Ф. Ницше о терпении

Ф. Ницше толкует терпение как особую форму добродетели. Что такое терпение? По Ницше, это прежде всего особый способ видения мира и воздействия на вещи, особая жизненная позиция, связанная с преодолением самого себя – своей собственной вспыльчивости, поспешности, возбудимости. В противоположность нетерпению, терпение предполагает направленность всех сил на удержание реакции, на замедление эмоционального порыва, на охлаждение страсти. Терпение есть форма сохранения силы: при одном только намеке на ее исчезновение воля налагает запрет на ее внешнее проявление, на экспансию силы вовне. Терпение есть способ активного воздержания от инстинктивных импульсов, и в качестве такового оно деятельностно противостоит пассивности нетерпения ("принужден реагировать"). Терпение, наконец, есть интенсивный, творческий поиск свободы. Отказ от рабского следования страстям направлен на выработку новых, подлинно конструктивных состояний.

Сам переход от нетерпения к терпению предстает у Ницше в виде напряженной борьбы с привычными стереотипами – с идолами, закрепостившими сознание: с идолом торопливости, идолом "пожирающего" времени, идолом говорливости и т.д. Соответственно, основными мотивами ницшевского терпения оказываются прямо противоположные характеристики: медлительность, независимость от времени и внутреннее спокойствие перед ним, сдержанность и молчаливость.

Те же самые компоненты, будучи развернуты в методическом плане, с одной стороны, сохраняют мировоззренческий смысл терпения, а с другой – привносят в него новые, технические мотивы. В способе интерпретации терпения как метода виден возврат Ницше к классической традиции. Метод – это путь, медленный и долгий, открывающийся при выходе из платоновской "пещеры". Если заключенный в нее попытается выйти слишком быстро, он будет ослеплен чрезмерным количеством света. Если же философ столь же быстро вернется обратно в темницу пещеры, он также будет ослеплен темнотой. Философия, как и филология, есть медленность без ограничений. Ошибка – это дочь поспешности. Такого мнения придерживались и Платон, и Декарт, и Ницше.

Философский метод заключается в том, чтобы не спешить – выигрывая время, не боясь потерять его.

Филологическое и философское осмысления были резюмированы Ницше в этическом толковании терпения как некоторой формы добродетели. Терпение как добродетель означает позволить всему идти своим ходом, научиться внимать "судьбоносности" каждого момента, находить в любом случайном рисунке реальности его внутреннюю закономерность и красоту. В этом смысле Ницшевское терпение есть, пользуясь языком Стендаля, постоянное "обещание счастья". Оно автономно-морально и потому противостоит любой патологии, "вульгарности". Его эквивалент в классической философской традиции – понятие свободы.

Нигилизм

Нигилизм (от лат. nihil – ничто) – мировоззренческая и культурная установка, согласно которой сущее не имеет ни ценности, ни смысла; тотальное отрицание без идеалов. Нигилизм стали связывать с философиями трансцендентального субъекта с конца XVIII в. Первое философское применение слова "нигилизм" обнаруживается в письме 1799 г. Ф. Якоби к И. Фихте. Позже слово вошло в оборот благодаря автору романа "Отцы и дети" И. С. Тургеневу как обозначение такого воззрения, согласно которому существует только сущее, доступное чувственному восприятию, т.е. собственному опыту человека, и кроме него нет ничего.

Нигилизм отрицает все, что основано на традиции, власти и каком-либо авторитете. Слово "нигилизм" употреблено также Жан-Полем в "Подготовительной школе эстетики" для обозначения романтической поэзии как поэтического нигилизма. С середины XIX в. возникли такие интерпретации идеи субъекта, в которых индивид утверждал собственное право на волевое отношение ко всему сущему, отвергая ценность и смысл бытия (М. Штирнер).

После Ницше нигилизм приобрел статус философской категории. Немецкий мыслитель говорил о "европейском нигилизме", подразумевая под ним позитивизм. Ф. Ницше критикует нигилизм как движение, которое охватывало предыдущие века, но теперь, наконец, осознано. Это тот исторический процесс, в ходе которого "сверхчувственное" в его господствующей высоте становится шатким и ничтожным, так что само сущее теряет свою ценность и смысл. Ф. Ницше определяет свою метафизику как "классический нигилизм". Прежде под нигилизмом подразумевалось уничтожение и разрушение прежних ценностей, низведение сущего до голого ничто и бесперспективность человеческой истории.

В классическом варианте нигилизм означает освобождение от прежних ценностей как освобождение от некой переоценки этих ценностей. В результате бытие впервые осмысливается как ценность. Метафизика становится мышлением в ценностях. По выражению Хайдеггера, наиболее заостренным толкованием "классического нигилизма", который безоговорочно уничтожил всякую цель вне и выше сущего, служит идея вечного возвращения того же самого. Метафизика Ницше сводится к пяти главным моментам, которые могут рассматриваться только как целое – "нигилизм", "переоценка всех ценностей", "воля к власти", "вечное возращение того же", сверхчеловек. Разрабатывая проблему нигилизма, Хайдеггер отметил, что ничто и нигилизм не состоят ни в какой необходимой сущностной взаимосвязи с идеей ценности; ничто и nihil означают сущее в его бытии и оказываются бытийными, а вовсе не ценностными понятиями. По мнению Хайдеггера, с завершением метафизики впервые может развернуться полное, безусловное, ничем нс нарушаемое и не смущаемое господство над сущим.

После 1930-х гг. о нигилизме стали говорить как о явлении политической и духовной культуры, как об умонастроении, которое овладело массовым сознанием. Морпурго-Тальябуэ толкует нигилизм как "факт жизни", в отношении которого уже немыслима дилемма: принимать его или нет – он налицо. Французский философ Жан Бодрийяр отмечает, что в начале XX в. существовали эстетический, сюрреалистический и дадаистский разновидности нигилизма. Главные интерпретаторы последнего в прошлом веке (К. Ясперс, Э. Юнгер, А. Камю, Ж. П. Сартр, М. Хайдеггер) провели глубокий анализ современной культуры.

Некоторые исследователи отказывают нигилизму в новизне и толкуют его как некую константу в философствовании, религиозной мысли и жизнеощущении, которая идет непрерывной волной от библейского сатаны и даосской "пустоты" через метафизическое "ничто" гнозиса, через апофатическое, как бы овеянное нигилизмом богословие Дионисия Ареопагита, Иоанна Эриугены, через мистику каббалы, через нигилизм XIX в. вплоть до абсурдизма С. Беккета и Т. Бернхарда. Нигилизм коренится в парадоксальной жажде саморазрушения. Ему противостоит в современной философии и богословии контртенденция "решимости быть" (П. Тиллих).