Завершение стратегии

Согласно стратегической конструкции, представленной на схеме 1.1.18 (см. 1.1.1), и определению 3 (см. 1.1.2), конкретная общая стратегия данной компании должна быть особой программой адекватных действий на конкретно заданную стратегическую перспективу. Например, после завершения периода разработки 10.12.2013 компания "Бета" утвердила конкретный документ "Общая стратегия компании “Бета” на период 2014–2016 гг.".

При этом можно даже отметить, что для актуального стратегического менеджмента официально утвержденная конкретная дата завершения стратегии ( гак же, как и официальная дата ее начала) – это обязательный момент формализации конкретной стратегии данной компании.

В идеале такая официальная дата должна быть реальной датой завершения конкретной стратегии. В условиях современной бизнес-практики на момент утверждения стратегии участники акта утверждения, как правило, так и полагают.

Но вот по ходу реализации конкретной стратегии, особенно в ситуациях существенных изменений бизнес-среды, довольно часто от идеального завершения исходной официально утвержденной стратегии приходится отказываться. И такой отказ, а точнее ситуационно необходимая коррекция исходной стратегии, не является каким-то негативным или даже "совершенно недопустимым решением". Наоборот, ситуационно адекватная коррекция данной стратегии по ходу ее реализации – важный фактор конкурентоспособности, а также достижения реального бизнес-успеха.

Поэтому в соответствии с канонами современного стратегического менеджмента особый мониторинг на предмет гибкой ситуационной коррекции реализуемой стратегии должен проводиться непрерывно. На практике это проявляется в виде соответствующей аналитики, и главное – необходимых конкретных изменений, которые осуществляются в реальном режиме времени по ходу реализации конкретной стратегии. Причем такие изменения могут иметь как сугубо частный, так и относительно более общий характер. То есть одни изменения могут быть изменениями только уровня отдельного элемента или максимум всей специализированной стратегии, а другие – уровня общей стратегии в целом.

И при этом необходимо также хорошо понимать и всегда помнить, что любые конкретные изменения, которые в реальной бизнес-практике осуществляются в ходе непрерывного процесса реализации той или иной конкретной стратегии, относятся только к двум качественно различным особым стратегическим видам.

Особые ситуационные стратегические изменения первого вида – это практические изменения, которые осуществляются в процессе реализации данной стратегии, оставаясь в границах ее особого исходного качества, т.е. являются важными содержательными моментами ситуационно качественно первичной стратегии.

Особые ситуационные стратегические изменения второго вида – это тоже практические изменения, которые осуществляются в процессе реализации той же самой конкретной стратегии, но по своей стратегической сущности уже не соответствуют ее особому исходному качеству, т.е. своим конкретным ОГЛАВЛЕНИЕм и соответствующими результатами они представляют ситуационно качественно новую стратегию.

Таким образом, сам факт реализации отдельных так называемых частных стратегических изменений второго вида по своей сути означает, что уже происходит пока еще фрагментарный, но именно практический переход от конкретной ситуационно первичной стратегии к иной вторичной стратегии. То есть стратегии, которая по существу характеризуется своим особым, качественно новым, конкретным системным ОГЛАВЛЕНИЕм.

В практическом плане осуществление стратегических изменений в течение всего конкретного периода реализации данной стратегии (например, с 01.01.2014 по 31.12 .2016 в ситуации с компанией "Бета") должно происходить в определенном режиме действия обратной связи по так называемому алгоритму одинарной и двойной петли научения [1]

Мнение специалиста

Современные специалисты по стратегии полагают: чтобы побеждать в современной бизнес-войне, необходимо уметь – адекватно ситуационно-динамично – корректировать стратегию.

При этом адекватная реализация ситуационных стратегических изменений первого вида должна осуществляться по одинарной петле научения, а адекватно-творческая реализация ситуационных стратегических изменений второго вида – по двойной петле научения.

Наглядно алгоритм одинарной и двойной петли научения хорошо демонстрирует схема 4.1.2.

В данном контексте можно также отметить, что одним из наиболее эффективных и конкурентоспособных (но одновременно относительно сложных и трудных в осуществлении) инструментов реализации стратегических изменений по одинарной и двойной петле научения является так называемая модель планирования на основе сценариев Криса ван дер Хейдена.

Эта модель предполагает институционализацию в компании так называемого общекорпоративного постоянно действующего стратегического диалога, который ведется в компании в режиме непрерывного творческого осмысления ее возможного успешного будущего. Такой стратегический диалог нацелен на эффективную реализацию ситуационных стратегических изменений как первого, так и второго вида по механизму одинарной и двойной петли научения. При этом и аналитика, и главное – принятие стратегических решений – осуществляются на основе глубокой проработки так называемого полного набора современных сценариев [2].

Схема 4.1.2. Одинарная и двойная петли научения

Любая конкретная компания в процессе своей специфической бизнес-деятельности рано или поздно, осознанно или неосознанно, но всегда проходит не только тактически различные, но главное – стратегически различные этапы своего развития. Именно такими преднамеренными (т.е. по сути своего содержания обязательно заранее задуманными) стратегическими переходами как раз и являются так называемые преднамеренные системные стратегические изменения.

Что касается конкретных форм подобных переходов/переводов, то и теория, и практика современного стратегического менеджмента предлагают довольно широкий набор соответствующих моделей, инструментов и техник. Например, это могут быть: модель Leading Change (модель "Впереди перемен"); различные модели Managing Change (модели менеджмента изменений); GAP-модели (модели преодоления разрывов), инструменты и техники системного бенчмаркинга; модель Balanced Scorecard (модель сбалансированной системы показателей) [3] и т.д.

Отметим, что при правильно поставленном, т.е. профессионально хорошем стратегическом менеджменте, переходы от одной стратегии к другой осуществляются осознанно, ментально-адекватно и инструментально-профессионально; и, в конечном счете, – эффективно.

При плохом стратегическом менеджменте необходимые изменения в стратегии либо вообще не происходят, либо происходят неосознанно. Либо (редко) они осуществляются осознанно, но, как правило, – неэффективно. И за этим всегда следует или значительное падение эффективности функционирования компании, или даже – ее полное банкротство.

В данном контексте требуется снова вернуться к двум видам ситуационных стратегических изменений и специально отметить следующее.

Способность различать и эффективно осуществлять ситуационные стратегические изменения первого и второго вида – особо важная динамическая способность современной компании. При этом такая конкретная способность (способность конкретной компании) действительно служит одним из ключевых факторов достижения особого устойчивого конкурентного преимущества именно данной конкретной компании.

В качестве резюме по данному параграфу в лаконичной форме еще раз выделим следующие существенные отличия современной реализации стратегии от традиционного выполнения среднесрочного (долгосрочного) плана.

1. Выполнение плана – это только его добросовестное и точное исполнение; а реализация стратегии – это креативно-гибкое достижение реального максимального бизнес-успеха.

2. Ментальность выполнения плана – это мышление "от прошлого к будущему"; а ментальность реализации стратегии – это особое мышление "от образа успешного будущегок настоящему – к создаваемому успешному будущему".

3. Выполнение плана существенно зависит от ресурсного потенциала внутренней среды компании и так называемой технологии развития от достигнутого уровня. А реализация стратегии в первую очередь детерминируется внешней средой и предполагает гибкую адекватную реакцию на ее изменения.

4. При выполнении плана происходит только строго поэтапное исполнение данного утвержденного плана. В процессе реализации конкретной стратегии, практически с самого начина, по механизму двойной петли научения начинается процесс ее особого отрицания, т.е. берет старт процесс создания конкретной новой стратегии.