Как завоевать и усилить внимание слушателей

Итак, настал час, когда слушатели заполнили зал. Перед выступлением всякий нормальный оратор испытывает немалую психическую нагрузку и волнение. Поэтому прежде чем войти в помещение к слушателям, выступающему следует выделить несколько минут для того, чтобы снять чрезмерное психическое напряжение, которое может вызвать расстройства речевого дыхания или голоса (непривычно дрожать или слишком высокий регистр), могут появиться дефекты дикции и т.д. В различных пособиях по риторике содержится немало рекомендаций по поводу того, что нужно сделать для снятия чрезмерного напряжения перед выступлением. Приведем некоторые из них:

• расправить плечи, принять осанку уверенного в себе человека;

• подвигать челюстью, проделать несколько манипуляций с губами и языком;

• глубоко подышать;

• сделать круговые движения головой;

• наклонить голову "до упора" вправо и влево, вперед и назад с переменным расслаблением между этими наклонами;

• попеременно напрягать и потягивать плечи вверх и ослаблять их;

• настроиться на позитивное, доброжелательное восприятие речи слушателями. Представить, что будет идти разговор с хорошими знакомыми и друзьями;

• сконцентрироваться на содержании речи;

• мысленно сформулировать основную цель выступления, которая должна служить главным ориентиром речи.

Наконец, оратор вошел в помещение и остался с аудиторией один на один. Прежде всего, нельзя начинать выступление с извинений ("Извините, я специально не готовился...", "Прошу прощения заранее: я не бог весть какой оратор..." и т.п.), так как это снижает доверие к оратору и его речи с самого начата. Главная задача выступающего – установить со слушателями позитивный психологический контакт. Для этого прежде всего следует в буквальном смысле завоевать их внимание. Причем сделать это надо с самых первых минут выступления, которые являются наиболее ответственными для управления вниманием. Как известно, в 80% случаев слушают внимательно лишь первые 1–2 минуты, а затем внимание ослабевает, а порой и вообще исчезает. Поэтому на данном этапе весьма важно снять напряженность между аудиторией и выступающим, связанную с коммуникативным барьером "свой-чужой". Для этого имеются специальные приемы привлечения внимания и установления контакта с аудиторией.

1. Перед самым началом выступления оратор медленно обводит взглядом слушателей, выдерживается 5–7-секундная пауза, и лишь после этого он обращается к аудитории.

2. Выбирается адекватная форма обращения, что порой является не простым делом. Формы обращений бывают самые разные; "товарищи", "друзья", "мои дорогие", "коллеги", "уважаемые слушатели", "уважаемые товарищи", "уважаемое собрание", "господа" и т.д. Выбор формы обращения обусловлен ситуацией общения, отношением между слушателями и оратором и, конечно, индивидуальным стилем выступающего, его возрастом, статусом и т.п.

3. Для того чтобы сразу снять напряженность и установить контакт со слушателями, следует приобщиться к аудитории, рассказав ей то, что связывает оратора с ней. Например, общая профессия, возраст, страна проживания, культурные традиции и т.д. ("Как я вижу (как мне сказали) все мы здесь..."). Можно сделать комплимент или выразить благодарность в адрес организаторов собрания, конференции; помещения или города, в котором это собрание проходит, и т.д.

4. Шутка, анекдот, поговорка и т.п. – хорошее начало знакомства с аудиторией. Они вызовут улыбку или смех присутствующих и снимут первоначальную напряженность.

5. Для "зацепки" оратор может использовать также какое- то личное событие или впечатление. Например: "идя на эту лекцию (выступление...), я заметил...".

6. Интригующее начало, которое может возбудить любопытство аудитории. Здесь подойдет проблемная постановка вопроса, новый интересный случай или факт, необычное сообщение и т.д.

7. Цитирование известных, всеми уважаемых и любимых философов, ученых, деятелей науки, искусства, полководцев, государственных деятелей и т.д. может быть хорошим началом для выступления.

После того как внимание слушателей зафиксировалось, необходимо переходить к основной работе – раскрытию содержания темы. Это задача уже более серьезная и основная. Цель ее состоит прежде всего в том, чтобы донести до слушателей главную идею выступления. Поэтому именно с нее следует начать выступление и дальше продолжать наращивать усилия по поддерживанию и развитию внимания аудитории к выступлению. На этапе раскрытия содержания темы можно выделить следующие общие приемы и факторы привлечения и удержания внимания слушателей.

1. Четкая формулировка общей идеи, целей и задач выступления. Это следует сделать с самого начала, так как слушатели сразу же могут осознать, что им ждать от выступления и для чего они собрались. Хорошо, если оратор раскроет при этом практическую пользу реализации рассматриваемых им идей и целей.

