ордена) особой военной угрозы не было. В Новгороде были каменный Кремль, Софийский собор (построил сын Ярослава Мудрого Владимир), епископский двор, Борисоглебская церковь, торг, вечевая площадь, жилые дома, мастерские и т.д. На окраине монастыри - Юрьевский с юга и Антониев на севере. Были деревянные мостовые. На бересте - завещания, долговые расписки, челобитные, приглашения, стихи и т.п. Много ремесленников - улицы Щитная, Кузнецкая, Кожевники, Гончарная, Плотницкий конец. Иноземные торговые дворы - немецкий, готский.

Сложился порядок, когда Новгород приглашал к себе князя с детей. Сына Мономаха Мстислава пригласили с 12 лет. Через 14 лет, в 1102 г., Святополк Киевский хотел заменить его своим сыном но новгородское посольство: "Если у твоего сына две головы, то посылай". Мстислав вторым браком женат на дочери посадника. В управлении Новгородом был особенно важен пост посадника. Ранее это доверенное лицо киевского князя, посланное из Киева. В XII в. посадников выбирают сами новгородцы и только из знатного боярства. Образовалось посадничье управление, независимое от князя. Они стали преемниками племенной старшины, общественными лидерами. В 1117 г. князь Мстислав переехал в Киев к отцу. В 1118 г. Владимир Мономах и Мстислав, вызванный отцом на юг, вызвали новгородских бояр в Киев и заставили присягнуть на верность. Посадником в Новгород был направлен из Киева Борис.

Последним князем при котором оставалось влияние Киева, был Всеволод Мстиславич (1118‑1136). В 1118 г. он был назначен Мономахом на новгородский стол, а в 1125 г., по мнению И.Я. Фроянова, его избрали. Т.е. новгородцы перестроили свои отношения с князем заменив назначение избранием. Избрание предполагает определенную процедуру (ритуал), в который входит ряд (договор), скрепляемый присягой (целованием креста). В 1129 г. опять посадник из Киева. Положение Всеволода ухудшилось после смерти Мстислава Великого в 1132 г. На киевском столе Мстислава сменил Ярополк Владимирович (дядя Всеволода). Он решил перевести племянника в Переяславль, новгородцы недовольны, крест целовал, что будет править пожизненно. Вскоре вернулся в Новгород, но его изгоняют. Посадника Мирослава отправляют в Псков. Всеволод вскоре вернулся, но волнения не сразу утихли.

В 1135 г. при посаднике Мирославе князь Всеволод составил "Рукописание" о льготах купцов в церкви Ивана Предтечи на Опоках, построенной в 1127-1130 гг. По мнению В.Л. Янина, окончательно устав оформился к концу XIII века. "Дом святого великого Ивана" объединял зажиточных новгородских купцов - вощников, торговавших воском с Европой. Храм был наделен властями Новгорода привилегиями. Церковь становилась организационным центром купеческой корпорации (Иванское сто). В храме хранился эталонный "вощаной вес", что приносило храму немалые доходы. На двор привозили взвешивать воск все купцы, но новгородские гости за взвешивание платили меньше. На площади перед храмом под руководством тысяцкого проходили заседания торгового суда, разбиравшего тяжбы между купцами. Ивановскому купеческому братству дано самоуправление и суд по торговым делам, независимые от посадника. При церкви учреждался совет из трех старост (2 избирались от купцов, 1 боярин тысяцкий). "Рукописание" показало усиление местной общины и расширение ее управленческих функций. Войти в братство можно только после вклада в 50 гривен (становились "пошлыми купцами"). Более 10 кг, а также преподнести новгородскому тысяцкому ипрского сукна из Фландрии. Звание "пошлого купца" было наследственным и давало право занять место купеческого старосты. В самом храме хранили только свечи и фимиам. Как склад, очевидно, подцерковные палаты, в которых взвешивали воск. В пользу Ивановского братства шли таможенные пошлины с воска, привозимого в Новгород. Около 24 июня в течение 3 дней отмечали храмовый праздник Иоанна Предтечи. Праздник Ивановского братства 11-13 сентября, когда на устройство пира из общей казны тратили 25 гривен серебра. Пиры-братчины.

В Новгороде было распространено складничество - 4-5 купцов, торговавшие одними товарами, объединялись (отражено в берестяных грамотах XII-XIV веков).

Но привилегии купцов были урезаны "Уставом князя Всеволода о церковных судах и о мерилах торговых", составлен в начале 1136 г. В Уставе обозначен круг лиц, подвластных церкви, и состав преступлений для церковного суда (развод, чародейство, волхование, ведовство, ссоры между родными, ограбление мертвецов и др.). Суд и мерила торговые переданы церкви св. Богородицы на торгу (построена князем и владыкой Нифонтом в 1135 г.), Софийскому собору и старосте Ивановского братства. Торговыми мерилами должны были заведовать не только епископ, а вместе с ним иванский староста и 10 сотских.

