Лекция 2. НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ И НОРМАТИВНОТЕХНИЧЕСКАЯ БАЗЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Одним из условий сохранения состояния защищенности человека, всего общества, регулятором взаимоотношений между личностью и обществом, руководителем и коллективом выступает право – государственная воля, выраженная в системе общеобязательных норм (правил поведения), установленных или санкционированных государственными органами и охраняемых от нарушений, при необходимости, государственным принуждением.

Правовую основу обеспечения БЖД составляют соответствующие законы и постановления, принятые представительными органами Российской Федерации (до 1992 г. – РСФСР) и входящих в нее республик, а также подзаконные акты: указы Президента РФ, постановления, принимаемые правительствами субъектов РФ и входящих в нее государственных образований, местными органами власти и специально уполномоченными органами. Среди них, прежде всего, Министерство природных ресурсов (МПР России), Министерство здравоохранения и социального развития России, МЧС России, территориальные органы.

Основой правового законодательства Российской Федерации в области обеспечения защищенности жизнедеятельности является Конституция РФ – основной закон государства. Все законы и иные правовые акты, принимаемые в России, не должны противоречить Конституции РФ. Основы конституционного строя России, направленные на охрану труда и здоровья людей, изложены в ст. 7. Права и обязанности человека в области обеспечения безопасности жизнедеятельности закреплены в ст. 37, 39, 41, 42 и 58 Конституции РФ, устанавливающих как право граждан на безопасные условия труда, социальные гарантии, охрану здоровья и медицинскую помощь, благоприятную окружающую среду, так и обязанность сохранять природу и окружающую среду.

Правовую основу государственной безопасности обеспечивают следующие законы: Федеральный закон от 28.12.2010 № 390-Φ3 "О безопасности", Федеральный закон от 21.12.1994 № 68-ФЗ (ред. от 01.04.2012) "О защите населения территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", Федеральный закон от 31.05.1996 № 61-ФЗ (ред. от 08.12.2011) "Об обороне", Федеральный закон от 12.02.1998 № 28-ФЗ (ред. от 23.12.2010) "О гражданской обороне", Федеральный закон от 06.03.2006 № 35-Φ3 (ред. от 08.11.2011) "О противодействии терроризму".

Особое значение имеет Указ Президента РФ от 12.05.2009 № 537 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года", представляющий собой систему взглядов на обеспечение в Российской Федерации национальной безопасности во внутриполитической, экономической, социальной сферах, в сфере науки и образования, в международной, духовной, информационной, военной, оборонно-промышленной и экологической сферах, а также в сфере общественной безопасности.

Необходимость разработки и принятия данного документа были вызваны:

1) обострением межгосударственных противоречий, связанных с неравномерностью развития стран и углублением разрыва между уровнями их благосостояния;

2) уязвимостью всех членов международного сообщества перед лицом новых вызовов и угроз;

3) складывающейся с укреплением новых центров экономического роста и политического влияния качественно новой геополитической ситуацией, связанной с решением имеющихся проблем и урегулированием кризисных ситуаций на региональной основе без участия нерегиональных сил;

4) несостоятельностью надежности глобальной и отдельных региональных систем (например, ориентированной в Евро-Атлантическом регионе только на Организацию Североатлантического договора);

5) несовершенством правовых инструментов и механизмов, создающих угрозу обеспечению международной безопасности;

6) необходимостью решения важных внутренних вопросов в области здравоохранения, образования, науки, экологии, культуры, а также повышения уровня благосостояния граждан и экономического роста.

Правовое обеспечение благоприятных и безопасных условий жизнедеятельности граждан Российской Федерации регулируется рядом федеральных законов и кодексов, в числе которых: Федеральный закон от 30.03.1999 № 52-ФЗ (ред. от 25.06.2012) "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"; Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-Φ3 (ред. от 25.06.2012) "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"; Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ (ред. от 25.06.2012) "Об охране окружающей среды"; Федеральный закон от 09.01.1996 № З-ФЗ (ред. от 19.07.2011) "О радиационной безопасности населения"; Федеральный закон от 21.12.1994 № 69-ФЗ (ред. от 30.11.2011) "О пожарной безопасности"; Федеральный закон от 10.12.1995 № 196-ФЗ (изм. от 28.07.2012) "О безопасности дорожного движения"; Федеральный закон от 21.07.1997 № 116-ФЗ (ред. от 25.06.2012) "О промышленной безопасности опасных производственных объектов"; Федеральный закон от 04.05.2011 № 99-ФЗ (ред. от 25.06.2012) "О лицензировании отдельных видов деятельности"; закон РФ от 07.02.1992 № 2300–1 (ред. от 25.06.2012) "О защите прав потребителей"; Трудовой кодекс РФ (ТК РФ) от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 28.07.2012); Гражданский кодекс РФ от 30.04.1994 № 51 -ФЗ (ред. от 30.11.2011); Уголовный кодекс РФ от 13.06.1996 № 63-Φ3 (ред. от 01.03.2012); кодекс РФ "Об административных правонарушениях" от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 08.06.2012) и др.

