Лекция 11. НОРМЫ ПРАВА

Право, как его ни понимать, в своем инструментальном воздействии на общественные отношения мыслится в качестве определенных правил поведения, в виде общих норм, рассчитанных на типичное массовидное воплощение в фактической жизнедеятельности.

Норма права – особая разновидность социальных норм наряду с нормами морали, нормами каких-то отдельных (не государственных) социальных общностей. От других норм ее отличают, во-первых, всеобщий характер, своего рода обезличенность, распространение на всех участников общественных отношений, независимо от их воли и желания. Во-вторых, правовая норма, в отличие, например, от морали, призвана регулировать внешнее поведение людей, обращена к их воле и сознанию в расчете на определенный поступок. В-третьих, правовая норма отличается от других субъектом своего подтверждения в качестве таковой. Окончательно норма признается правовой только государством. До того она может существовать, может обосновываться учеными, ею могут руководствоваться сами участники общественных отношений, но пока полномочные органы государства не признали ее, не встали на ее защиту, данную норму трудно рассматривать в качестве правовой. Здесь просматривается еще один отличительный признак правовой нормы – обеспеченность ее государственной поддержкой, государственной защитой, силой государственного принуждения.

Норма права – признаваемое и обеспечиваемое государством общеобязательное правило, из которого вытекают права и обязанности участников общественных отношений, чьи действия призвано регулировать данное правило в качестве образца, эталона, масштаба поведения.

Норма права – критерий правомерности поведения. Отсюда приобретают значение такие качества правовой нормы, как ее формальная определенность, конкретность, позволяющие практику решить юридическое дело. Конкретность содержания не означает вместе с тем непременно казуистического построения правовых норм. Напротив, развитие правовых систем связано с абстрагированием от индивидуальных особенностей регулируемых отношений, формулированием более общих правил, охватывающих суть правовой материи.

Какое-то время ОГЛАВЛЕНИЕ правовой нормы может оставаться без формализованного текстуального выражения. Люди, вступая во взаимоотношения, могут однозначно понимать свои права и обязанности, однопланово трактовать свое поведение и поведение партнера без заключения письменного договора и до издания какого-либо нормативного акта. Вместе с тем высшая определенность нормы, высшая степень ее формализации достигается в ходе словесно-знаковой материализации воли участников общественных отношений, включая государственную волю на признание и охрану соответствующих правил в качестве правовых.

Государственно-властное веление, получающее логически завершенное, формально определенное закрепление в официальном тексте, выступает в качестве нормативного предписания. Речь идет о властности веления, его обязательности, т.е. о характеристике содержания нормы права. Что касается формы выражения государственной воли, то нормативное предписание может выражаться по-разному, в том числе и как управомочивающее (т.е. не обязательно в виде запрета или обязанности). Иногда нормативное предписание понимают как часть так называемой логической нормы, которая может конструироваться из различных предписаний, содержащихся порой в разных статьях одного, а то и разных нормативных актов. Тем самым нормативное предписание как бы отождествляется со словесным оформлением государственной воли в статье нормативного акта. Возможно, в этом есть свой резон, если учесть, что предписания специализируются: одни из них призваны в первую очередь выразить суть правила, другие – условия применения данного правила, а третьи – последствия несоблюдения государственной воли. Однако полное представление о правовой норме дает именно ее целостное восприятие, уяснение всех элементов логической структуры. По своей структуре каждая норма включает в себя три элемента (части): диспозицию, гипотезу и санкцию.

Диспозиция указывает на суть и ОГЛАВЛЕНИЕ самого правила поведения, па те права и обязанности, на страже которых стоит государство.

Гипотеза содержит перечень условий, при которых норма действует.

Санкция называет поощрительные или карательные меры (позитивные или негативные последствия), наступающие в случае соблюдения или, напротив, нарушения правила, обозначенного в диспозиции нормы. Иногда в статье закона формулируется только часть нормы, а другие ее части следует обнаруживать в других статьях или в ином нормативном акте. Отсюда следует необходимость различать норму права и статью закона. Это очевидно еще и потому, что в одной статье нормативного акта содержатся порой две, три нормы и более. Некоторые акты, например уголовно-правовые, специализируются на выражении санкций, обслуживающих нормы иных отраслей права.

Норма права не выполнила бы своей регулятивной роли, если бы в ней отсутствовал какой-либо из названных структурных элементов. Поэтому законодатель при формулировании норм обязан выписать каждую часть особо или дать соответствующую отсылку, а тот, кто реализует норму, должен иметь в виду всю связь элементов нормы с тем, чтобы юридически грамотно выстроить свои поступки.

