Ф. Ницше. О неравенстве людей и сверхчеловеке

Еще одним видным представителем европейского иррационализма XIX в. был немецкий философ Фридрих Ницше (1844–1900). Его философия основана главным образом на мировоззренческих предпосылках, которые сформировались у него вследствие изучения и истолкования учения английского естествоиспытателя Чарльза Дарвина, изложенного в его фундаментальном труде "Происхождение видов путем естественного отбора" (1859), а также философии его соотечественника Артура Шопенгауэра.

В учении Чарльза Дарвина молодого Фридриха Ницше привлекла идея о том, что в своем развитии выживают только те виды живой природы, которые смогли приспособиться к среде обитания. Однако Ницше истолковал эту идею по-своему. В его толковании речь шла о выживании более сильных особей по сравнению со слабыми и за счет последних. Он распространил этот вывод не только на животных, но и на человека, примкнув, к так называемым социал-дарвинистам.

Одновременно Ницше увлекся изучением трудов Шопенгауэра, работы которого оказали на него сильное влияние, особенно учение Шопенгауэра о бессознательной мировой воле, проявляющейся в бесконечном многообразии мира, в том числе в человеке, его воле. Ницше развил учение Шопенгауэра, выделив и обосновав при этом идею о "воле к власти". Воля к власти – это основополагающая идея философии Ницше, исходя из которой он объяснял многие явления живой природы и общества. При этом он высказывал такие суждения, как: "Начало мира – это воля", "Воля к жизни", "Воля к власти", "Люди не равны", "Высшие люди", "Маленькие люди", "К сверхчеловеку лежит сердце мое" и т.д. и т.п.

Особое внимание акцентирует Ницше на значении воли к власти в жизни человека. Только реальное осуществление этой воли может, по его мнению, обеспечить необходимые условия для достойной жизни и деятельности ее обладателя, проявления его творческих способностей и утверждения в жизни общества. Приоритет отдается наиболее развитым и сильным личностям – "высоким людям", как их характеризовал Ницше. Он писал, что именно такие люди создали великие культуры в разное время и в разных частях Земли, быстрее и лучше решали стоящие перед ними задачи. Поэтому они вправе осуществлять власть над другими людьми, которых они превосходят по своим качествам.

В своих суждениях Ницше обычно не утруждал себя поиском каких-либо доказательств, особенно из области логики. Его иррационализм порой проявлялся более открыто, чем в работах Шопенгауэра и Кьеркегора. Он зачастую говорил догадками, афоризмами, ссылался на свое чутье, инстинкты, интуицию. Все это иррациональные проявления психики человека, восприятий им явлений действительности.

Исследователи обычно указывают на три основных периода философского творчества Ницше.

Первый период ознаменован выходом в свет его произведения "Рождение трагедии, или Эллинство и пессимизм" (1872). В нем Ницше рассматривал проблемы становления и развития греческой культуры как культуры "высшего класса" греческого общества, в которой отразились сила духа и гений его лучших представителей. Эта "культура избранных" была, по Ницше, воплощением творчества выдающихся философов, ученых, архитекторов, скульпторов, поэтов, деятелей театра.

При этом Ницше указывал, что сложный процесс становления и развития греческой культуры происходил под влиянием двух основных начал восприятия греками явлений культуры: аполлонического и дионисического. Аполлоничсское начало в эстетическом мышлении греков – это название производно от имени греческого бога Аполлона (Феба), сына Зевса, покровителя искусства. Дионисическое начало названо так по имени греческого бога Диониса (Вакха), сына Зевса, также неравнодушного к искусству. На празднествах в честь Диониса, кроме прочего, в том числе пьяных оргий, происходили состязания драматургов, поэтов и хоров, ставились трагедии и комедии.