2. Речь звучит более убедительно и доходчиво, если она сопровождается фактами, официальными данными, результатами научных исследований. По мере необходимости и, соблюдая чувство меры, желательно иллюстрировать выступление фактами. Здесь важно не "переборщить", иначе можно утомить слушателей "цифирью".

3. Логичность и по возможности краткость изложения материала – важное условие понимания речи выступающего. Не случайно говорят "краткость – сестра таланта". Надо только иметь в виду, что для этого потребуется много времени на подготовку выступления. Тут следует вспомнить слова Софокла: "Много говорить и много сказать не есть одно и то же".

4. Необходимо учитывать уровень интеллекта и компетенции аудитории и соблюдать единство профессионального языка со слушателями. С пенсионерами нельзя говорить, как с детьми, а с финансистами, как с артистами.

5. Достаточно эффективным способом повышения внимания является прием "вопрос-ответ", когда выступающий ставит вопросы аудитории и сам же на них отвечает. При этом он выдвигает возможные сомнения и возражения, выясняет их и делает определенные выводы. Такой вопросно-ответный прием хорошо структурирует речь и помогает людям даже чуть отвлекшимся присоединиться к ходу мысли выступающего в любой момент.

6. Прием создания проблемной ситуации. Слушателям задается проблемный вопрос, на который нельзя дать однозначный ответ. Это будет стимулировать их познавательную активность. Задача выступающего при этом будет состоять в том, чтобы дать и объяснить свой ответ. Этот прием будет также способствовать переходу от простого монолога к диалогизированному монологу в процессе выступления перед аудиторией. А это важно уже само по себе, поскольку помогает подключить к ходу мыслей тех слушателей, которые по каким-либо причинам отвлеклись.

7. В выступлении важно следить за тем, чтобы использовался так называемый "Вы-подход" вместо "Я-подхода", т.е. вместо выражений типа "Я бы хотел...", "Мне представляется..." и т.д. использовать формулировки "Не хотите ли Вы...", "Не кажется ли Вам..." и т.д. Этот подход дает возможность слушателям почувствовать уважение к ним и, следовательно, создает более благоприятную атмосферу восприятия речи. Этот же подход следует соблюдать и при констатации фактов. Вместо "Вероятно, Вы об этом еще не слышали..." следует сказать "Как вы знаете..." или "Вы об этом, наверное, уже слышали...". Тем самым дается понять, что выступающий ценит своих слушателей как специалистов и уважает их.

8. Постоянно нужно помнить о несовершенстве вербальной коммуникации. В заключение речи, "на выходе" окажется, что то, о чем выступающий говорит и пытается объяснить, никто не воспринимает в полной мере так, как это понимает он сам. Ибо, как уже отмечалось, при вербальной коммуникации происходит значительная потеря информации. Поэтому в выступлении перед аудиторией необходимо в полной мере привлекать аудиовизуальные способы коммуникации и все средства и способы невербальной коммуникации.

9. Существуют объективные закономерности восприятия речи и ее запоминания. Поэтому важно выбрать правильное время выступления. Если оратор хочет, чтобы его слушали, он должен выступать первым. Необходимо помнить, что лучше всего запоминаются первые и последние минуты выступления.

Аудиовизуальные средства активизации слушателей

Привлечь и усилить внимание слушателей, повысить интерес к выступлению можно с помощью аудиовизуальных средств. Они бывают: а) статистические (графики, таблицы, схемы и т.п.); б) динамические (видеоматериалы). Следует иметь в виду важность таких средств для восприятия смысла речи и успеха выступления в целом. Как утверждают специалисты, их использование дает до 20% усвоения информации. При использовании аудиовизуальных средств рекомендуется учитывать следующие правила, соблюдение которых повысит эффективность выступления:

• если наглядный материал не является существенно необходимым для пояснения или возбуждения интереса к речи в целом, то применять его бессмысленно;

• не следует выставлять ничего заранее, лучше делать это в нужный момент. Как только наглядные пособия станут ненужными, их лучше убрать;

• схемы и таблицы должны быть удобочитаемы, компактны;

• обязательно надо комментировать то, что изображено на таблицах и графиках; при этом следует говорить, обращаясь к слушателям, а не к пособиям;

• нельзя заслонять экран со слайдами от слушателей;

• желательно научиться хорошо обращаться с тем оборудованием, которое использует оратор;

• не создавать ситуации, когда слушателям приходится одновременно и читать, и слушать речь. Если слушатели разглядывают пособие или читают текст слайдов, необходимо сделать паузу и дать им закончить просмотр;

• при создании и демонстрации слайдов желательно избегать красного и зеленого цвета, которые плохо видны на расстоянии, а пользоваться черным и темно-синим цветом.