Своей структурой, а также содержательными признаками норма права отличается от иных проявлений права, прежде всего от индивидуального предписания. Последнее основывается на норме и исчерпывается разовым исполнением. Индивидуальное предписание рассчитано на строго определенный случай, однократное действие, конкретных лиц. С другой стороны, норма права отличается от общих принципов права, которые хотя и носят нормативный характер, все-таки проявляют себя через нормы права, нуждаются в конкретизации, не выходят напрямую на гипотезы и санкции, без чего трудно представить себе определенность правового регулирования.

Вопрос о структурных элементах правовой нормы – один из спорных, дискуссионных в теории государства и права. Проблема далеко не исчерпывается изложенными взглядами. Более двух веков назад классик английской юриспруденции Блэкстон выделял в составе закона четыре части: объявительную, повелевающую, способствующую и наказательную. Различные суждения по данному вопросу высказывались и в русской дореволюционной литературе, и юристами советского периода (подробнее обо всех точках зрения на проблему, а также библиографию см. в работах: Нормы советского права: проблемы теории. Саратов, 1987. С. 97–101; Кудрявцев Ю. В. Нормы права как социальная информация. М., 1981. С. 54–61).

В отечественной юридической науке определенное распространение получила точка зрения, в соответствии с которой норма права состоит из двух элементов; в одних случаях это гипотеза и диспозиция, а в других – диспозиция и санкция (или: гипотеза – диспозиция, гипотеза – санкция). Отдельные авторы считают необязательными такие структурные элементы, как гипотеза и санкция. Тенденции к сокращению структурных элементов правовой нормы в отдельных работах противостоит стремление к их увеличению. Дополнительно предлагается выделять субъектный состав (т.е. указание на субъектов, подпадающих под действие нормы), субъект и объект, цель правовой нормы.

Специфическую точку зрения предлагает Б. И. Путинский, утверждая, что к норме права неприменимы попытки установления структуры, т.е. совокупности однородных связей частей нормы. Выработанная в теории концепция структуры правовой нормы не соответствует правовой реальности, не находит выражения на практике. Правовая норма – цельное правовое установление, сформулированное в виде, допускающем его самостоятельное применение для регулирования тех или иных типических ситуаций (см.: Пугипский Б. И. О норме права // Вестник Московского университета. Сер. 11. Право. 1999. № 5. С. 25–27).

О структурных элементах правовых норм см. также: Теория государства и права: хрестоматия: в 2 т. Т. 2. С. 146–164.

По строению сами структурные элементы нормы права могут быть простыми, сложными, альтернативными или сложно-альтернативными.

Простая гипотеза предусматривает одно обстоятельство, при наличии которого данная правовая норма начинает действовать, в простой диспозиции или санкции содержится одно правило поведения. Вот пример правовых норм с простой гипотезой и диспозицией: "По прекращении доверенности лицо, которому она выдана, или его правопреемники обязаны немедленно вернуть доверенность" (ч. 3 ст. 89 ГК РФ).

Сложная гипотеза предусматривает несколько обстоятельств, только в своей совокупности являющихся условиями действия правовой нормы. В сложной диспозиции или санкции содержится несколько правовых последствий, которые обязательно должны наступить при наличии определенных условий, изложенных в гипотезе: "Трудоспособные совершеннолетние дети обязаны содержать своих нетрудоспособных нуждающихся в помощи родителей и заботиться о них" (ч. 1 ст. 87 СК РФ). Правовая норма со сложной санкцией выглядит следующим образом: "Грабеж, совершенный: а) организованной группой; б) в особо крупном размере, – наказывается лишением свободы на срок от шести до двенадцати лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет либо без такового и с ограничением свободы на срок до двух лет либо без такового" (ч. 3 ст. 161 УК РФ).

В альтернативной гипотезе содержится несколько условий, причем при наличии любого из них данная правовая норма начинает действовать. Альтернативные диспозиция или санкция предусматривают наступление одного из нескольких изложенных правовых последствий. Вот правовая норма с альтернативной гипотезой и диспозицией: "В случаях, когда покупатель в нарушение закона, иных правовых актов или договора купли-продажи не принимает товар или отказывается его принять, продавец вправе потребовать от покупателя принять товар или отказаться от исполнения договора" (ч. 3 ст. 484 ГК РФ). Правовая норма с альтернативной санкцией: "Кража, то есть тайное хищение чужого имущества, – наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо ограничением свободы на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок до четырех месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет" (ч. 1 ст. 158 УК РФ).

Иногда элементы норм права имеют одновременно и сложность, и альтернативность и называются в этом случае сложно-альтернативными. Сложно-альтернативный характер носит, к примеру, санкция нормы, содержащейся в ч. 4 ст. 159 УК РФ: "Мошенничество, совершенное организованной группой либо в особо крупном размере или повлекшее лишение права гражданина на жилое помещение, – наказывается лишением свободы на срок до десяти лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет либо без такового и с ограничением свободы на срок до двух лет либо без такового".