Нормативно-правовая база издательской деятельности

Как сфера общественной деятельности, книгоиздание всегда в той или иной мере регламентировалось государственной властью. Со стороны государства это было прежде всего ограничительное законодательство. Так, в Англии в 1637 г. был принят Декрет о книгопечатании, направленный на ограничение прав книгоиздателей и книготорговцев. "Декрет в 33 статьях заключал правила относительно предварительной цензуры, типографского промысла и ввоза заграничных изданий. Согласно декрету, книги юридического содержания должны были поступать на просмотр верховных судей; рассмотрение политических сочинений возлагалось на главных государственных секретарей; остальная литература была предоставлена ведению архиепископа Кентерберийского и епископа Лондонского. В цензуру представлялись рукописи в двух экземплярах; к печати разрешались лишь те сочинения, в которых не было ничего противного англиканской церкви, государству и правительству, а также добрым нравам. Все произведения печати тотчас по выходе из типографий заносились в реестровые книги Компании типографщиков; на каждой книге обязательно обозначались имена типографщика, издателя и автора. Права членов Компании типографщиков по части обысков и выемок были расширены по сравнению с полномочиями, предоставленными им Елизаветой (имеется в виду королева Елизавета I (1558-1603), которая в 1559 г. распорядилась о том, чтобы книги не печатались без разрешения Комитета Королевского Совета или епископа. - Б.К.). По-прежнему типографии не могли открываться вне Лондона, Оксфорда и Кембриджа; да и в этих городах число их было строго ограничено. К занятию типографским промыслом допускались лица, удовлетворявшие известным требованиям и с особого в каждом случае разрешения духовной власти и членов верховной комиссии. Заграничные издания задерживались в таможне для предварительного просмотра".

Были и обратные примеры. Так, указом от 15 января 1783 г. российская императрица Екатерина II (1762-1796) разрешила всем беспрепятственно открывать собственные типографии, что стало в то время проявлением высшей степени либерализма. Этот закон действовал до 1796 г. Благодаря закону А.Н. Радищев в 1790 г. купил в долг печатный станок и организовал у себя на дому легальную типографию, где и изготовил 650 экземпляров своего "Путешествия из Петербурга в Москву".

Сегодня в Российской Федерации издательская деятельность регулируется главным образом общими нормативно-правовыми актами, относящимися и к другим видам предпринимательской деятельности. Собственно, издательское дело не регулируется каким-либо специальным законодательным или нормативноправовым актом. Ранее эту функцию выполняло "Временное положение об издательской деятельности в РСФСР", утвержденное постановлением Совета Министров РСФСР от 17 апреля 1991 г. № 211. Однако после принятия постановления Правительства РФ от 8 мая 2002 г. № 302 "Об изменении и признании утратившими силу некоторых решений Правительства Российской Федерации по вопросам лицензирования отдельных видов деятельности" Временное положение потеряло юридическую силу. В то же время на издательскую деятельность распространяется большой массив законодательных актов из области гражданского, финансового и административного права.

В основу правового регулирования издательской деятельности положены принципы, закрепленные в Конституции РФ:

o идеологическое многообразие (ст. 13);

o свобода мысли и слова, свобода информации, запрет цензуры (ст. 29);

o свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания (ст. 44).

Вместе с этими принципами действуют положения, зафиксированные в Гражданском кодексе РФ (далее - ГК РФ) и Законе РФ от 10 июля 1992 г. № 3266-1 "Об образовании":

o юридическое равенство участников неимущественных отношений, в том числе в сфере издательской деятельности; недопустимость произвольного вмешательства государства в сферу предпринимательской деятельности (ст. 1 ГК РФ);

o единство федерального культурного и образовательного пространства; общедоступность образования; свобода и плюрализм в образовании (ст. 2 Закона РФ "Об образовании").

Сюда же следует отнести отдельные положения Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ "О защите конкуренции", которые, в частности, запрещают (ст. 10, 14) монополистическую деятельность и недобросовестную конкуренцию (в том числе продажу, обмен или иное введение в оборот товара, если при этом незаконно использовались результаты интеллектуальной деятельности).

Основными документами федерального уровня, определяющими отдельные аспекты издательской деятельности, до недавнего времени были Закон РФ от 9 июля 1993 г. № 5352-1 "Об авторском праве и смежных правах" и Федеральный закон "Об обязательном экземпляре документов". После введения в действие с 1 января 2008 г. части IV Гражданского кодекса РФ, посвященной общим и специальным вопросам регулирования интеллектуальной собственности, Закон РФ "Об авторском праве и смежных правах" утратил силу.

Остановимся подробнее на решениях, которые содействовали сохранению и развитию книгоиздания в середине 1990-х гг. Речь пойдет о постановлении Правительства РФ от 12 октября 1995 г. № 1005 "О Федеральной целевой программе "Поддержка государственной полиграфии и книгоиздания Российской Федерации" и о Федеральном законе от 1 декабря 1995 г. № 191-ФЗ "О государственной поддержке средств массовой информации и книгоиздания Российской Федерации". Можно сказать, что без учета их влияния картина книгоиздания в 1990-х - начале 2000-х гг. не может быть полной. К тому же в несколько измененном виде эти решения действуют и поныне.

