Новая структура знания

Даже если бы в мире произошло только распространение компьютеров, только это позволило бы говорить о "революции знания". Однако и другие перемены меняют всю систему знаний, или "инфосферу", в мире высокой технологии.

Сверхскорость перемен сегодня означает, что данные "факты" становятся устаревшими быстрее знание, построенное на них, становится менее долговечным. Для преодоления этого "фактора временности" в настоящее время создаются новые технологические и организационные инструменты для ускорения научных исследований и развития науки. Другие технологии предназначены для ускорения процесса обучения. Метаболизм знания протекает быстрее.

Не менее важно, что общества с высокой технологией начинают реорганизовывать свои знания. Повседневное ноу-хау, необходимое в бизнесе и политике, становится более абстрактным с каждым днем. Обычные дисциплины раскалываются. С помощью компьютера одни и те же данные или информацию можно теперь объединить в блоки или "вырезать" совершенно по-другому, помогая пользователю увидеть ту же проблему с совершенно разных углов зрения и синтезировать метазнание.

Тем временем прогресс в области искусственного интеллекта и экспертных систем предоставляет новые способы сосредоточения экспертного знания. Из-за всех этих перемен мы видим повышение интереса к когнитивной теории, теории обучения, "размытой логике", нейробиологии и другим интеллектуальным направлениям, которые имеют отношение к самой структуре знаний.

Знания реструктурируются по меньшей мере так же глубоко, как насилие и благосостояние, означая, что все элементы триады власти одновременно революционизируются. Каждый день источники власти становятся более зависимыми от знаний. В связи с созданием и ускоряющимся развитием разнообразных комплексов программ ЭВМ и программ искусственного интеллекта, имеющего в будущем практически неограниченные возможности, человеческая деятельность претерпевает кардинальные преображения.

Особенности педагогического контроля

Проверка результатов обучения не может быть случайным актом. Она является необходимым звеном в общем процессе образования. Контроль, проверка результатов обучения трактуется дидактикой как педагогическая диагностика[1]. Контроль выполняет образовательную, воспитательную и развивающую функции. Но главная функция контроля, разумеется, диагностическая. В дидактике различают три вида контроля: текущий, периодический, итоговый. Текущий контроль – это постоянная проверка на каждом уроке успешности занятий. Педагог стремится узнать, усвоены ли знания, обретены ли необходимые навыки и умения. Периодический контроль осуществляется обычно после того, как изучены значительные массивы программы. В этом смысле он порой называется рубежным. Итоговый контроль проводится накануне перевода в следующий класс или ступень обучения.

Педагогический контроль предполагает, что выпускник высшего учебного заведения отвечает следующим общим требованиям:

– владеет методами сбора, хранения и обработки (редактирования) информации, применяемыми в сфере его профессиональной деятельности;

– умеет пользоваться системами моделей объектов (процессов) своей деятельности или выбирать (строить) адекватные объекту модели;

– умеет анализировать состояние и динамику объектов деятельности с использованием методов и средств анализа и прогноза;

– умеет корректно формулировать задачи (проблемы) своей деятельности (проекта, исследования), устанавливать их взаимосвязи, строить модели систем задач (проблем), анализировать, диагностицировать причины появления проблем;

– умеет формулировать цели проекта (программы) решения задач (проблем), критерии и показатели достижения целей, строить структуры их взаимосвязей; устанавливать приоритеты решения задач (проблем), учитывать нравственные аспекты деятельности;

– умеет прогнозировать динамику, тенденции развития объекта, процесса, задач, проблем, их систем, пользоваться для этого формализованными моделями (методами);

– владеет современными методами проектирования: умеет строить обобщенные варианты проекта (концепции) решения проблемы, задачи, их систем, анализировать эти варианты, прогнозировать последствия каждого варианта, синтезировать альтернативные варианты, находить компромиссные решения в условиях многокритериальности, неопределенности, планировать реализацию проекта;

– владеет методами контроля своей деятельности;

– умеет делать обоснованные, доказательные выводы;

– владеет методами обучения в процессе деятельности, обучения новым методам, средствам деятельности, приобретения новых знаний, используя современные образовательные технологии, программы ЭВМ;

