Лекция 9. Невербальные средства общения

Не только слова, но и так называемые невербальные (неязыковые) средства общения играют важную роль в процессе коммуникации. Все, что человек чувствует, так или иначе отражается на его лице, в выражении глаз, в позе и телодвижениях. По некоторым наблюдениям, в первые несколько секунд собеседники получают около 90% информации друг о друге помимо слов: поза, поворот головы, жестикуляция, взгляд, мимика, даже непроизвольные движения формируют образ человека, с которым предстоит общаться. Еще в XVII в. французский писатель Ларошфуко говорил, что в звуке голоса, в глазах и во всем облике говорящего заключено не меньше красноречия, чем в выборе слов.

Умение наблюдать за невербальным поведением говорящих и слушающих открывает нестандартные возможности человеческой коммуникации. Скрыть отношение к слушателям, сопутствующие речи чувства и эмоции, выражаемые с помощью слабо контролируемых мимики, жестикуляции, телодвижений, невозможно. Поэтому выступающий должен проникнуться чувством уважения к аудитории: только в этом случае он может рассчитывать на ответные доброжелательность и доверие слушателей.

Существует более тысячи невербальных элементов общения. По мнению ученых, невербальная информация может составлять до 40% всей получаемой в процессе коммуникации информации. Если вербальная и невербальная информация не совпадают, человек склонен верить скорее невербальной: если на лице человека, в соответствии со всеми правилами риторики горячо убеждающего в значимости какой-то проблемы, явно проступает выражение скуки, вряд ли собеседник поверит, что тема столь уж интересна.

Невербальных сигналов много: это, прежде всего, внешний вид в целом, поза, походка, жесты, мимика, взгляд. Начинающему оратору следует помнить, что речь создается не столько для слуха, сколько для глаз. Эта мысль выражена и в английской пословице: "Верь только половине того, что видишь, и ничему из того, что слышишь". Умелое владение ситуацией и знание особенностей употребления невербальных средств позволяют вступать в конструктивное общение, управлять аудиторией и добиваться поставленных в выступлении целей перед любой аудиторией.

Расстояние общения

Дистанция между людьми во время общения — одно из невербальных средств коммуникации, характеризующее отношение между собеседниками. Известный автор пособий по коммуникации, в том числе невербальной, Алан Пиз пишет о том, что человек интуитивно осознает наличие у себя трех зон: интимной (до полуметра), личной (от одного до полутора метров) и социальной (до 3,5 метров). В интимную зону могут заходить только особенно близкие люди, и попытка постороннего вторгнуться в нее вызывает резкое неприятие и раздражение. Правда, следует отметить, что эти цифры характерны прежде всего для европейской и североамериканской культуры. Например, арабы предпочитают минимальную дистанцию общения, итальянцы склонны располагаться ближе к собеседнику, чем англичане, а немцы — дальше, чем итальянцы.

Личная зона — зона активного общения со знакомыми людьми, а социальная — это расстояние, которое сохраняется в общении с незнакомыми собеседниками. Следует учесть, что вступая в беседу, сообщая что-либо, выслушивая кого-то, человек становится как бы условно знакомым собеседника, поэтому нахождение в личной зоне в этом случае оправдано и не должно вызвать отрицательных эмоций.

Во время выступления оратор должен верно выбрать место, определив необходимую для общения дистанцию. Как правило, для выступающего специально готовится трибуна или другое находящееся перед слушателями место, сцена или небольшое возвышение. Выступать легче стоя: так оратор возвышается над аудиторией, ему проще установить зрительный контакт со всеми слушателями, занять доминирующее положение в аудитории. Как уже отмечалось, для обсуждения вопросов с небольшой группой предпочтительнее, чтобы говорящий сидел: это создает демократичную обстановку, располагает слушающих к свободному обмену мнениями.

Для привлечения внимания, для создания доверительной атмосферы выступающий может выйти из-за трибуны, перемещаться по залу, подходить ближе к слушателям, даже к тем, кто сидит не на первых рядах.