Особо следует остановиться на Федеральной программе поддержки книгоиздания. Дело в том, что хотя формально программа эта была утверждена правительством только в конце 1995 г., фактически существовала она с августа 1992 г., когда была утверждена коллегией Министерства печати и информации РФ. Причиной принятия Федеральной программы стало существенное сокращение в начале 1990-х гг. выпуска социально значимой литературы, к которой в первую очередь относилась учебная литература для всех форм образования и детская литература.

Положение о Федеральной целевой программе книгоиздания России устанавливало, что "Государственные нужды в книгоиздании - это потребность Российской Федерации в конкретных видах социально значимой книжной продукции (учебная, детская, справочно-энциклопедическая, научная и производственная, художественная (подписная, библиотечная серия) литература, литература на языках народов Российской Федерации, официальная литература, изобразительные издания), необходимой для решения общенациональных задач в области воспитания, образования, экономики, науки и культуры". Правда, несмотря на то что Положением о Программе Министерство печати определялось как государственный заказчик, по сути оно таковым не являлось. Дело в том, что финансирование выпуска вошедших в Программу изданий не было полным и покрывало затраты издательств лишь частично. Фактически это было дотирование выпуска книг, заявленной целью которого было снижение розничной цены на социально значимую книгу до приемлемого для потенциального покупателя уровня.

За время существования программы, с 1992 г. по настоящее время, в ее рамках вышло около 14 тыс. названий книг, в реализации Программы участвовали сотни издательств всех форм собственности, что очень важно: Федеральная программа поддерживала (и поддерживает в настоящее время) не издательства как таковые, а книгу, независимо от того, какая издательская структура ее подготовила - государственная или нет.

Конечно, влияние Федеральной программы на общий выпуск книжной продукции относительно невелико, если учесть, что годовой выпуск составлял от 29 017 названий в 1993 г. до 127 596 в 2009 г. Тем не менее в рамках Программы выходили и выходят книги, которые без внешнего финансирования вряд ли увидели бы свет. К тому же через Федеральную программу государство демонстрировало заинтересованность в информационном обеспечении своего развития и определяло государственные приоритеты в книгоиздании. Программа и сейчас работает как самостоятельный раздел крупной Федеральной программы "Культура России".

Федеральный закон "О государственной поддержке средств массовой информации и книгоиздания Российской Федерации" освобождал от налога на добавленную стоимость обороты реализации книжной продукции, связанной с образованием, наукой и культурой, а также редакционную, издательскую и полиграфическую деятельность по производству книжной продукции, связанной с образованием, наукой и культурой. Фактически под действие этого Закона не попадала только рекламная и эротическая продукция. Кроме того, не уплачивался в федеральный бюджет налог на прибыль, полученную от производства и распространения книжной продукции, связанной с образованием, наукой и культурой. Предусматривался ряд иных льгот. Срок действия этого закона истек 31 декабря 2001 г. В соответствии с Налоговым кодексом РФ введен налог на добавленную стоимость в размере 10% для периодических печатных изданий и книжной продукции, связанной с образованием, наукой и культурой. Для иной продукции он составляет 18%. Не подлежит обложению налогом с продаж реализация печатных изданий, учебной и научной литературы. Как и по ранее действовавшему закону, льготное налогообложение не распространяется на периодические печатные издания и книжную продукцию рекламного (если рекламная информация превышает 40% объема издания) или эротического характера.

В переходный к рыночным отношениям период законодательство Российской Федерации обеспечило средствам массовой информации и книгоизданию не только выживание, но и некоторое развитие, что сказалось на насыщении рынка литературой широкого тематического и видового спектра. Система законодательных, нормативно-правовых и подзаконных актов, формирующих правовую основу деятельности предприятий как хозяйствующих субъектов, к которым относятся издательские, полиграфические и книготорговые структуры, значительно шире. Стоит отметить, что в рамках российского гражданского права, регулирующего экономические отношения, основополагающим принципом является принцип свободы договора (ст. 1, 421 ГК РФ), что предполагает:

o свободное решение вопроса о заключении или незаключении договора;

o возможность заключения договора, не предусмотренного правовыми актами, а также смешанного договора;

o свободный выбор контрагента по договору;

o установление условий договора по согласованию сторон.

Специфика книгоиздания, связанная, с одной стороны, с существованием собственного промышленного производства, а с другой - с наличием допроизводственного процесса подготовки изданий, определяет необходимость разработки соответствующей нормативной базы, которая не только регулировала бы основные процессы подготовки издательской продукции, но и обеспечивала бы соответствие продукции требованиям производства. Кроме того, существуют статистическая и информационная составляющие, которые предполагают определенную унификацию изданий. В отдельных случаях (например, при производстве детской и учебной литературы) есть прямая необходимость учета продукции, а также стандартизации потребительских и санитарно-гигиенических характеристик книжной продукции.