Обеспечение пожарной безопасности является одной из важнейших функций государства. Федеральный закон от 21.12.1994 № 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (ред. от 30.11.2011) определяет общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации, регулирует в этой области отношения между органами государственной власти, органами местного самоуправления, учреждениями, организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, иными юридическими лицами независимо от их организационноправовых форм и форм собственности, а также между общественными объединениями, должностными лицами, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства.

Основы законодательства Российской Федерации об охране труда (ОТ) обеспечивают единый порядок регулирования отношений в области ОТ между работодателями и работниками на предприятиях, в учреждениях и организациях всех форм собственности независимо от сферы хозяйственной деятельности и ведомственной подчиненности. Основы законодательства устанавливают гарантии осуществления права на ОТ и направлены на создание условий груда, отвечающих требованиям сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности и в связи с ней.

Среди законодательных актов по ОТ основное значение имеет Конституция РФ, Трудовой кодекс (ТК) РФ, устанавливающий основные правовые гарантии в части обеспечения охраны труда, а также Федеральный закон "О пожарной безопасности", Федеральный закон от 24.07.1998 № 125-ФЗ (ред. от 29.02.2012) "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний". Из подзаконных актов отметим постановления Правительства РФ: "О государственной экспертизе условий труда" от 25.04.2003 № 244 (ред. от 01.02.2005), "О государственном надзоре и контроле за соблюдением законодательства РФ о труде и охране труда" от 09.09.1999 № 1035 (ред. от 28.07.2005).

Основными направлениями государственной политики в области ОТ являются (ст. 210 ТК РФ):

– признание и обеспечение приоритета жизни и здоровья работников по отношению к результатам производственной деятельности предприятий;

– установление единых нормативных требований по ОТ для предприятий всех форм собственности независимо от сферы хозяйственной деятельности и ведомственной подчиненности;

– государственное управление деятельностью в области ОТ, включая государственный надзор и контроль за соблюдением законов и иных нормативных актов об охране труда;

– общественный контроль за соблюдением законных прав и интересов работников в области ОТ, осуществляемый через профессиональные союзы и иные представительные органы;

– защита интересов работников, пострадавших от несчастных случаев (НС) на производстве или получивших профессиональные заболевания (ПЗ), а также членов их семей;

– проведение эффективной налоговой политики, стимулирующей создание здоровых и безопасных условий труда, разработку и внедрение безопасной техники и технологий, средств коллективной и индивидуальной защиты;

– применение экономических санкций в целях соблюдения предприятиями и работниками нормативных требований по ОТ.

Каждый работник имеет право на охрану труда, в том числе:

– на рабочее место, защищенное от воздействия вредных или опасных производственных факторов;

– на возмещение вреда, причиненного увечьем, ПЗ либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением им трудовых обязанностей;

– на обучение безопасным методам и приемам труда за счет работодателя и др.

Государство в лице органов законодательной, исполнительной и судебной властей гарантирует право на охрану труда работникам, участвующим в трудовом процессе по трудовому договору (контакту) с работодателем. Условия трудового договора (контакта) должны соответствовать требованиям законодательных и нормативных актов по ОТ.

Законодательство в области охраны окружающей среды основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (ред. от 21.11.2011), Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" (ред. от 21.11.2011), Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (ред. от 21.11.2011), Федерального закона от 23.11.1995 № 174-ФЗ "Об экологической экспертизе" (ред. от 19.07.2011, с изм. от 07.12.2011), Водного кодекса РФ от 03.06.2006 № 74-ФЗ (ред. от 06.12.2011, с изм. от 07.12.2011), Земельного кодекса РФ от 25.10.2001 № 136-Φ3, закона РФ от 21.02.1992 № 2395–1 "О недрах", а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ.

Федеральный закон "Об охране окружающей среды"•.

1) определяет правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности;

2) регулирует в пределах территории Российской Федерации отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую ОС, являющуюся основой жизни на Земле.

Закон устанавливает также принципы нормирования качества окружающей природной среды, порядок проведения государственной экологической экспертизы, экологические требования к размещению, проектированию, реконструкции, вводу в эксплуатацию и эксплуатации предприятий. Отдельные разделы закона посвящены чрезвычайным экологическим ситуациям; особо охраняемым территориям и объектам; принципам экологического контроля; экологическому воспитанию, образованию и научным исследованиям; разрешению споров в области охраны окружающей природной среды; ответственности за экологические правонарушения; порядку возмещения причиненного вреда.

Отношения, возникающие в области охраны и рационального использования природных ресурсов, их сохранения и восстановления, регулируются:

– международными договорами Российской Федерации;

– земельным, водным, лесным законодательством;

– законодательством о недрах, животном мире;

– иным законодательством в области охраны окружающей среды и природопользования.

Отношения, возникающие в области охраны окружающей среды, в той мере, в какой это необходимо для обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, регулируются законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения и законодательством об охране здоровья, иным направленным на обеспечение благоприятной для человека окружающей среды законодательством.

