Нормативные правовые акты федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов РФ как источники права социального обеспечения

К числу нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти относятся: федеральные законы, акты Президента РФ, Правительства РФ, министерств, служб, агентств, ПФР и ФСС РФ. Анализ документов, принятых названными выше органами, позволяет сделать вывод о возможности их классификации на три группы.

1. Нормативные акты о финансировании социального обеспечения. В частности, здесь могут быть названы Закон о страховых взносах и Федеральные законы от 30 ноября 2011 г. № 354-ФЗ "О размере и порядке расчета тарифа страхового взноса на обязательное медицинское страхование неработающего населения", от 13 декабря 2010 г. № 357-ФЗ "О федеральном бюджете на 2011 год и па плановый период 2012 и 2013 годов", от 21 марта 2005 г. № 18-ФЗ "О средствах федерального бюджета, выделяемых Пенсионному фонду Российской Федерации на возмещение расходов по выплате страховой части трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности и трудовой пенсии по случаю потери кормильца отдельным категориям граждан", от 28 октября 1998 г. № 163-ФЗ "О порядке финансирования государственных пенсий, выплата которых по законодательству Российской Федерации осуществляется за счет средств федерального бюджета".

2. Нормативные акты об управлении в сфере социального обеспечения. В качестве конкретных примеров можно указать на Федеральные законы от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг"; постановление Правительства РФ от 19 июня 2012 г. № 610 "Об утверждении Положения о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации".

Особое место в данной группе документов занимают Административные регламенты, например приказы Минздравсоцразвития России от 21 февраля 2012 г. № 145н "Об утверждении Административного регламента предоставления Фондом социального страхования РФ государственной услуги по назначению и выплате ежемесячного пособия по уходу за ребенком в случае прекращения деятельности страхователем на день обращения застрахованного лица за ежемесячным пособием по уходу за ребенком либо в случае невозможности его выплаты страхователем в связи с недостаточностью денежных средств на его счете в кредитной организации и применением очередности списания денежных средств со счета, предусмотренной Гражданским кодексом Российской Федерации", от 22 декабря 2011 г. № 1598н "Об утверждении Административного регламента предоставления Фондом социального страхования РФ государственной услуги по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в виде оплаты дополнительных расходов, связанных с медицинской, социальной и профессиональной реабилитацией застрахованного при наличии прямых последствий страхового случая", от 20 июля 2007 г. № 487 "Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по исполнению государственной функции по осуществлению контроля за деятельностью по оказанию гражданам государственной социальной помощи в виде предоставления социальных услуг", от 26 декабря 2011 г. № 1643н "Об утверждении Административного регламента Министерства здравоохранения и социального развития РФ по предоставлению государственной услуги "Организация приема граждан, своевременного и полного рассмотрения их обращений, поданных в устной или письменной форме, принятие по ним решений и направление ответов в установленный законодательством Российской Федерации срок"", от 7 ноября 2011 г. № 1327н "Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития государственной функции по осуществлению контроля и надзора за соблюдением государственных стандартов социального обслуживания".

3. Нормативные акты об отдельных видах социального обеспечения. В соответствии с этим основанием могут быть выделены нормативные акты о пенсионном обеспечении, о пособиях, о компенсационных выплатах, о социальном обслуживании, о государственной социальной помощи и т.д.

Наиболее важное место в данной группе актов занимают законы. Этот вывод наряду с фактом наличия большого чиста законов также подтверждается ст. 39 Конституции РФ.

На сегодняшний день к числу основных законов в сфере социального обеспечения относятся:

1) Закон о трудовых пенсиях. Согласно содержанию рассматриваемого нормативного правового акта, в Российской Федерации устанавливаются следующие виды пенсий: трудовая пенсия по старости, трудовая пенсия но инвалидности и трудовая пенсия по случаю потери кормильца. Более того, закон устанавливает круг лиц, имеющих право на трудовую пенсию, условия, размер, порядок назначения и перерасчета пенсий, порядок сохранения и конвертации (преобразования) ранее приобретенных прав. Наряду с этим законом регулируется институт страхового стажа;

2) Закон о государственном пенсионном обеспечении. В соответствии с анализируемым законом установлены следующие виды пенсий: пенсия за выслугу лет, пенсия по старости, пенсия по инвалидности, пенсия по случаю потери кормильца, социальная пенсия. Как и в Законе о трудовых пенсиях, названный закон устанавливает круг лиц, имеющих право на пенсию, условия назначения пенсии, ее размер, порядок перерасчета, индексация и перевод с одного вида пенсии па другой;

3) Закон о пенсионном обеспечении военнослужащих. Данный закон устанавливает такие виды пенсий, как пенсия за выслугу лет, пенсия по инвалидности, пенсия по случаю потери кормильца. Рассматриваемый закон регулирует вопросы, касающиеся круга лиц, имеющих право на пенсии, порядок реализации права на пенсию, условия, размер, порядок исчисления и выплаты пенсий, а также иные вопросы.