– умеет рефлексировать (моделировать, анализировать, оценивать) свою интеллектуальную деятельность в кооперации с коллегами;

– умеет осуществлять деятельность в кооперации с коллегами, находить компромиссы при совместной деятельности;

– владеет применяемыми в сфере своей профессиональной деятельности компьютерными средствами, программами работы с информацией, моделирования, анализа, прогноза, проектирования, планирования и обучения;

– владеет необходимыми для выполнения всех перечисленных интеллектуальных функций знаниями (фундаментальными и прикладными);

– знает системы задач профессиональной деятельности по соответствующему направлению подготовки, их характеристики (модели), характеристики методов, средств, технологий и алгоритмов решения[2].

Разумеется, качество образования определяется не формальными признаками, число которых можно множить до бесконечности. Цель образования – не столько научение, сколько преображение души. Именно "притчей о пещере" Платон через наглядность рассказанной истории смог сделать зримым и познаваемым существо пайдейи. "Обороняясь, Платон хочет одновременно показать, что существо пайдейи не в том, чтобы загрузить неподготовленную душу голыми знаниями, словно первый попавшийся пустой сосуд. Подлинное образование, наоборот, захватывает и изменяет саму душу и в целом, перемещая сперва человека в место его существа и приучая к нему"[3].

Важным показателем качества обучения является развитие интеллекта. Интеллект (от лат. intellectus – ум, рассудок) – общий умственный потенциал человека, степень реализации способностей, которые он целесообразно использует для приспособления к жизни. Интеллект выражает все умственные функции человека, всю совокупность его познавательных умений: ощущения, восприятие, память, представление, мышление, воображение[4]. Благодаря интеллекту человек может сравнивать, вырабатывать абстракции, образовывать понятия, суждения, осуществлять умозаключения. Понятие "интеллект" трактуется по-разному. Различные авторы связывают его с системой умственных операций, со стилем и стратегией решения жизненных проблем, с эффективностью индивидуального подхода к ситуации, требующей познавательной активности, с когнитивным стилем и т.д. Другой весьма распространенной точкой зрения стало мнение Пиаже о том, что интеллект – это то, что обеспечивает адаптацию человека[5].

Можно, по-видимому, назвать два основных толкования интеллекта: широкое и узкое. В более широком смысле интеллект – это глобальная интегральная биопсихическая особенность человека, характеризующая его возможности в адаптации. Другая трактовка интеллекта, более узкая, объединяет в этом понятии обобщенную характеристику умственных способностей человека. Интеллект в современной психологической науке, как уже отмечалось, связывают с процессом мышления, а мышление, в свою очередь, является познавательным психическим процессом, завершающим обработку информации, которую мы получаем из внешнего мира. Мышление формирует понятия о предметах и понимание их взаимосвязей[6].

Для нас важно, что возникновение понятия "интеллект" связано с попытками оценить с помощью специальных психологических тестов умственные и творческие возможности человека. Следовательно, более правильным является соотнесение интеллекта и способностей человека выполнять умственную деятельность. Более того, нельзя рассматривать интеллект только как совокупность характеристик, обеспечивающих адаптацию человека к внешней среде, потому что человек живет в обществе и его адаптация связана с моральными ценностями и целями деятельности, а формирование моральных ценностей и целей деятельности нельзя объяснить только их осознанием. Часто формирование моральных ценностей и целей деятельности происходит на уровне бессознательного.

В школе нередко господствуют формальные критерии оценки результатов образования. Они по существу и внедряются в сознание подростка. Оценивание качества образования связано с каждодневным "выполнил задание – не выполнил задание". Основное внимание уделяется тому, с какой скоростью ребенок усвоил тот или иной объем знаний. Но ведь эти критерии формальны. Главный показатель качества и эффективности образования – это личностный рост ребенка. Становится ли личность автономной, зрелой, лишенной социальной инфантильности? Способна ли она самостоятельно разбираться в жизненных явлениях? Проявляется ли в ней духовность? Эти показатели гораздо важнее для определения качества образования, чем чисто формальные.