Невербальное общение. Жесты и движения

Соблюдение правил ношения одежды, манера держаться — это такой же способ проявлять уважение к окружающим людям, как опрятная одежда, вежливое обращение в разговоре, тактичность.

Жесты и движения являются частью имиджа. Очень часто случается так, что именно жест показывает настроение даже тогда, когда он сам этого не хочет.

• Движения не должны быть резкими и быстрыми. Не нужно при разговоре опускать надолго глаза или сидеть в расслабленной позе. Можно расслабиться в часы досуга, но в рабочее время подтянутость — неотъемлемая черта бизнесмена.

• Если вы находитесь среди людей, которые старше вас, то в манере держаться стоит быть более собранным, более тактичным, чем среди людей вашего возраста.

• Походка не должна быть вялой. Но и не стоит размахивать руками и делать широкие шаги. Наилучший вариант — размеренные движения, прямая осанка.

• Сидя на стуле, не нужно раскачиваться, садиться на край, не рекомендуется облокачиваться на стол. Присаживаться и подниматься нужно, не производя шума. Стул не двигают по полу, а переставляют, взявшись за спинку.

• Привычки машинально раскачивать ногой, ерзать на стуле, периодически постукивать по нему каблуком относятся к разряду "неудобных". Это может быть воспринято как нежелание продолжать разговор и др.

• Беседуя, сидеть лучше всего прямо, не наклоняясь и не откидываясь назад.

• Наиболее приемлемая для деловой женщины посадка: колени вместе, ступни одна возле другой, голень повернута немного наискосок.

• Подпирать голову рукой при разговоре некрасиво. Это может означать скуку или усталость.

• Скрещивание рук на груди в принципе допустимо, но этот жест воспринимается собеседником как недовольство или желание прекратить разговор.

• Поднятые плечи или втянутая голова означают напряженность, производят впечатление замкнутости.

• Для расположения собеседника нужно склонить набок голову. Наклон головы создаст впечатление, что человек внимательно слушает.

• Не стоит делать то, что может быть рассмотрено как затягивание времени в разговоре (закуривание сигареты, протирание стекол очков). Это выглядит попыткой уйти от ответа.

Бизнес-этикет

Главное отличие делового этикета от обычного заключается в том, что здесь не принято делать различий между мужчинами и женщинами, мужчина не должен демонстрировать знаки внимания даме, между ними складываются партнерские отношения.

Это относится и к вопросу отношения к старшим по возрасту. В бизнесе главным является тот, кто занимает более высокое положение, кто обладает высоким статусом независимо от возраста.

В деловом общении необходимо учитывать индивидуальные качества партнера, его черты характера. Тем не менее деловое общение не предполагает бурного выражения эмоций и чувств, оно носит более строгий и рациональный характер.

Деловая беседа

В деловой беседе присутствуют общие принципы этикета: вежливость, тактичность, доброжелательность, скромность. Деловая беседа, как правило, состоит из следующих этапов:

• ознакомление с решаемым вопросом и его изложение;

• уточнение влияющих на выбор решения факторов;

• принятие решения и доведение его до собеседника.

Залог успеха деловой беседы — компетентность, тактичность и доброжелательность ее участников. Важным элементом как деловой, так и светской беседы является умение слушать собеседника. "Общение — это улица с двусторонним движением". Чтобы общаться, мы должны выражать наши идеи, наши мысли и наши чувства тем, с кем мы вступаем в общение, но мы должны позволить нашим собеседникам также выразить свои идеи, мысли и чувства.

Говорить нужно так, чтобы каждый участник беседы имел возможность легко вступить в разговор и высказать свое мнение.

Недопустимо нападать с горячностью и нетерпением на чужую точку зрения. Высказывая свое мнение, нельзя отстаивать его, горячась и повышая голос: спокойствие и твердость в интонациях действуют более убедительно.

Говорить необходимо попятным языком. Ясность, точность и сжатость высказываемых доводов и соображений — важная часть этики. Нельзя вступать в обсуждение вопросов, о которых нет достаточно ясного представления.

Целью беседы является достижение консенсуса. Во время беседы необходимо сохранять самообладание и благожелательность. Серьезная полемика даже при уверенности в своей правоте негативно сказывается на взаимонолезных контактах и деловых отношениях. Необходимо помнить, что за спором идет ссора, за ссорой — вражда, за враждой — проигрыш обеих противостоящих сторон.

• Ни при каких обстоятельствах нельзя перебивать говорящего. Лишь в крайних случаях можно сделать замечание со всевозможными формами вежливости.

• Воспитанный человек, прервав беседу, когда в комнату вошел новый посетитель, не продолжит разговор, прежде чем не ознакомит вкратце пришедшего с тем, что было сказано до его прихода.

• Недопустимо в беседах злословить или поддерживать злословие в адрес отсутствующих.

• Упоминая в беседе третьих лиц, необходимо называть их по имени-отчеству, а не по фамилии.

• Женщина никогда не должна называть мужчин по фамилии.

• Необходимо строго следить за тем, чтобы не допускать бестактных высказываний (критики религиозных воззрений, национальных особенностей и т.п.).

• Считается неучтивым заставлять собеседника повторять сказанное под тем предлогом, что вы не расслышали каких-то деталей.

• Если другой человек заговорит одновременно с вами, предоставьте право сначала высказаться ему.

И последнее, образованного и воспитанного человека узнают по скромности. Он избегает хвастать своими знаниями и знакомствами с людьми, занимающими высокое положение.