Ницше, будучи большим знатоком истории и теории искусства, писал: "Было бы большим выигрышем для эстетической науки, если бы не только путем логического уразумения, но и путем непосредственной интуиции пришли бы к сознанию, что поступательное развитие греческого искусства связано с двойственностью аполлонического и дионисического начал"[1]. Сам Ницше в исследовании греческого искусства последовательно исходил из учета этих начал не только в указанной ранее, но и в других своих работах. По его мнению, аполлоническое и дионисическое восприятия человеком произведений искусства могут быть представлены как сновидения и опьянения[2]. При этом он утверждал, что радостные восприятия человеком сонных виде́ний были у греков своеобразным противодействием пессимизму, врачующим их души. Он с восхищением отмечал, что в сновидениях грекам впервые предстали "чудные образы богов" и много других чудес. Все это радовало греков, облегчало их жизнь и отражалось в греческом искусстве.

Разумеется, сновидения людей – это проявления их иллюзорных, мистических представлений, в целом иррациональных. Но древние греки не знали природы снов, верили их содержанию и соответственно толковали. На это и указывал Ницше, возможно преувеличивая значение сновидений в мировосприятии греков и в развитии их искусства. Речь идет о познавательном значении иллюзорного сознания в жизни древних народов. К тому же в сновидениях проявляются элементы интуитивного и рационального мышления, играющие свою роль в восприятии и понимании явлений окружающего мира и произведений искусства.

Со временем диапазон творческого мышления Ницше существенно расширился. В работе "Несвоевременные размышления" он касался уже истории всего человечества, жизни разных народов и их гениальных личностей.

Второй период философского творчества Ницше начался с выхода его труда "Человеческое, слишком человеческое" (1878). В нем Ницше несколько шире представил процесс познания человеком мира и роль разума в этом процессе. Это не было его принципиальным отходом от прежних иррационалистических установок. Скорее, он сделал ряд отдельных комплиментов человеческому разуму, ибо он не мог отрицать того, что благодаря этому разуму развились как греческая культура, о которой он писал ранее, так и культуры других народов в разные исторические эпохи.

В то же время он исходил из своих прежних убеждений о том, что любая культура развивается "сильными духом", наиболее талантливыми представителями того или иного народа, его гениями. Однако, по мнению Ницше, эти гении не всегда свободны в своей творческой деятельности. Например, нередко людей "высокой и избранной породы" вяжут разные обязанности, нормы поведения, запреты и т.д. Все это мешает их творчеству. Отсюда пронзительные слова самого Ницше: "Их душа сразу сотрясается, отрывается, вырывается – она сама не знает, что с ней происходит. Ее влечет и гонит что-то, в ней просыпается желание и стремление уйти куда-то, все равно куда..."[3] Таковы метания людей "высокой избранной породы" только от того, что нужно выполнять соответствующие обязанности и нормы поведения, которые выполняют другие люди. Отсюда вывод: если людям более высокой породы, способным к деятельности более высокого уровня, не создают условия для этого, то совершается вопиющая несправедливость, которую необходимо устранить.

"Нельзя перевернуть все ценности?" – вопрошал Ницше. Может быть, у людей о них неправильные представления? "И, может быть, добро есть зло? А Бог – выдумка и ухищрение дьявола? И может быть, в последней своей основе все ложно?"[4] Как видно, Ницше считал необходимым изменить сформировавшуюся у людей систему ценностей в интересах "высших людей", настоящих, как он считал, творцов культуры во всех сферах жизни общества.

Признавая значение познавательной деятельности людей, в том числе научной, более определенно, чем он делал это раньше, Ницше, однако, не переставал повторять вывод об ограниченности рационального мышления и научного познания. Он писал: "Научный дух могущественен в частностях, но не в целом"[5]. Общие или "крупные", по его словам, науки слишком абстрактны и их полезность не всегда ясна. Выражаясь современным языком, Ницше считал более полезными для общества частные науки, результаты которых более ясны, и менее полезными фундаментальные науки, результаты которых наступают не сразу и неочевидны, а нередко и вовсе непонятны.

Оставаясь в целом на почве иррационализма, Ницше давал свою оценку таким формам логического мышления, как суждение и умозаключение, признавал их относительную полезность. Появившаяся у него некоторая склонность к признанию значения, пусть ограниченного, научного мышления способствовала появлению более положительного отношения к проблеме развития образования. По его словам, высокая ступень образования человека способствует тому, что он "преодолевает суеверие, религиозные понятия и страхи". Надеясь на себя, человек увереннее решает свои задачи.

