Нормативно-правовые основы таможенного дела

На территории РФ действует единое таможенное законодательство, которое включает в себя Конституцию РФ, международные договоры и соглашения, федеральные законы, а также подзаконные нормативно-правовые акты, в том числе указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, а также нормативно-правовые акты Министерства экономического развития и торговли РФ (Минэкономразвития России) и ряда иных федеральных органов исполнительной власти.

Таможенным законодательством регулируется круг отношений:

o по установлению порядка перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу;

o таможенному оформлению;

o таможенному контролю;

o обжалованию актов, действий (бездействия) таможенных органов и их должностных лиц;

o установлению и применению таможенных процедур;

o установлению, введению и взиманию таможенных платежей.

Таможенное законодательство включает в себя:

1) международно-правовые договоры и соглашения, ратифицированные или подписанные Россией, которые регулируют отношения в области таможенного права и способствуют развитию международного сотрудничества;

2) внутреннее таможенное законодательство;

3) другие федеральные законы.

К международно-правовым договорам и соглашениям, ратифицированным или подписанным Россией, относят:

а) Конвенцию о создании совета таможенного сотрудничества (Брюссель, 15 декабря 1950 г.);

б) Таможенную конвенцию о временном ввозе частных дорожных перевозочных средств (Нью-Йорк, 4 июня 1954 г.);

в) Конвенцию о международных смешанных перевозках грузов (Женева, 24 мая 1980 г.);

г) Конвенцию о создании международного союза публикации таможенных тарифов (Брюссель, 5 июля 1890 г.);

д) Конвенцию о создании Совета таможенного сотрудничества (Женева, 9 октября 1990 г.);

е) Конвенцию о таможенном режиме, применяемом к контейнерам, переданным в пути, используемым для международных перевозок (Женева, 21 января 1994 г.);

ж) ТК ТС и принятые в соответствии с ним международные соглашения государств - членов ТС;

з) соглашения и протоколы Правительств государств - членов ТС;

и) решения Комиссии ТС.

Внутреннее таможенное законодательство представлено:

а) Законом о таможенном регулировании;

б) принятыми в соответствии с ним подзаконными нормативно-правовыми актами РФ.

В число других федеральных законов входят:

а) указы Президента РФ;

б) постановления Правительства РФ;

в) нормативные акты ФТС России.

В отношении первой группы необходимо подтвердить первостепенность этих правовых основ, которая заключается в принципе соотношения российского законодательства в целом и международных правовых систем, участником которых является Россия. Указанный принцип закреплен в п. 2 ст. 2 Закона о таможенном регулировании. Однако основополагающая норма для главенства международного права над российским, в случае если Россия ратифицировала эти международные нормы, - положения ст. 15 Конституции РФ, в которой говорится, что общепризнанные нормы и принципы международного права являются частью российской правовой системы, и если международным договором установлены иные правила, чем предусмотренные российским законом, то применяются нормы международного права.

В ст. 8 Конституции РФ гарантируется единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции и свобода экономической деятельности. Данные принципы неразрывно связаны с таможенным делом.

Положениями п. 1 ст. 74 Конституции РФ принцип единства экономического пространства получил продолжение в запрете на территории РФ устанавливать таможенные границы, сборы и иные препятствия для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств.

Центральное место в правовом обеспечении таможенного дела занимает Закон о таможенном регулировании в ред. от 06.12.2011. Он устанавливает особенности таможенного регулирования в Российской Федерации в соответствии с положениями таможенного законодательства ТС и содержит положения, отражающие отсылочные нормы ТК ТС, согласно которым регулирование ряда правоотношений либо установление дополнительных условий, требований или особенностей нормативно-правового регулирования должно определяться на уровне национального законодательства государств - членов ТС. Законом определена иерархия нормативно-правовых актов РФ в сфере таможенного регулирования, а также сформулированы общие принципы перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу.

Отдельная глава Закона о таможенном регулировании посвящена системе таможенных органов. Определены принципы их деятельности, функции, обязанности, правомочия и ответственность, включены положения, касающиеся применения физической силы и спецсредств, обеспечения деятельности таможенных органов и размещения объектов таможенных органов. Закон включает в себя нормы, регулирующие взаимоотношения таможенных органов и участников ВЭД, а также лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела. Он определяет условия (основания) включения в реестры и исключения (либо приостановления деятельности) из них таможенных представителей, таможенных перевозчиков, владельцев складов временного хранения (СВХ), владельцев таможенных складов и владельцев магазинов беспошлинной торговли.

