Лекция 8. НИКОЛАЙ ВАСИЛЬЕВИЧ ГОГОЛЬ (1809-1852)

В результате изучения данной главы студент должен:

знать основные факты биографии писателя; особенности его мировоззрения; этапы творческой эволюции; ОГЛАВЛЕНИЕ, проблематику и жанровый состав его произведений;

уметь определять своеобразие национальных образов-характеров, давать интерпретацию принципов их создания; выявлять особенности сказа и определять его функцию; аргументировать новаторство Гоголя- драматурга; выявлять особенности авторской позиции в произведениях писателя;

владеть приемами анализа произведения в аспекте жанра (тема, идея, сюжет, композиция, характер); основными категориями комического (юмор, сатира, ирония, гротеск) при характеристике особенностей творческого метода Гоголя.

Н. В. Гоголь родился в местечке Большие Сорочинцы Миргородского уезда Полтавской губернии. Детские годы его прошли в небольшом именье отца – селе Васильевке близ Миргорода. Патриархальная тишина обширного живописного сада, окружавшего уютный помещичий дом, мир и согласие между родителями, книги, увлечение театром, привитое отцом и поощряемое дальним родственником Д. П. Трощинским, содержавшим собственный домашний театр, – вот атмосфера, которая формировала характер молодого Гоголя.

Девяти лет мальчика отдали в полтавское уездное училище, а затем Гоголь поступил в только что открывшуюся в Нежине гимназию, где проучился с 1821 по 1828 г. К этому времени относятся и первые литературные опыты Гоголя: он сочиняет стихи, пишет трагедию "Разбойники", сатиру в прозе "Нечто о Нежине, или Дуракам закон не писан". Эти гимназические опыты известны нам только но рассказам товарищей писателя.

Театр – другое увлечение Гоголя, принимавшего активное участие в постановке гимназических спектаклей: он рисовал декорации, переписывал пьесы и играл преимущественно комические роли стариков и старух. Современники вспоминали, что особенно удачно Гоголь исполнял роль Простаковой в "Недоросле".

Молодой человек всерьез задумывается над своим будущим. Не только заботы о хлебе насущном волнуют Гоголя, им владеют высокие помыслы, о которых красноречиво свидетельствуют строки из его письма 1827 г. к Π. П. Косяровскому . Гоголь пишет, что вот уже два года он занимается "изучением прав других народов" и "естественных законов" и клянется "ни одной минуты короткой жизни своей не утерять, не сделав блага". Он перебирает в уме "все состояния, все должности в государстве", с тем чтобы определить свое призвание, найти такую службу, где он может стать "истинно полезен для человечества". Юношеская восторженность влекла Гоголя в столицу, где он надеялся удовлетворить свою жажду служения человечеству.

Мечты очень скоро развеялись при ближайшем знакомстве с Петербургом. К тому же изданная в 1829 г. под псевдонимом В. Алов поэма "Ганц Кюхельгартен" была встречена насмешками, попытка поступить на сцену тоже не удалась, стремление к службе высокого государственного значения увенчалось поступлением в 1830 г. на должность... писца в департамент уделов.

В это же время Гоголь начинает активно посещать Академию художеств, занимается живописью, знакомится с бытом и нравами художников, впоследствии описанными им в "Портрете" и "Невском проспекте". Возобновились и занятия литературой, но теперь Гоголь обращается к украинской жизни, украинскому фольклору, который хорошо знал и любил. В письмах к матери он просит сообщать ему народные поверья и преданья, "которых множество носится между простым народом". Эти сведения были нужны Гоголю для работы над уже начатой первой книгой "Вечеров на хуторе близ Диканьки", которая увидела свет в сентябре 1831 г. Вторая часть произведения вышла в 1832 г. Гоголь становится известным писателем. На появление первой книги "Вечеров на хуторе близ Диканьки" восторженно откликнулся Пушкин: "Вот настоящая веселость, искренняя, непринужденная, без жеманства, без чопорности. А местами какая поэзия! Все это так необыкновенно в нашей нынешней литературе, что я доселе не образумился..." Высоко оценил творение Гоголя Белинский, отметив, что "все, что может иметь природа прекрасного... все, что народ может иметь оригинального, типического, все это радужными цветами блестит в этих первых поэтических грезах Гоголя...".

Начало 1830-х гг. – время интенсивной литературной деятельности Гоголя, которую он совмещает со службой в качестве профессора кафедры всеобщей истории в Петербургском университете. Увлеченный "историческим знанием", писатель не только разрабатывает лекции по всеобщей истории, но и активно собирает и обрабатывает материал по истории Украины.

В конце 1835 г. Гоголь уходит из университета и всецело отдается литературной деятельности. Преданно и честно служит писатель литературе, России, своему народу. Незадолго до смерти он сжег второй том "Мертвых душ", тем самым символически подведя итог своей жизни. Умер Гоголь в Москве в конце февраля 1852 г.