Все указанные выше федеральные законы имеют отношение к такому виду социального обеспечения, как пенсионное. Наряду с этим право социального обеспечения включает в свое ОГЛАВЛЕНИЕ иные институты: пособий, компенсационных выплат, социального обслуживания, социальной поддержки и т.д. Следует отметить, что фактически каждый вид социального обеспечения урегулирован хотя бы в рамочной форме на уровне закона, например, Федеральные законы: Закон о пособиях по временной нетрудоспособности; от 10 декабря 1995 г. № 195-ФЗ "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации"; Закон об обязательном медицинском страховании и др.

В последнее время законодателем активно используется форма принятия закона, регулирующего отношения по социальному обеспечению, складывающиеся в определенной сфере народного хозяйства. В частности, был принят Федеральный закон от 10 мая 2010 г. № 84-ФЗ "О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников угольной промышленности", который опосредует отношения по социальному обеспечению работников, осуществляющих деятельность в угольной промышленности", а также Федеральный закон от 19 июля 2011 г. № 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений и отдельные законодательные акты Российской Федерации".

Вторыми по значимости в иерархии федеральных нормативных правовых актов являются акты Президента и Правительства РФ. В первую очередь речь пойдет об указах Президента РФ.

Здесь следует отметить, что в основном акты главы государства в сфере социального обеспечения касаются государственных служащих, например, Указы Президента РФ от 19 ноября 2009 г. № 1311 "Об утверждении перечня соответствия отдельных государственных должностей федеральной государственной гражданской службы и государственных должностей федеральных государственных служащих должностям федеральной государственной гражданской службы применительно к должностным окладам, по которым исчисляется размер пенсии за выслугу лет", от 29 октября 2009 г. № 1219 "О дополнительных мерах по усилению социальной защиты детей военнослужащих и сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, погибших (умерших), пропавших без вести при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей)".

Наряду с этим Президентом РФ принимаются акты, касающиеся социального обеспечения отдельных групп населения. В частности, Указы Президента РФ от б мая 2008 т. № 685 "О некоторых мерах социальной поддержки инвалидов"; от 23 августа 2000 г. № 1563 "О неотложных мерах социальной поддержки специалистов, осуществляющих деятельность в области ядерного оружейного комплекса Российской Федерации".

Правительством РФ также принимается достаточно большое количество нормативных актов в области социального обеспечения с целью конкретизации положений федеральных законов и актов Президента РФ. Подтверждением сказанного выступает норма п. 3 ст. 1 Закона о трудовых пенсиях; в случаях, предусмотренных этим Законом, Правительство РФ определяет порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии и условия установления указанных пенсий отдельным категориям граждан.

В качестве конкретных примеров нормативной деятельности данного федерального органа государственной власти могут быть названы постановления Правительства РФ от 15 февраля 2011 г. № 74 "О правилах обязательного медицинского страхования", от 7 февраля 2011 г. № 60 "О порядке реализации мероприятий по повышению доступности амбулаторной медицинской помощи, проводимых в рамках региональных программ модернизации здравоохранения субъектов РФ", от 4 июля 2002 г. № 498 "Об утверждении перечня сезонных отраслей промышленности, работа в организациях которых в течение полного сезона при исчислении страхового стажа учитывается с таким расчетом, чтобы его продолжительность в соответствующем календарном году составила полный год", от 31 декабря 2009 г. № 1162 "О порядке финансирования расходов на выплату отдельных видов государственных пособий лицам, не подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также уволенным (прекратившим деятельность, полномочия) в установленном порядке".

Замыкают иерархию федеральных нормативных правовых актов документы министерств, служб, агентств, ПФР и ФСС РФ. Основным нормотворческим органом в сфере социального обеспечения является Минтруд России. Данный вывод вытекает из содержания разд. 5.2 Положения о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства РФ от 19 июня 2012 г. № 610.

