Нормативные акты, регламентирующие порядок проверок коммерческих банков и их филиалов

1. Инструкция ЦБ РФ от 25.08.2003 № 105-И "О порядке проведении проверок кредитных организаций (их филиалов) уполномоченными представителями Центрального банка Российской Федерации" устанавливает порядок проверки кредитных организаций и их филиалов с целью выявить ситуацию, угрожающую интересам кредиторов и вкладчиков, проверить соблюдение кредитными организациями и их филиалами банковского, валютного законодательства и нормативных актов Банка России.

В необходимых случаях проверки кредитных организаций и их филиалов осуществляются в координации с правоохранительными и финансовыми органами.

Установленные Инструкцией способы проверки включают изучение документов банка, информации, содержащейся в базах данных, собеседование с сотрудниками, проведение контрольных расчетов, а также тестирование аппаратно-программных средств, используемых банком для выполнения банковских операций, их учета и составления документов.

Периодичность проверок банков устанавливается Банком России, как правило, не реже одного раза в два года. Кредитные организации (их филиалы) в период проверки должны содействовать ее проведению.

Оценка работы банка по результатам материалов проверки может сопровождаться необходимыми рекомендациями, а в установленных случаях – предписаниями но устранению выявленных недостатков. Контроль за выполнением предписаний и рекомендаций, направленных кредитной организации (филиалу), осуществляется подразделениями банковского надзора.

ОГЛАВЛЕНИЕ и порядок применения мер надзорного и административного характера в случае нарушения кредитной организацией банковского законодательства и ведомственных нормативных актов регламентированы следующими документами.

2. Инструкция о применении к кредитным организациям мер воздействия от 31.03.1997 № 59, введенная в действие приказом ЦБ РФ от 31.03.1997 № 02-139, устанавливает порядок применения к кредитным организациям предупредительных и принудительных мер воздействия за нарушение пруденциальных норм деятельности (п. 1.3).

Согласно п. 1.9 меры предупредительного характера могут осуществляться в форме:

• доведения до органов управления кредитной организации информации о недостатках в ее деятельности;

• изложения рекомендаций надзорного органа по исправлению создавшейся в кредитной организации ситуации;

• предложения представить в надзорный орган программу мероприятий, направленных на устранение недостатков, включая при необходимости обязательства, принимаемые на себя кредитной организацией, ее учредителями (участниками);

• установления дополнительного контроля за деятельностью кредитной организации и за выполнением ею мероприятий по нормализации деятельности.

Основные принудительные меры воздействия (п. 1.15):

• штраф;

• требование об осуществлении кредитной организацией мероприятий по ее финансовому оздоровлению, в том числе требование о предоставлении и выполнении плана финансового оздоровления (плана санации);

• ограничение проведения кредитными организациями отдельных операций на срок до шести месяцев;

• запрет на осуществление кредитными организациями банковских операций, предусмотренных выданной лицензией, на срок до одного года;

• запрет на открытие филиалов на срок до одного года;

• требование о замене руководителей кредитной организации;

• введение временной администрации но управлению кредитной организацией;

• отзыв лицензии на осуществление банковских операций.