Нормы права. Источники права. Законотворческий процесс

Право – это система принципов и общеобязательных норм, установленных и охраняемых государством. Принципы права – это основополагающие положения, в которых отражается "душа" права, его направленность и сущность. Часто принципы права провозглашаются в таких документах, как декларация (от лат. declaratio – заявление, объявление) и конституция. Эти принципы связаны между собой, взаимно дополняют друг друга, составляя целостную систему. Например, принцип демократизма дополняется принципом равноправия граждан.

В системе принципов права отражаются представления общества о справедливости, целесообразности, прогрессе. Если сравнить право со зданием, то система правовых принципов составляет его фундамент, а нормы права это кирпичи, из которых оно построено. Норма права – это элемент, "атом" права. Нормы права должны строго соответствовать принципам права, иначе "здание" права может перекоситься либо дать трещину. Так, на принципе "особой государственной охраны детства" основаны многочисленные правовые нормы, определяющие конкретные обязанности государства по отношению к детям: контроль государства за выполнением родителями их обязанностей по воспитанию детей, защита детей от жестокого обращения, помещение детей-сирот в создаваемые для них государственные учреждения, создание специальной системы медицинской помощи детям, создание системы бесплатного образования и т.д.

Из приведенного примера видно и другое: основываясь на принципах права, нормы права тоже связаны между собой, взаимно дополняют друг друга. Поэтому можно говорить о системе правовых принципов и системе правовых норм, составляющих целостное "здание" права.

Каково же строение нормы права? Что позволяет с помощью норм права воздействовать на поведение людей?

Правовая норма состоит из трех частей (рис. 2): гипотезы (условия применения нормы), диспозиции (формулировка самого правила) и санкции (наказания за нарушение нормы). Эту структуру нормы права можно выразить следующим образом: "если... то... иначе..." Следует, однако, отметить, что далеко не всегда в статьях того или иного закона содержатся все три части нормы права.

Рис. 2

Прочтем, например, ст. 52 Конституции РФ: "Права потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью охраняются законом. Государство обеспечивает потерпевшим доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба". В содержании статьи мы находим диспозицию – требование к государству обеспечить для потерпевших правосудие и компенсацию причиненного ущерба и предшествующую ей гипотезу – наличие потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью. Что касается санкции, то невыполнение или ненадлежащее выполнение государственными органами своих обязанностей по защите прав граждан подлежит наказаниям, установленным в других правовых документах, – в Кодексе РФ об административных правонарушениях[1] и в Уголовном кодексе РФ[2].

Итак, правовая норма воздействует на поведение людей:

– во-первых, давая модель, образец поведения в конкретной жизненной ситуации, четко формулируя правило поведения, указывая к кому оно относится, определяя условия применения этого правила;

– во-вторых, предупреждая об ответственности перед государством, о реальных санкциях (мерах наказания), применяемых к тем, кто не выполнил либо нарушил данное правило.

Неотъемлемыми чертами правовой нормы являются ее обязательный и общий характер. После опубликования правовая норма обязательна для выполнения всеми, к кому обращено данное правило: гражданами, должностными лицами, государственными органами, а также общественными организациями, предприятиями и учреждениями. Ее невыполнение не может оправдываться никакими "особыми обстоятельствами", "исключительным случаем" и т.п. Любое нарушение установленного правила может рассматриваться как "вызов" государству, от имени которого оно провозглашено, именно поэтому составной частью нормы права является санкция.

Правовая норма носит всеобщий характер, т.е. относится не к какому-то одному конкретному случаю или действующему лицу, а ко всем однотипным по своему характеру жизненным ситуациям (определенным в гипотезе) и ко всем участвующим в них лицам. Например, Закон РФ от 10 июля 1992 г. № 3266-1 "Об образовании" определяет правила деятельности всех общеобразовательных школ независимо от того, где находится это учебное заведение; права всех учащихся в области получения образования независимо от того, где они живут, какого они пола, какой национальности, кто их родители.