Нормативное регулирование бухгалтерского учета в Российской Федерации

Отечественный бухгалтерский учет регламентируется документами, изданными властными органами различного уровня. В зависимости от назначения и статуса нормативные документы целесообразно представить в виде системы, состоящей из четырех уровней.

С 1 января 2013 г. вступит в действие новый Федеральный закон от 16.12.2011 № 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее – Закон о бухгалтерском учете), который провозглашает следующие принципы регулирования бухгалтерского учета в Российской Федерации:

1) соответствия федеральных и отраслевых стандартов потребностям пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также уровню развития науки и практики бухгалтерского учета;

2) единства системы требований к бухгалтерскому учету:

3) упрощения способов ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, для субъектов малого предпринимательства и отдельных форм некоммерческих организаций;

4) применения международных стандартов как основы разработки федеральных и отраслевых стандартов;

5) обеспечения условий для единообразного применения федеральных и отраслевых стандартов;

6) недопустимости совмещения полномочий по утверждению федеральных стандартов и государственному контролю (надзору) в сфере бухгалтерского учета.

Федеральные и отраслевые учетные стандарты (второй уровень) можно определить как свод основных правил, устанавливающий порядок учета и оценки определенного объекта или их совокупности. Учетные стандарты (Положения по бухгалтерскому учете, ПБУ) призваны конкретизировать Закон о бухгалтерском учете. Отечественные ПБУ носят обязательный характер. Они посвящены проблемам учета различных групп объектов. Например, ПБУ "Учет основных средств", "Учет материально-производственных затрат (МПЗ)", "Учет нематериальных активов", "Учет финансовых вложений", "Учет кредитов и займов и расходов иа их обслуживание" и др.

Новация последних лет – процедура признания на территории РФ Международных стандартов финансовой отчетности (МСФО). В процессе внедрения требований МСФО в отечественную учетную практику используется два подхода – обязательность применения МСФО при составлении бухгалтерской отчетности – для общественно-значимых организаций (банки, инвестиционные компании, негосударственных пенсионные фонды и др.) и постепенное сближение отечественных правил учет с МСФО – для остальных. Например, Федеральный закон от 27.07.2010 № 208-ФЗ "О консолидаированной финансовой отчетности" предусматривает обязательность применения МСФО при составлении консолидированной отчетности группами компаний. Инновационные предприятия могут быть заинтересованы в составлении отчетности по правилам МСФО в целях привлечения иностранных инвесторов.

Постановлением Правительства РФ от 25.02.2011 № 107 утверждено Положение о признании Международных стандартов финансовой отчетности и Разъяснений Международных стандартов финансовой отчетности для применения на территории Российской Федерации. В состав документов международных стандартов, которые подлежат признанию на территории РФ, включены: собственно МСФО; Разъяснения МСФО; изменения, которые вносятся в МСФО, и их Разъяснения; иные документы, определенные Фондом МСФО в качестве неотъемлемой части МСФО и их Разъяснений. Перечисленные документы принимаются учрежденной в Великобритании независимой организацией – Фондом МСФО.

Под признанием документов МСФО понимается процесс принятия решения о введении каждого документа международных стандартов в действие на территории РФ, заключающийся в последовательном осуществлении следующих действий:

– официальное получение от Фонда документа международных стандартов;

– экспертиза применимости документа международных стандартов на территории РФ (далее – экспертиза);

– принятие решения о введении документа международных стандартов в действие на территории РФ;

– опубликование документа международных стандартов.

Первые шаги в данном направлении уже предприняты. Минфином России издан приказ № 160н, которым на территории РФ введены в действие МСФО и Разъяснения к ним. В числе признанных оказались такие международные стандарты, как "Представление финансовой отчетности", "Отчет о движении денежных средств", "Учетная политика, изменения в бухгалтерских оценках и ошибки", "Налоги на прибыль", "Основные средства", "Влияние изменений обменных курсов валют", "Учет и отчетность по пенсионным планам", "Прибыль на акцию" и др. Также признаны, в частности, следующие Разъяснения МСФО: "Налоги на прибыль – изменения налогового статуса предприятия или его акционеров", "Анализ сущности сделок, имеющих юридическую форму аренды", "Промежуточная финансовая отчетность и обесценение", "Программы лояльности клиентов" и др.

Методические рекомендации и инструкции (третий уровень) призваны конкретизировать учетные стандарты в соответствии с отраслевыми и иными особенностями. Они разрабатываются Минфином России и различными ведомствами.

Индивидуальные и отраслевые особенности предприятий, различные формы собственности, физическая удаленность от центра огромной страны многих предприятий, принцип свободы предпринимательства приводят к тому, что бухгалтерский учет не может быть регламентирован в полной мере. ПБУ 1 /08 "Учетная политика организации" предусматривает необходимость самостоятельного формирования учетной политики, отражающей специфические особенности бизнес-процессов конкретного предприятия.

Основные разделы приказа об учетной политике – организационно-технический и методический. В основе организационных вопросов бухгалтерского учета лежит избранная в организации совокупность принятых и используемых способов ведения бухгалтерского учета. Ответственность за выбор учетной политики, организацию бухгалтерского учета в организациях и соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций несут руководители организаций. Организационная структура бухгалтерии и организация дела в ней должны обеспечивать качественное и своевременное выполнение управленческих и учетных задач.

Методические аспекты формирования учетной политики предприятия включают в себя выбор одного из разрешенных методов: начисления амортизации основных средств (ОС) и нематериальных активов (НМА), порядка учета, оценки и списания в производство материальных запасов, учета финансовых вложений организации, порядка формирования резервов и т.д.

Для инновационных предприятий актуальна более детальная проработка двух участков учета: учет затрат на (НИОКР) и учет нематериальных активов.