Шла борьба между киевской общиной (в лице князя) и новгородской общиной за государственный суверенитет, за автономию новгородской епископии от киевской митрополии. Новгородская община стала городом-государством, вечевой республикой, а епископ стал общинной властью. После восстания 1136 г. в Новгородской земле была установлена феодальная республика, республиканский вечевой строй. 28 мая по приговору веча (с участием псковичей и ладожан) Всеволод арестован и вместе с семьей посажен под арест. Он обвинен в уходе в Переяславль и "неблюдении" смердов (возможно, завышенные поборы) и т.д. Разорение смердов угрожало новгородскому государственному хозяйству, и беспокоило все свободное население. Смердов на вече не было. В июле Всеволода отпустили из города. Затем киевский князь Ярополк дал ему в держание Вышгород. Он умер в Пскове, когда новгородцы собирали войско, чтобы изгнать его. Выслав Всеволода, новгородцы "приняли" его малолетнего сына Владимира. Очевидно, боялись остаться без князя как покровителя, чтобы охранить волость от бед и неурожаев (И.Я. Фроянов). Или в качестве заложника (Б. Греков и Л. Черепнин). Довольно скоро в Новгород был приглашен Святослав Ольгович из Чернигова, но через год выгнали и его. Святослав вернулся в Новгород после смены князя в Киеве (Ярополк - умер в 1139 г. - Всеволод Ольгович), но бежал в 1141 г.

Большинство князей использовались как наемные военачальники. После бегства Святослава Ольговича посадником в отсутствие князя был избран Судила. В 1144-1146 гг. посадником был Нежата, потом Костянтин Микульчич и после его смерти опять Судила Иванкович. Его выгнали в 1156 г. и избрали Якуна Мирославича. В 1156 г. состоялись первые выборы епископа - Аркадий. В 1158 г. князя получил Торжок (Давыд), до 1196 г. он подчинялся Новгороду. Затем рост оппозиции. Отстраненный от должности в Новгороде архиепископ Арсений уехал в Торжок.

В 1157 г. Новгород раскололся на две противоборствующие стороны - Софийскую и Торговую. В 1209 г. восстание против посадника Дмитра Мирошкинича (с 1205 г. - посадник), сожгли двор, села и челядь продали, и его имущество разделили по 3 гривны всему граду. Он у новгородцев "серебро имати", по волости кур брать, с купцов "дикую виру" взимать. Дмитр умер от полученных ран во Владимире, тело предали земле по требованию владыки Митрофана, а то новгородцы хотели сжечь. Следующим посадником стал Твердислав Михалкович, несколько раз сменялся с Юрием Иванковичем. В 1220 г. Твердислав постригся в монахи из-за противоречий с князем Всеволодом Мстиславичем. В 1211 г. в Новгороде был большой пожар, сгорело 4300 дворов и 15 церквей. Митрофана после этого изгнали в Торопец.

Была угроза подчинения Новгорода суздальскому князю Ярославу. Под руководством Мстислава Мстиславича Удалого новгородцы готовились к войне. 21 апреля 1216 г. произошла битва на р. Липице. Новгородцы отстояли право "свободы в князьях". Отбили попытки превращения в наместничество. Сложились благоприятные условия для соединения местной государственной организации с княжеской властью, оформленной в один из институтов верховной власти Новгородской республики. Мстислав княжил в Новгороде до 1218 г.

В 1227 г. в Новгороде были сожжены 4 волхва на Ярославовом Дворе. Раскопками в этом месте было обнаружено 16 тыс. бараньих рогов, 5 тонн коровьих челюстей, возможно, на этом месте в дохристианские времена поклонялись Волосу. Даже архиепископ Антоний не рискнул возразить. Вскоре он удалился в Хутынский монастырь. В 1229-1230 гг. вече взбунтовалось, и были сменены князь, архиепископ Арсений, посадник и тысяцкий. Архиепископом вновь стал Антоний. В этой борьбе переплетались бытовые, политические и религиозные моменты. В 1230 г. был сильный голод. Из-за этого были разграблены дворы посадника Внезда Водовика и тысяцкого Бориса Негочевича, а их имущество разделено на всех. Новым посадником избрали Степана Твердиславича, а тысяцким Микиту Петровича. В традициях язычества вина возлагалась на правителей.

Архитектура. В Новгороде строили небольшие скромные храмы для повседневных служб. Нередко церкви были складами. Храмы кубические, 4-столпные: церковь Благовещения (1179 г.), Петра и Павла на Синичьей горе (1192 г.), Параскевы Пятницы на Ярославовом Дворище (1207 г.), церковь Спаса-Нередицы (1198 г.) близ города.

Татаро-монгольское нашествие и последовавшее за ним включение западно-русских земель в состав Литовского государства прервали интеграционные процессы восточных славян. Многие города прекратили свое существование, население погибло или разбежалось, в этноязыковом развитии возобладали дифференциационные процессы.