Нормативная регламентация и принципы транзита

Нормативную базу, регулирующую транзит, составляют международные источники и внутреннее (национальное) законодательство. Среди международных источников следует выделить Конвенцию о транзитной торговле внутриконтинентальных государств 1965 г., Международную конвенцию о транзите животных, мяса и иных продуктов животноводства 1935 г., Конвенцию МДП. Прочно вошло в практику заключение государствами многосторонних и двусторонних соглашений. Это, в частности, Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Литовской Республики о международном автомобильном соглашении 1993 г. Аналогичные соглашения на уровне правительств заключены Россией и с рядом других государств.

Примером двусторонних соглашений служит Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Литовской Республики о международном автомобильном соглашении 1993 г.

При осуществлении международных перевозок практикуется принятие двусторонних протоколов между таможенными ведомствами государств, в которых определяется порядок таможенного оформления грузов, ввозимых из третьих стран в оба государства или вывозимых из них в третьи страны. В качестве примера можно привести Протокол между Государственным таможенным комитетом Российской Федерации и Государственным таможенным департаментом Эстонской Республики о таможенном оформлении транзитных грузов от 08.05.1992.

Ведущая роль среди перечисленных международных источников принадлежит Конвенции о транзитной торговле внутриконтинентальных государств, которая была заключена в Нью-Йорке 8 июля 1965 г. СССР подписал Конвенцию 28 декабря 1965 г., а ратифицировал 10 мая 1972 г. Подтвердив принципы, сформулированные Конференцией Организации Объединенных Наций по вопросам торговли и развития 1964 г., она закрепила важнейшие положения о транзитном государстве, свободе транзита, транзитном движении.

Конвенцией урегулированы вопросы, касающиеся свободных зон и других таможенных возможностей, устранения задержек и ограничений в транзитном движении, документации, связанной с таможенными, транспортными и другими формальностями, хранения транзитных грузов и некоторые другие.

Важную роль в деле регламентации международных перевозок грузов сыграло принятие в 1975 г. Конвенции МДП. Положения этой Конвенции направлены на облегчение международных перевозок грузов дорожными транспортными средствами, улучшение условий перевозок, упрощение и гармонизацию административных, в том числе таможенных, формальностей при осуществлении международных перевозок.

Отдельную группу нормативной системы, регламентирующей транзит, составляет внутреннее законодательство. К числу законодательных источников РФ относятся Федеральный закон от 27.11.2010 № 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации", а также Федеральный закон "О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения".

В Федеральном законе "О таможенном регулировании в Российской Федерации" содержится разд. 6 "Таможенные процедуры". Среди указанных в нем таможенных процедур в гл. 29 регулируется таможенная процедура таможенного транзита. Она определяет ОГЛАВЛЕНИЕ и условия помещения товаров под эту таможенную процедуру, меры обеспечения ее соблюдения, а также порядок завершения указанной процедуры.

Что касается Федерального закона "О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения", то, как уже отмечалось, в нем выделены в качестве видов международных перевозок при пересечении территории РФ, во-первых, для российских перевозчиков – проезд с территории одного иностранного государства на территорию другого через территорию РФ, а во-вторых, для иностранного перевозчика – проезд транзитом через территорию РФ.

В группу нормативной системы транзита, составляющей внутреннее (национальное) законодательство, входят ведомственные нормативные акты. В них конкретизируется порядок применения международных источников, регулирующих транзит. Так, приказом Минтранса России № 61 и ГТК России от 01.09.1999 № 591 "О мерах, связанных с применением на территории Российской Федерации Таможенной конвенции о международной перевозке грузов с применением книжки МДП 1975 года (Конвенции МДП) с учетом принятых поправок" введено в действие Положение о порядке допуска российских перевозчиков к процедуре МДП.

Во многих ведомственных нормативных актах определяются меры по обеспечению эффективности транзита товаров. Таким образом, нормативные правовые акты, регулирующие транзит, – это международные источники и внутреннее законодательство, имеющие целью оптимизацию процесса транзита, улучшение условий перевозок, упрощение оформительских процедур.