Целями принятия Закона о таможенном регулировании являются:

o обеспечение выполнения Россией международных договоров, составляющих договорно-правовую базу ТС в рамках Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС), решений органов ТС в сфере таможенного регулирования и таможенного дела;

o обеспечение экономической безопасности РФ при осуществлении внешней торговли товарами;

o совершенствование государственного управления в сфере таможенного дела;

o обеспечение соблюдения прав и законных интересов лиц, осуществляющих деятельность, связанную с ввозом товаров в Российскую Федерацию и их вывозом из Российской Федерации; лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела, а также иных лиц, реализующих права владения, пользования и распоряжения товарами, ввезенными в Российскую Федерацию и вывозимыми из Российской Федерации;

o создание условий для развития ВЭД, инфраструктуры в сфере таможенного дела.

Закон о таможенном тарифе (в ред. Федерального закона от 30.12.2012 № 239-Ф3) определяет структуру тарифа, устанавливает виды таможенных пошлин, порядок и методологию таможенного обложения, важнейшие торгово-экономические условия сделок и связанные с этим действия субъектов ВЭД, тарифные льготы и преференции.

Основными целями данного закона являются:

o рационализация товарной структуры ввоза товаров в Российскую Федерацию;

o поддержание рационального соотношения вывоза и ввоза товаров, валютных доходов и расходов на территорию РФ;

o создание условий для прогрессивных изменений в структуре производства и потребления товаров в Российской Федерации;

o защита экономики страны от неблагоприятного воздействия иностранной конкуренции;

o обеспечение условий для эффективной интеграции экономики страны в мировое хозяйствование.

Важную роль в формировании таможенного законодательства в Российской Федерации играют Налоговый кодекс РФ (НК РФ) в общей части и в главах, предусматривающих взимание налога на добавленную стоимость (НДС) и акцизов, а также Кодекс РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ), Уголовный кодекс РФ. Этими законами регулируются отношения, связанные с правонарушениями и преступлениями, совершаемыми в процессе перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ.

Немаловажное значение для таможенного регулирования внешнеторговой деятельности имеют: Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. № 164-ФЗ (в ред. от 6 декабря 2011 г. № 409-ФЗ) "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности"; Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. № 165-ФЗ (в ред. от 11 июля 2011 г. № 200-ФЗ); Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. № 165-ФЗ "О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров" (в ред. от 11 июля 2011 г.); Федеральный закон от 22 июля 2005 г. № 116-ФЗ "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" (в ред. от 6 декабря 2011 г. № 409-ФЗ) и другие законы в области ВЭД.

Большую группу составляют подзаконные акты, так или иначе затрагивающие внешнеторговую деятельность. К таким актам можно отнести постановление Правительства РФ от 13 августа 2006 г. № 500 (в ред. от 6 марта 2011 г. с изменениями, вступившими в силу с 14 апреля 2012 г.) "О порядке определения таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации" и др.

22 августа 2012 г. вступил в силу Протокол от 16 декабря 2011 г. "О присоединении Российской Федерации к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации от 15 апреля 1994 г.". Помимо обязательств, взятых на себя Россией при вступлении в ВТО, с даты присоединения к этой организации начал действовать ряд документов, обусловленных указанной процедурой. Особо выделим Договор о функционировании Таможенного союза в рамках многосторонней торговой системы (подписан 19 мая 2011 г. в Минске). В соответствии с данным документом, со дня присоединения любой из стран - членов ТС к ВТО положения Марракешского соглашения о создании Всемирной торговой организации (далее - Соглашение) становятся частью правовой системы ТС. С момента присоединения России к ВТО ставки Единого таможенного тарифа ТС не могут превышать ставки импортного тарифа, предусмотренные Перечнем уступок и обязательств по доступу на рынок товаров (исключения из этого правила предусмотрены Соглашением). Каждая вновь присоединившаяся к ВТО сторона должна стремиться к формированию такого объема обязательств, который максимально соответствовал бы обязательствам страны ТС, первой вступившей в ВТО. Кроме того, Договор предусматривает принятие Сторонами мер по приведению правовой системы ТС в соответствие с Соглашением. До этого момента положения Соглашения будут иметь приоритет над международными договорами ТС и решениями его органов.