Федеральный закон "Об экологической экспертизе" регулирует отношения в области экологической экспертизы (ЭЭ), направлен на реализацию конституционного права граждан Российской Федерации на благоприятную ОС посредством предупреждения негативных воздействий хозяйственной и иной деятельности на ОС. Законодательство об ЭЭ основывается на соответствующих положениях Конституции РФ, Федерального закона "Об охране окружающей среды" и состоит из настоящего Федерального закона, принимаемых в соответствии с ним законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ.

После проведения государственной ЭЭ оформляется экологическая лицензия. Экологическое лицензирование представляет собой выдачу разрешений (лицензий) на определенные вид деятельности в экологической сфере с указанием объемов, лимитов и видов мероприятий по использованию природных ресурсов, экологических требований, при которых допускается лицензируемая деятельность, а также последствий несоблюдения этих требований.

К лицензируемым видам деятельности в сфере охраны окружающей среды, природопользования относятся: пользование недрами, животным миром, деятельность, связанная с отходами, иные виды деятельности, лицензирование которых осуществляется специальными государственными органами в области охраны окружающей среды и регламентируются следующими нормативными документами: Федеральным законом от 08.08.2001 № 128-ФЗ (ред. от 25.06.2012) "О лицензировании отдельных видов деятельности", законом "О недрах", Федеральным законом от 24.04.1995 № 52-ФЗ (ред. от 21.11.2011) "О животном мире", постановлением Правительства РФ от 26.01.2006 № 45 (ред. от 16.04.2012) "Об организации лицензирования отдельных видов деятельности", постановлением Правительства РФ от 26.01.2006 № 524 (ред. от 15.02.2011) "Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов", постановлением Правительства РФ от 14.11.2006 № 429 (ред. от 24.09.2010) "О лицензировании эксплуатации химически опасных производственных объектов" и пр.

К отношениям по использованию и охране недр, водных объектов, лесов, животного мира и иных природных ресурсов, охране окружающей среды, охране особо охраняемых природных территорий и объектов, охране атмосферного воздуха и охране объектов культурного наследия народов Российской Федерации применяются соответственно законодательство о недрах, лесное, водное законодательство, законодательство о животном мире, об охране и использовании других природных ресурсов, об охране окружающей среды, об охране атмосферного воздуха, об особо охраняемых природных территориях и объектах, об охране объектов культурного наследия народов Российской Федерации, специальные федеральные законы.

Земельное законодательство состоит из Земельного кодекса РФ от 25.10.2001 № 136-Φ3 (ред. от 25.06.2012) и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов РФ. Нормы земельного права, содержащиеся в других федеральных законах, законах субъектов Российской Федерации, должны соответствовать настоящему кодексу. Земельные отношения могут регулироваться также указами Президента РФ, которые не должны противоречить настоящему кодексу, федеральным законам.

Земельное законодательство определяет отношения по использованию и охране земель в Российской Федерации как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (земельные отношения).

Федеральный закон "Об охране атмосферного воздуха" устанавливает правовые основы охраны атмосферного воздуха и направлен на реализацию конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду и достоверную информацию о ее состоянии. Законодательство Российской федерации в области охраны атмосферного воздуха основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего федерального закона и принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ.

Государственное управление в области охраны атмосферного воздуха осуществляется Правительством РФ непосредственно или через специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в области охраны атмосферного воздуха, а также органами государственной власти субъектов РФ.

Государственное управление в области охраны атмосферного воздуха основывается на следующих принципах:

– приоритет охраны жизни и здоровья человека, настоящего и будущего поколений;

– обеспечение благоприятных экологических условий для жизни, труда и отдыха человека;

– недопущение необратимых последствий загрязнения атмосферного воздуха для окружающей природной среды;

– обязательность государственного регулирования выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него;

– гласность, полнота и достоверность информации о состоянии атмосферного воздуха, его загрязнении;

– научная обоснованность, системность и комплексность подхода к охране атмосферного воздуха и охране окружающей природной среды в целом;

– обязательность соблюдения требований законодательства Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха, ответственность за нарушение данного законодательства.

Федеральный закон "Об отходах производства и потребления" определяет правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую природную среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья.

Правовую основу организации работ в чрезвычайных ситуациях и в связи с ликвидацией их последствий составляют следующие законы РФ: Федеральный закон от 21.12.1994 № 68-ФЗ (ред. от 01.04.2012) "О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", Федеральный закон "О пожарной безопасности", Федеральный закон от 21.11.1995 № 170-ФЗ (ред. от 25.06.2012) "Об использовании атомной энергии".

В Федеральном законе "О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" определены общие для Российской Федерации организационно-правовые нормы в области защиты граждан России, иностранных лиц без гражданства, находящихся на территории РФ, всего земельного, воздушного пространства в пределах РФ и его части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающее природной среды от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Основные цели закона: предупреждение возникновения и развития ЧС, снижение размеров ущерба и потерь от ЧС, ликвидация ЧС.

Среди подзаконных актов в этой области отметим следующие постановления Правительства РФ:

– "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" № 794 от 30.12.2003 (ред. от 18.04.2012);

– "О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" № 304 от 21.05.2007 (ред. от 17.05.2011);

– "О порядке сбора и обмена в Российской Федерации информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" № 334 от 24.03.1997 (ред. от 22.12.11).