Нормативно-правовое регулирование организации и деятельности правоохранительных органов

Одним из основных свойств правоохранительных органов является то, что их организация и деятельность детально регламентированы законодательством. В зависимости от назначения того либо иного органа степень законодательной регламентации различается как по уровню закрепления, так и по детализации прописанных в нормативных правовых актах правоотношений.

Возможен различный подход к изложению системы нормативных правовых актов, регламентирующих организацию и деятельность правоохранительных органов. Несомненно, определяющей является юридическая сила актов, поскольку при их несоответствии друг другу следует применять более значимый документ. В то же время нормативные правовые акты различаются по ширине охвата регламентируемых ими правоотношений. Поэтому при изложении системы нормативных правовых актов, регламентирующих организацию и деятельность правоохранительных органов, следует брать за основу их юридическую силу, но учитывать и объем отношений, которые они затрагивают.

По данному основанию выделяются следующие группы нормативных правовых актов.

1. Общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры РФ. В соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции РФ они являются составной частью правовой системы государства и имеют приоритет над внутренним законодательствам. Каждое государство вправе самостоятельно устанавливать систему правоохранительных органов, однако данные акты обеспечивают соответствие организации и деятельности правоохранительных органов международным стандартам обеспечения прав и свобод человека и гражданина. К числу наиболее значимых многосторонних договоров относятся Конвенция о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г., Международный пакт о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г. и др. Многие важные нормы, касающиеся организации и деятельности правоохранительных органов, содержатся в двусторонних договорах, заключенных Российской Федерацией и ратифицированных на федеральном уровне. Некоторые положения, содержащиеся в официальных документах международного уровня, Российской Федерацией ратифицированы не были, однако многие из них содержат правила, также используемые при создании и функционировании отечественных правоохранительных органов.

2. Конституция Российской Федерации, принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 г., содержит целый ряд положений, непосредственно касающихся правоохранительных органов. Так, в гл. 1 "Основы конституционного строя" обозначена общая направленность деятельности государства на признание, соблюдение и защиту прав и свобод человека и гражданина. В гл. 2 "Права и свободы человека и гражданина" содержатся статьи, раскрывающие ОГЛАВЛЕНИЕ прав и свобод личности, которые реализуются в том числе в ходе отношений с правоохранительными органами. Глава 7 "Судебная власть" включает в себя важные положения, которые устанавливают структуру и основные правила деятельности органов правосудия, а также определяет общие задачи органов прокуратуры.

3. Федеральные конституционные законы. Принят ряд актов, полностью или в определенной части касающихся организации и деятельности правоохранительных органов. К ним, например, относятся федеральные конституционные законы "О Конституционном Суде Российской Федерации", "Об арбитражных судах в Российской Федерации", "О судебной системе Российской Федерации", "О судах общей юрисдикции в Российской Федерации".

4. Федеральные законы, полностью или в части посвященные организации и деятельности правоохранительных органов. К ним можно отнести, например, федеральные законы "О прокуратуре Российской Федерации"; "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации"; "О полиции". К федеральным законам также относятся и кодексы: ГПК РФ, УПК РФ, КоАП РФ и др. Данные кодифицированные акты содержат важные правила деятельности различных правоохранительных органов.

5. Подзаконные нормативные правовые акты. Многие положения, касающиеся организации и деятельности правоохранительных органов, закреплены на подзаконном уровне. Это обусловлено двумя причинами. Во-первых, в федеральных законах невозможно закрепить детальную структуру многих органов, определить специфику их вертикального подчинения. И, во-вторых, подзаконные акты могут быть достаточно оперативно изменены, что позволяет более мобильно совершенствовать структуру правоохранительных органов и организацию их деятельности.

К подзаконным актам прежде всего относятся нормативные указы Президента РФ и постановления Правительства РФ. Например, Указом Президента РФ от 01.03.2011 № 248 утверждено Положение о Министерстве внутренних дел Российской Федерации; Указом Президента РФ от 28.07.2004 976 - Положение о Федеральной службе Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков; постановлением Правительства РФ от 26.06.2006 № 459 - Положение о Федеральной таможенной службе.

Кроме того, правоохранительные органы издают ведомственные акты, которые конкретизируют их структуру и направления деятельности. Примерами могут служить приказ Генпрокуратуры РФ от 07.05.2008 № 84 "О разграничении компетенции прокуроров территориальных, военных и других прокуратур"; приказ МВД России от 19.06.2012 № 608 "О некоторых вопросах организации оперативно-розыскной деятельности в системе МВД России".

Также принимаются межведомственные нормативные правовые акты (например, совместный приказ Генпрокуратуры РФ и МВД России от 12.09.2006 № 80/725 "Об усилении прокурорского надзора и ведомственного контроля за процессуальными решениями при рассмотрении сообщений о преступлениях").

В любом случае подзаконные акты не должны противоречить действующему федеральному законодательству.

Определенное значение для организации и деятельности правоохранительных органов имеют решения высших судебных органов. Хотя в данных решениях и не содержится правовых норм, их использование позволяет оптимизировать правоприменительную деятельность.

В соответствии с Федеральным конституционным законом "О Конституционном Суде Российской Федерации" постановления этого органа являются окончательными, не подлежат обжалованию и вступают в силу немедленно после их провозглашения. Нормативные правовые акты, которые были признаны неконституционными, утрачивают силу. Решения судов и иных органов, основанные на таких актах, не подлежат исполнению. Впоследствии в действующее законодательство должны быть внесены изменения. Определения Конституционного Суда РФ, как правило, связаны с отказом принятия заявлений и обращений к рассмотрению, но нельзя отрицать важного регулирующего воздействия и за ними. Они содержат конкретные основания вынесения такого решения и в большинстве случаев разъясняют ОГЛАВЛЕНИЕ конкретных правовых норм.

Разъяснения по вопросам судебной практики, выработанные Верховным Судом РФ и Высшим Арбитражным Судом РФ, входят в круг полномочий данных органов. Разъяснения оформляются в виде постановлений пленумов высших судебных органов, которые правовых норм не содержат, однако разъясняют их применение и создают единообразную практику.

Если Верховный Суд РФ или Высший Арбитражный Суд РФ обнаружит, что нормативные предписания требуется усовершенствовать, то соответствующий судебный орган вправе выступать с законодательной инициативой.