Норма права и ее структура

Присмотримся теперь к отдельной норме права. Нормы — это правила, которые возлагают на нас права или обязанности. Через нормы права государство добивается от всех нас определенного поведения и в конечном счете общественного порядка.

Государство тщательно "продумывает", если можно так выразиться, каждую норму права, ищет те сферы отношений, которые нуждаются в новых правилах. Если такие правила не будут своевременно даны, люди не будут знать, каким образом себя вести, решать свои вопросы и проблемы, и общество столкнется с конфликтами интересов, с беспорядком. Алгоритм, по которому создаются нормы, можно передать "формулой": "Если — то — иначе", что означает:

если сложится такая-то ситуация, такие-то обстоятельства, или если речь идет о таком-то субъекте:

то у субъекта возникает такая-то обязанность (право), которую он должен исполнить (может реализовать);

иначе субъект понесет такую-то ответственность, должен будет претерпеть неприятные, неблагоприятные последствия.

Все эти три части являются частями нормы права. Каждая из этих частей имеет свое название: первая часть — гипотеза; вторая — диспозиция; третья — санкция. Следовательно, внутреннее строение нормы носит системный характер и, как правило, включает три элемента: гипотезу, диспозицию, санкцию. Гипотеза — это указание на условия, при которых реализуется, действует норма. Диспозиция — это само правило поведения, из которого проистекают права и (или) обязанности субъектов права. Санкция — это указание на ответственность в случае нарушения нормы. У юристов есть поговорка: без гипотезы норма бессмысленна, без диспозиции — немыслима, без санкции — бессильна.

В большинстве случаев третьи части норм (т.е. санкции) отделены от норм и помещены отдельно. Чтобы правильно понять и применить ту или иную норму права, мы должны определить волю законодателя, а для этого найти в нормативных актах все три части нормы. Следует иметь в виду, что на практике законодатель не начинает каждую норму со слова "если", да и слова "то", "иначе" встречаются в тексте нормативных актов редко. Это означает, что реальную норму необходимо мысленно перестроить в соответствии с приведенным алгоритмом, и тогда воля законодателя будет более понятной.

Вот норма Конституции: "Гражданин Российской Федерации не может быть лишен своего гражданства..." (ст. 6, ч. 3). Мысленно эту норму можно перестроить следующим образом: если речь идет о гражданине, то государству запрещается лишать его гражданства, иначе для государства возникнут неблагоприятные последствия. Эти последствия зависят от конкретных обстоятельств. Например, таким последствием может быть привлечение государства к суду, обязанность государства выплатить компенсацию и др.

Таким образом, гипотезой в приведенной конституционной норме будут слова "гражданин Российской Федерации", диспозицией — слова "не может быть лишен своего гражданства.,.", а санкции в данной норме нет; ее следует искать в других нормах или нормативных актах — в зависимости от конкретного случая.

Еще одна норма Конституции: "В случае агрессии против Российской Федерации... Президент Российской Федерации вводит... военное положение..." (ст. 87, и. 2). Соответственно, гипотезой здесь будут слова "в случае агрессии против Российской Федерации"; диспозицией — слова "Президент Российской Федерации вводит военное положение"; санкции в данной норме нет, ее также следует искать в других нормах или других нормативных актах — в зависимости от конкретного случая.

Многие санкции сведены, в частности, в Уголовный кодекс (УК). С одной стороны, нормы УК сами имеют трехсоставную структуру, хотя и с определенной спецификой. С другой — нормы УК являются санкциями (т.е. третьей частью) в структуре множества норм права. В самом деле, если нормы Конституции и Налогового кодекса требуют от нас уплаты налогов, то уклонение от уплаты или сокрытие дохода приведет к "включению" санкции, которая имеется в одной из статей УК.

Государства, как правило, не успевают за развитием общественных отношений, запаздывают в своем правотворчестве. В обществе возникают все новые и новые отношения, ситуации, которые требуют правового регулирования, а соответствующих норм для этого нет: законодатель не успел их сформулировать или не знает, как это сделать. Примером могут служить ситуации, касающиеся эвтаназии, генномодифицированных продуктов, суррогатного материнства, клонирования человека, заключения однополых браков. Во многих таких случаях общественность и государство (в том числе и законодатель) не выработали своего отношения к данным явлениям либо это отношение — неоднозначно, противоречиво.