В работе "Человеческое, слишком человеческое" Ницше изложил также свои взгляды на государство. В его представлении государство – это орган, осуществляющий власть сильных людей над остальным народом. Он писал о двух кастах в государстве – касте работающего народа и касте избранных и праздных людей, реально осуществляющих свою волю к власти. Эксплуатируемый кастой избранных работающий народ характеризовался Ницше как толпа, которая должна иметь впечатление, что перед ней могучая, даже непобедимая сила воли господ высшей породы. Или, по крайней мере, "должно казаться, что такая сила существует".

Подобные идеи Ницше развивал и в других своих трудах. "Независимость удел немногих, это преимущество сильных"[6], – утверждал он. Речь идет о независимости свободного и сильного человека от сложившихся традиций, норм морали, чьих-то мнений. Свободный человек сам должен решать, когда и как ему поступить. Он живет "по ту сторону добра и зла", т.е. по другую сторону морали, основанной на существующих представлениях людей о том, что есть добро и зло. Ницше отвергал всякую мораль как своего рода "тиранию по отношению к природе человека и к его разуму". По его характеристике, мораль в современной ему Европе представляла собой "мораль стадных животных" – не сильных и свободно мыслящих личностей, а неразвитых и несамостоятельных людей.

Ницше считал, что многие люди "становятся нравственными не потому, чтобы быть нравственными". И пояснял, что "подчинение морали может быть или рабским, или суетным, или своекорыстным, или самоотверженным, или тупо восторженным, или бессмысленным, или актом отчаяния: само по себе это, – по его мнению, – не содержит ничего нравственного"[7]. К тому же изменяют и преобразуют мораль те личности, которые совершают то, что пожелают. Моральные заповеди и нормы они формулируют не для себя, а для других. Сами же они игнорируют всякую мораль. Таково право сильного.

В своем сочинении "Утренняя заря" Ницше вновь призывает к переоценке моральных ценностей в соответствии с его пониманием этого сложного духовного процесса.

Третий, заключительный период философского творчества Ницше характеризуется прежде всего публикацией его главного труда "Так говорил Заратустра" (1885)[8]. В этом своем труде Ницше касается многих проблем, о которых он размышлял и в других своих работах, прежде всего о проблемах морали. Однако в отличие от содержания прежних работ в данной работе суждения Ницше изложены им более четко, лаконично и твердо. Никаких сомнений. Его выводы как бы более выношены и звучат безапеляционно, даже вызывающе.

"Люди не равны", – возвещает Ницше. Такова основополагающая идея, на которой базируются все идеологические и этические построения в указанной работе. Эта идея звучит у него как истина в последней инстанции, исключая какие- либо возражения. Через все сочинение проходит идея сверхчеловека, его достоинств, избранности и естественном праве руководить обыкновенными, так сказать, людьми.

Вот одно из мест главного, как мы отметили, труда Фридриха Ницше: "Самые заботливые вопрошают теперь: “Как сохраниться человеку?” Заратустра же спрашивает, единственный и первый: “Как превзойти человека?” “К сверхчеловеку лежит сердце мое, он для меня первое и единственное, – а не человек: не ближний, не самый бедный, не самый страждущий, не самый лучший”"[9]. Известно, что Ницше не разделял христианское учение, слал проклятия христианству. Разделяемые же им идеи он оправдывал, опираясь на учение пророка древнеиранской религии Заратустры. К тому же его толкования этого учения представляются не вполне адекватными. Ведь зороастризм исходил и исходит из веры в конечную победу добра и, как видно, не рассматривает человека по другую сторону добра и зла.

Учение же Ницше о неравенстве людей, высших людях и сверхчеловеке, достоинства которого даны ему от рождения и который как человек "высокой избранной породы" обладает правом реализовать свою волю к власти над "работающими людьми", является антигуманным по своей сути, более того – расистским.

Известно, что из учения Ницше черпали свои идеи разного рода националисты, расисты и фашисты. Их философия и идеология осуждены прогрессивной общественностью всего мира, как и любые претензии некоторых современных деятелей разного ранга в разных странах на некую исключительность собственной персоны и народов, к которым они принадлежат.