Нормативные правовые акты, регулирующие консультационную деятельность

К нормативным правовым актам, регулирующим договор об оказании консультационных услуг, относится прежде всего, Конституция РФ, ст. 8 и 74 которой закрепляют правовые основы консультационной деятельности в Российской Федерации.

Гражданский кодекс РФ в ст. 128 определяет услуги в качестве самостоятельного объекта гражданских прав, а в гл. 39 выделяет консультационные услуги в качестве отдельного вида договора возмездного оказания услуг.

Закон РФ "О защите прав потребителей" регулирует отношения в сфере предоставления консультационных услуг гражданам. Кроме того, важное значение имеют иные законодательные и подзаконные акты, регулирующие общественные отношения в сфере консультационных услуг, большинство из которых упоминалось выше.

Учитывая все разнообразие нормативного правового материала, регулирующего консультационные услуги, необходимо выделить следующие виды договоров, подпадающих под рассматриваемый вид:

– договоры, которые в качестве основного элемента предмета включают в себя предоставление консультации (консультаций);

– договоры, которые включают в себя консультирование в качестве обязанности исполнителя наряду с иными обязанностями, вытекающими из предмета договора (например, договор коммерческой концессии, финансирования под уступку денежного требования, договоры об оказании медицинских, ветеринарных, аудиторских и иных услуг).

Что касается первого вида договоров, то ГК РФ лишь упоминает такие виды услуг в гл. 39. Договоры второго вида более подробно урегулированы как ГК РФ, так и иными законодательными актами.

Участники консультационной деятельности

Гражданский кодекс РФ и иные нормативные правовые акты не содержат специальных требований к субъектному составу договоров на оказание консультационных услуг, как, впрочем, и специальных требований к самому договору.

В числе требований к исполнителю по данному договору можно выделить общие требования, связанные с занятием предпринимательской деятельностью.

Исполнителем (услугодателем) по договору могут выступать как коммерческие, так и некоммерческие организации с учетом их специальной правоспособности. Это могут быть индивидуальные предприниматели и иные физические лица в зависимости от наличия условий, предусмотренных абз. 3 п. 1 ст. 2 ГК РФ. Как правило, в качестве исполнителя (консультанта) выступают юридические, консалтинговые, аудиторские, страховые, образовательные, медицинские, ветеринарные и иные организации, банки.

Так, п. 5 ст. 38 "Требования к управляющей компании" Федерального закона от 29 ноября 2001 г. № 156-ФЗ "Об инвестиционных фондах" предоставляет право управляющим компаниям оказывать консультационные услуги в области инвестиций при соблюдении требований нормативных правовых актов федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг по предупреждению конфликта интересов; а специализированные депозитарии, согласно п. 9 ст. 44 "Требования к специализированному депозитарию" этого же Закона, могут оказывать лицам, заключившим с ними договор, на основании которого осуществляются учет, хранение имущества (активов) и контроль за его (их) распоряжением, консультационные и информационные услуги.

Федеральный закон "О банках и банковской деятельности" предоставляет кредитной организации с учетом специальной правоспособности право оказания консультационных и информационных услуг.

Ломбарду в соответствии с Федеральным законом от 19 июля 2007 г. № 196-ФЗ "О ломбардах" запрещается заниматься какой- либо иной предпринимательской деятельностью, кроме предоставления краткосрочных займов гражданам, хранения вещей, а также оказания консультационных и информационных услуг.

Федеральный закон от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" прямо не предусматривает лицензирования консультационной деятельности. Однако некоторые виды деятельности, включающие в себя услуги по консультированию, могут осуществляться исключительно при наличии лицензии, например медицинская, образовательная деятельность, деятельность, связанная с трудоустройством граждан Российской Федерации за пределами Российской Федерации, и др.

В качестве услугодателя от имени государства могут выступать уполномоченные органы государственной власти. Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" определяет государственную услугу как деятельность по реализации функций соответственно федерального органа исполнительной власти, государственного внебюджетного фонда, исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, а также органа местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами субъектов РФ, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов РФ, полномочий органов, предоставляющих государственные услуги. Под муниципальной услугой понимается деятельность по реализации функций органа местного самоуправления, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальные услуги, по решению вопросов местного значения, установленных в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 г. № 131-Φ3 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и уставами муниципальных образований.

Не вдаваясь в споры относительно возможности применения гражданско-правового термина "услуги" к публичноправовой деятельности государства и муниципальных образований, следует отметить, что отдельные подзаконные акты конкретизируют порядок предоставления консультационных услуг федеральными органами исполнительной власти. Так, Административный регламент по предоставлению государственных информационно-консультационных услуг, утв. приказом МИД России от 20 мая 2008 г. № 5853, предусматривает предоставление информационно-консультационных услуг МИД России, представительствами Министерства на территории РФ, дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями Российской Федерации по телефону; по письменному обращению; при личном обращении в МИД России, территориальные органы, загранучреждения; на официальных сайтах МИД России и загранучреждений.

Приказом директора ФГУ ФИПС от 28 декабря 2006 г. № 329/36 утверждены тарифы на услуги, предоставляемые Федеральным государственным учреждением "Федеральный институт промышленной собственности Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам", в том числе в отношении консультаций по вопросам, касающимся статей части четвертой ГК РФ, Договора о международной патентной кооперации (РСТ), Мадридского соглашения о международной регистрации знаков от 14 апреля 1891 г. и Протокола к указанному Мадридскому соглашению от 28 июня 1989 г., подзаконных актов и других нормативных правовых актов; по вопросам, сформулированным заказчиком, в том числе в отношении требований, предъявляемых к заявкам на объекты патентных прав и средства индивидуализации и их экспертизы, действия исключительного права на объекты патентных прав и средства индивидуализации и нарушения исключительного права, порядка разрешения споров, касающихся охраноспособности объектов патентных прав и средств индивидуализации (без оценки охраноспособности конкретных обозначений, технических и художественно-конструкторских решений, которые зарегистрированы, заявлены или могут быть заявлены на регистрацию в качестве объектов патентных прав и средств индивидуализации), оснований возникновения прав на объекты патентных прав и средства индивидуализации и их передачи; по вопросам оформления, подачи и рассмотрения международных заявок в соответствии с договором РСТ, Мадридским соглашением и Протоколом к нему, другим вопросам зарубежного патентования и международной регистрации товарных знаков.

В качестве услугополучателя могут выступать любые лица, в том числе физические, юридические лица и публично-правовые образования в лице уполномоченных органов государственной власти и местного самоуправления.