Нормативные правовые акты Российской Федерации

В России, в сущности, имеется единственный источник права - нормативный правовой акт. Судебного прецедента нет (хотя роль юридической практики велика), обычая тоже нет, хотя исключения имеются. В самом общем виде иерархическую систему нормативных правовых актов России можно представить в следующем виде: Конституция РФ; федеральные конституционные законы; федеральные законы; указы Президента РФ; постановления Правительства РФ; нормативные акты федеральных органов исполнительной власти.

Особую группу образуют международные договоры России, нормативные акты органов власти субъектов РФ.

В силу важности вопроса рассмотрим каждый вид нормативных правовых актов в отдельности.

Конституция РФ находится на вершине иерархии законодательства и имеет обязательное значение для всех остальных нормативных актов. Верховенство Конституции РФ (которая в предыдущие годы называлась Основным законом) в системе нормативных актов Российской Федерации определяется следующими основаниями:

- Конституция РФ принята на референдуме в результате свободного волеизъявления всего народа;

- устанавливает основные начала, принципы, нормы общественного и государственного строя;

- содержит перечень основных прав человека и фиксирует структуру и компетенцию высших органов государственной власти и управления;

- принимается, изменяется в результате соблюдения усложненной процедуры правотворчества.

Текст Конституции РФ, состоящий из 137 статей, содержит нормы права, относящиеся к различным отраслям права. Особое значение имеют нормы Конституции РФ, определяющие компетенцию высших органов государства по изданию нормативных правовых актов определенного вида (ст. 90, 105, 106 и др.), порядок принятия и вступления в действие федеральных законов (ст. 104-108) и некоторые другие вопросы.

Федеральные законы принимаются Государственной Думой, после чего передаются на рассмотрение Совета Федерации для одобрения. Особую группу составляют федеральные конституционные законы, которые принимаются по вопросам, предусмотренным Конституцией РФ, и отличаются особым порядком их принятия - требуется голосов от общего числа членов Совета Федерации и 2/3 голосов от общего числа депутатов Государственной Думы.

Законы субъектов РФ.

В соответствии с Конституцией РФ субъекты Федерации (республики, края, области, автономные округа и города федерального значения) по вопросам своего ведения осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие законов. Такие законы не могут противоречить федеральным законам. В этом проявляется принцип единства правовой регламентации и правового режима на территории всего государства.

Подзаконные акты РФ.

Правовое регулирование в Российской Федерации только законами не исчерпывается. Наряду с ними соответствующие отношения регулируются подзаконными актами - актами Президента РФ, Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти. Рассмотрим юридическую природу нормативных правовых актов этих органов власти более подробно.

Нормативные правовые акты Президента РФ.

Президент РФ - глава государства. В соответствии с этим издаваемые им нормативные правовые акты (указы) занимают следующее после законов место в иерархии нормативных правовых актов федерального законодательства. Юридическая сила указов такова, что они, как и законы, обязательны для исполнения на всей территории РФ, в качестве предмета регулирования имеют основные направления внутренней и внешней политики. В случае противоречия указа Конституции РФ и законам России на основании заключения Конституционного Суда РФ указ Президента РФ может быть отменен. По сравнению с законами указы имеют преимущество: относительно быструю процедуру их принятия. Кроме того, перечень субъектов подголовки проекта указа законодательно не установлен. Поэтому, учитывая предмет регулирования, многие проекты указов подготавливаются Правительством РФ или соответствующими федеральными органами исполнительной власти.

Нормативные правовые акты Правительства РФ.

Правительство РФ осуществляет исполнительную власть и, реализуя эту функцию, принимает постановления и издает распоряжения. Решения, имеющие нормативный характер или наиболее важное значение, издаются в форме постановлений, а решения по текущим и оперативным вопросам - в форме распоряжений. Особенность актов Правительства РФ в том, что они могут быть приняты лишь в рамках его компетенции и на основании и во исполнение российских законов.

Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти.

Федеральные органы исполнительной власти могут издавать предусмотренные положениями о них акты, содержащие нормы права, в случаях и пределах, предусмотренных российскими законами, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ.

Поэтому издание любого ведомственного акта должно быть основано на специальном указании вышестоящих органов, хотя на практике это происходит не всегда.

Нормативные акты этой группы многочисленны и многообразны. К ним относятся приказы и инструкции, постановления, положения, письма, уставы и т.д. Все эти акты издаются для реализации функций государственного управления в разных сферах общественной жизни (промышленность, наука, культура, здравоохранение, безопасность и т.д.). Они обязательны для исполнения для всех подведомственных организаций, должностных лиц.

Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, затрагивающие права, свободы и иные законные интересы граждан, а также любые межведомственные акты подлежат государственной регистрации в Министерстве юстиции РФ, после чего публикуются (не позднее 10 дней после регистрации). Акты, не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не влекут правовых последствий, поскольку вступившими в силу не считаются. Регистрация в Министерстве юстиции РФ необходима для проверки законности нормотворческого решения федерального органа исполнительной власти. Проверяется, не ущемляет ли данный акт права и свободы граждан, не возлагаются ли им дополнительные, не предусмотренные законодательством РФ обязанности.

Нормативные акты федеральных органов исполнительной власти вступают в силу с момента их официального опубликования в газете "Российские вести". Такое опубликование должно последовать не позднее 10 дней после государственной регистрации акта.

Нормативные правовые акты органов государственной власти субъектов РФ. Локальные нормативные акты.

Органы государственной власти субъектов РФ, решая задачи в соответствии со своей компетенцией, принимают решения, облекая их в правовую форму. Издаваемые нормативные правовые акты распространяются лишь на территорию соответствующих регионов. Согласно законодательству решения областного уровня (законы, распоряжения) доводятся до исполнителей в течение семи дней со дня их принятия, но не позднее даты вступления данного нормативного акта в силу.

Наряду с этим в теории права локальными нормативными актами называются юридические документы, содержащие нормы права, принимаемые субъектами управления на предприятии, в организации и т.д. Краевая, областная администрация субъектов РФ (в некоторых регионах -правительство) вправе принимать постановления, распоряжения, приказы. Глава администрации по вопросам, отнесенным к его компетенции, может издавать указы, постановления и распоряжения.

Общим для всех видов подзаконных актов РФ является то обстоятельство, что они наряду с законами служат источником законности, т.е. граждане и юридические лица, выполняя нормы права, содержащиеся в подзаконных актах, укрепляют режим законности и правопорядка государства. На принимаемые правовые решения ориентируются граждане, должностные лица и организации. Как можно убедиться, среди подзаконных актов существует своя иерархия, производная от иерархии административной. Так, постановление Правительства РФ имеет приоритет перед аналогичным постановлением министерства, правительства области, главы администрации города и, соответственно, большую юридическую силу. Высшая ступень этой иерархии - указы Президента РФ, низшая - решения глав администраций муниципальных районов.

Продолжая анализ видов нормативных правовых актов подзаконного нормотворчества, следует указать также на локальные акты государственных и негосударственных учреждений и организаций различных форм собственности. В целях своего законного оформления, юридической институционализации эти организации создают различные правовые акты: приказы, издаваемые руководителем организации, уставы и положения, на основе которых они осуществляют свою деятельность. Эти акты составляют нижнее звено подзаконных правовых актов. В большинстве случаев для того, чтобы приобрести юридическую силу, они должны быть зарегистрированы в соответствующем государственном или муниципальном органе власти. Например, устав общества с ограниченной ответственностью (либо иной аналогичной организации) требует регистрации в органах государственной власти и только после этого приобретает юридическую силу, становясь обязательным для членов данного юридического лица.