Приняты и действуют следующие нормативные акты: приказы Минздравсоцразвития России от 30 сентября 2009 г. № 805н "Об утверждении правил обращения за федеральной социальной доплатной к пенсии, ее установления и выплаты", от 17 ноября 2009 г. № 906н "Об утверждении порядка организации и деятельности федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы" и др.

Наряду с названными актами органов государственной власти приняты и действуют акты ПФР и ФСС РФ, например, постановления ПФР от 31 июля 2006 г. № 192п "О формах документов индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования и инструкции по их заполнению", от 3 декабря 2008 г. № 344п "Об утверждении временного порядка информирования застрахованных лиц о состоянии их индивидуальных лицевых счетов в электронной форме через кредитные организации".

Безусловно, федеральный уровень правового регулирования представляет собой одно из важных звеньев в системе источников права социального обеспечения. В то же время, как указывалось ранее, вопросы социального обеспечения отнесены Конституцией РФ к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов. В силу этого региональное законодательство не остается в стороне от правовой регламентации отношений по реализации прав па отдельные виды социального обеспечения.

В первую очередь в иерархии нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов РФ должны быть названы законы. Особая роль регионального законодателя в праве социального обеспечения имеет место в регулировании отношений по государственной социальной помощи. В этой связи в качестве примера можно указать на Закон города Москвы от 18 ноября 2009 г. № 7 "Об установлении величины прожиточного минимума пенсионера в городе Москве в целях определения региональной социальной доплаты к пенсии"; Закон Республики Башкортостан от 4 февраля 2000 г. № 50-з "Об адресной социальной помощи в Республике Башкортостан".

Наряду с этим законами субъекта РФ могут регулироваться вопросы оказания социальной поддержки отдельным категориям граждан, например, Закон Московской области от 26 июля 2006 г. № 125/2006-03 "Об обеспечении жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета отдельных категорий ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов"; Закон Республики Башкортостан от 13 октября 1994 г. № ВС-25/38 "О ветеранах войны, труда и вооруженных сил"; Законы Свердловской области от 19 ноября 2008 г. № 107-03 "О денежных средствах на ОГЛАВЛЕНИЕ ребенка, находящегося под опекой или попечительством", от 15 июля 2005 г. № 77-03 "О ежемесячном пособии гражданину, уволенному с военной службы, признанному инвалидом вследствие военной травмы либо заболевания, полученного в период военной службы".

В законодательстве субъектов РФ также регулируются вопросы социального обслуживания населения, например, Закон Свердловской области от 7 марта 2006 г. № 10-ОЗ "О социальном обслуживании населения в Свердловской области"; обеспечения пособиями на ребенка, например, Закон Свердловской области от 14 декабря 2004 г. № 204-03 "О ежемесячном пособии на ребенка".

Наряду с законами вопросы социального обеспечения находят свое выражение в нормативных актах органов государственной власти субъектов РФ. Так, для примера можно указать на постановление Правительства Свердловской области от 23 июня 2008 г. № 630-ПП "Об утверждении Положения о Министерстве социальной защиты населения Свердловской области"; постановления Правительства Москвы от 29 декабря 2009 г. № 1500-ПП "О государственных стандартах социального обслуживания населения в городе Москве", от 17 ноября 2009 г. № 1269-1111 "О денежном эквиваленте мер социальной поддержки неработающих пенсионеров"; постановление Правительства Республики Башкортостан от 10 февраля 2006 г. № 32 "Об утверждении положения о государственном учреждении Комплексный центр социального обслуживания населения"; постановление Правительства Свердловской области от 4 сентября 2008 г. № 904-ПП "О реализации Закона Свердловской области от 12.07.2008 года № 72-03 "О внесении изменений в статьи 4 и 5 Закона Свердловской области "О социальной поддержке ветеранов в Свердловской области"", постановление Правительства Свердловской области от 28 марта 2012 г. Л° 312-ПП "О предоставлении гражданам, получающим пенсии по старости, мер социальной поддержки по оплате в размере 50 процентов стоимости проезда по территории Свердловской области на железнодорожном транспорте пригородного сообщения в период с 1 апреля по 31 октября" и др.

Следует согласиться с мнением Д. И. Рогачева, что региональное нормотворчество переживает качественно новый этап развития в сфере социального обеспечения, связанный с увеличением доли расходов данного уровня государственной власти на реализацию принципа социального государства и расширением зоны ответственности региональных властей в сфере социальной политики.