Не менее важна стандартизация в разработке и внедрении единой системы терминов и определений, для того чтобы все участники книжного дела говорили на одном языке, а значит, понимали друг друга.

Все это касается не только национальных государственных и отраслевых стандартов, но и международных.

Назовем основные действующие в России стандарты, регламентирующие издательскую деятельность:

ГОСТ 7.60-2003. Издания. Основные виды. Термины и определения

ГОСТ Р 7.0.4-2006. СИБИД. Издания. Выходные сведения. Общие требования и правила оформления. (СИБИД - система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу.)

ГОСТ 7.9-95. Реферат и аннотация. Общие требования ГОСТ 7.12-93. Библиографическая запись. Сокращение слов на русском языке. Общие требования и правила

ГОСТ 7.62-2008. Знаки для разметки оригиналов и исправления корректурных и пробных оттисков. Общие требования

ГОСТ 7.21-80. Учебники и учебные пособия для 1-х - 10-х классов общеобразовательной школы. Издательское оформление и полиграфическое исполнение. Технические условия ГОСТ 7.53-86. Издания. Международная стандартная нумерация книг

ГОСТ 7.83-2001. Электронные издания. Основные виды и выходные сведения

ГОСТ 7.84-2002. Издания. Обложки и переплеты. Общие требования и правила оформления

ГОСТ 7.86-2005. Издания. Общие требования к издательской аннотации

ГОСТ 7.01-2003. Издания. Знак охраны авторского права. Общие требования и правила оформления

ГОСТ 5773-90. Издания книжные и журнальные. Форматы ГОСТ 132-8. Бумага для печати. Размеры

ГОСТ 7.89-2005 Оригиналы авторские и текстовые издательские. Общие технические требования

ОСТ 29.124-94. Издания книжные. Общие технические условия

ОСТ 29.127-96. Издания книжные для детей. Общие технические условия

ОСТ 29.130-98. Издательская и книготорговая библиографическая информация

ОСТ 29.76-87. Оригинал-макет для полиграфического репродуцирования. Общие технические требования.

Существуют и другие нормативные документы, связанные со специфическими требованиями, предъявляемыми к отдельным видам изданий. Так, Минздравсоцразвития России периодически разрабатывает и вводит в действие санитарные правила, направленные на профилактику заболеваний органов зрения, опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой системы учащихся общеобразовательных школ и учебных заведений начального профессионального образования. Эти правила предназначены для граждан, индивидуальных предпринимателей, предпринимателей и юридических лиц, занимающихся издательской деятельностью, устанавливают гигиенические требования к весу печатного продукта, шрифтовому оформлению, качеству печати и полиграфическим материалам для учебных изданий. В настоящее время действуют Санитарные правила и нормативы СанПиН 2.4.7.1166-02 "Гигиенические требования к изданиям учебным для общего и начального профессионального образования".

Как видим, система стандартов охватывает самые разные стороны издательской и полиграфической практики, облегчая жизнь и издателя, и полиграфиста. Однако на деле все гораздо сложнее и не столь определенно, как того требует практика. С одной стороны, в области книгоиздания явно ощущается нехватка нормативных документов, в том числе ГОСТов и ОСТов. В то же время по ряду причин в последние годы они издаются и пересматриваются крайне редко, хотя в книгоиздании перманентно происходит технологическая революция, а постоянный приток новых издателей создает дополнительные трудности с обеспечением качества выпускаемой литературы.

Отсутствие профессиональных нормативных изданий пока еще остается реальной проблемой. К этому стоит добавить и не всегда соответствующее требованиям практики качество самих разработок в области стандартов. Так, ГОСТ 7.84-2002 "Издания. Обложки и переплеты. Общие требования и правила оформления" предписывает размещать на корешке сведения об издании (автор, заглавие и др.) сверху вниз (п. 6.2), а не снизу вверх, как это было ранее. Тем самым делается попытка внедрить в практику принятую в западном книгоиздании норму, исходящую из того, что надпись на корешке книги должна читаться, когда книга лежит. Российская традиция всегда исходила из более практичного посыла: название должно читаться, когда книга стоит на полке, ведь, когда книга лежит, ее название можно прочитать на первой сторонке обложки или переплета. Еще более странным представляется изменение в требованиях к выпускным данным книжного издания (ГОСТ Р 7.0.4-2006). Теперь, в соответствии с этим ГОСТом, в выпускных данных не требуется приводить объем издания в учетно-издательских листах. Исключен единственный параметр книжного издания, который относился не к количеству израсходованной при печати бумаги, а к количеству приведенной в книге информации, ведь учетно-издательский лист - единица измерения объема текстового и иллюстративного материала. Исчезла единственная характеристика, отличающая книгу от сброшюрованной стопки писчей бумаги. Недоступным стал и сравнительный анализ книжного рынка по содержательным характеристикам отдельных его сегментов.

Тем не менее действующая система стандартов в области издательского дела является серьезной нормативной основой для повышения качества издательской продукции. Важно лишь соблюдать заложенные в них и проверенные временем нормы.