Неудачи и поражения МВФ

Сильнейшее поражение ждало МВФ в Юго-Восточной Азии. Быстроразвивающиеся страны АСЕАН — "азиатские тигры" — как и "латиноамериканские пумы", были приоритетны для МВФ, именно им фонд оказывал значительную кредитную помощь в обмен на использование его рецептов в духе "Вашингтонского консенсуса". Конечно, нельзя сводить успехи этих стран к рекомендациям фонда, они крылись в других факторах роста, которые были задействованы экономической политикой задолго до проявления в этом регионе активности МВФ. Но тем не менее, эти страны благосклонно относились к его деятельности и охотно применяли его рекомендации.

Весной 1997 г. в столице Малайзии, Куала-Лумпуре побывал президент-распорядитель МВФ Мишель Камдессю. Он произнес проникновенную речь перед деловой и политической элитой страны, отметил "скромную", но выдающуюся роль МВФ в деле процветания стран региона и... улетел в Вашингтон, в штаб-квартиру МВФ. А через несколько дней во всех странах АСЕАН и Японии разразился сильнейший финансовый кризис, названный Азиатским кризисом. Взбешенный таким развитием событий, глава правительства Малайзии Мухаммед Махатхир, талантливый лидер этой страны, приказал закрыть отделение МВФ в стране и выслать его специалистов. Затем были приняты меры интенсивного государственного регулирования, полностью противоречащие критериям "Вашингтонского консенсуса", и страна довольно быстро вышла из состояния кризиса. Вслед ней такие же меры были приняты другими странами АСЕАН, что способствовало преодолению мощного спада и стабилизации ситуации.

Неэффективность предписаний МВФ выражалась в том, что они чаще всего вызывали противоположный ожидаемому эффект, в том числе в антикризисной политике в ряде стран Восточной Европы (не только в России и странах — членах СНГ). Например, в Латвии и Литве МВФ потребовал резко сократить государственные расходы в целях уменьшения дефицита бюджета (за счет урезания заработной платы бюджетникам и сокращения пенсий), а в Латвии одобрил привязку лата к евро, чтобы не допустить его девальвации. В результате падение ВВП Латвии составило в 2009 г. 18%, что означало полный провал политики МВФ как в ЕС в целом, так и в отношении Латвии, в частности. А ведь у МВФ был уже один провальный опыт "привязки" национальной валюты к доллару — аргентинский, когда в 1998—2002 гг. МВФ правительству Аргентины рекомендовал осуществить "привязку" песо к доллару, что привело к банкротству песо и дефолту этой страны.

Падение международных позиций МВФ

К концу 1990-х гг. неудачи МВФ в проведении реформ в странах Латинской Америки, России, Юго-Восточной Азии, новых членах ЕС и других странах вызвали мощную критику со стороны многих экономистов и политиков в разных странах мира, в том числе в самих США. Джозеф Стиглиц вообще предложил из-за бесполезности "распустить" МВФ, который способен лишь обеспечить хорошую жизнь тысячам своих специалистов, не неся никакой ответственности за провалы своей деятельности. Но логика организаций, особенно мегаорганизаций международного масштаба, такова, что их порою легче создать, чем ликвидировать, — действие закона Паркинсона на примере МВФ особенно наглядно.

К тому же за десятилетие, прошедшее до начала глобального кризиса, произошла очень важная и крайне интересная трансформация экономической политики ведущих стран мира. После целого ряда новых инструментов, введенных в "Вашингтонский консенсус", он стал своего рода эталонной программой для всех странразвитых, развивающихся и переходных. Поэтому неслучайной была жестокая критика как политики Вашингтона, так и деятельности МВФ в самый разгар глобального кризиса в 2008—2009 гг., в том числе со стороны лидеров стран ЕС. Заметим, что в первые годы XXI в. роль МВФ предельно снизилась — он уже не принимал никакого участия в осуществлении политики в духе "Вашингтонского консенсуса", данная политика стала императивным элементом макроэкономической политики ведущих стран мира (кроме Китая, Индии, Бразилии). К началу глобального кризиса предельно ограниченными были и финансовые возможности МВФ — к сентябрю 2008 г. его кредиты составляли всего около 10 млрд долл. — это в 10 раз меньше, чем в 2001 г. Еще одна причина падения международных позиций и имиджа фонда — это уверенность деловых и политических кругов множества стран (в которых дела обстояли в целом неплохо) в том, что "эра процветания" будет существовать вечно. В результате МВФ оказался не готов к глобальному кризису, а его годовые и квартальные доклады были полны оптимизма, в то время как доклады организаций и учреждений ООН того же периода прямо предупреждали о грядущем кризисе и необходимости переоценки положений "Вашингтонского консенсуса". В результате, когда многие развивающиеся страны столкнулись с мощным оттоком капитала в 2008—2009 гг., МВФ не смог оказать им кредитную помощь, поскольку у него не было резервов для этого.

Тогда намного большую эффективность, как это ни странно, показала ФРС, которая предоставила кредитные своп-линии центральным банкам Бразилии, Южной Кореи, Мексики и Сингапура. Общий объем своп-линий ФРС в кризисный период (только на первом его этапе) составил около 600 млрд долл.

Новое возвышение роли и значения МВФ

Глобальный кризис, тем не менее, восстановил и даже усилил влияние МВФ. Стало ясно, что мировой экономике необходимы универсальные и единые финансовые регуляторы, в центре которых находился бы прежде всего МВФ, обладающий и международной правосубъектностью, и мощными финансовыми ресурсами. Первым среди западных лидеров осенью 2008 г. об этом сказал бывший в то время премьер-министром Великобритании Гордон Браун. В первую очередь МВФ следовало вернуть статус кредитора последней инстанции, пополнив его резервы. В апреле 2009 г. на саммите Группы-20 было принято решение увеличить резервы фонда с 250 млрд долл. до небывалых ранее 750 млрд долл.; позже руководство МВФ сделало заявку на увеличение его фонда до 1 трлн долл. В последующие годы (2009—2012) в МВФ шла серьезная организационная перестройка, изменялись многие планы и программы, фонд принимал решения, связанные с финансовым сотрудничеством как на двусторонней, так и на многосторонней основе, открывались новые кредитные линии.

В то же время идеология МВФ остается неизменной — это следование рецептам "Вашингтонского консенсуса" и довольно жесткие условия предоставления кредитных линий. Еще в конце 1990-х гг. эксперты Oxford Analytica в докладе "Азия: государства предпочитают помощь друг другу поддержке МВФ" подчеркивали следующее: "Политика МВФ в конце 1990-х привела к разочарованию в фонде из-за драконовских условий предоставления кредитов. В ответ южно-азиатские страны инициировали процесс создания собственного аналога МВФ на базе многосторонней “Инициативы Чиангмай” (CMIM). Сейчас в секретариат CMIM входят представители 16 азиатских стран, они выполняют квази-эмвээфовские функции. Но скоро CMIM будет управлять резервами в 120 млрд долл.". Аналогичные международные финансовые учреждения создаются и в других континентальных регионах, в том числе в Южном полушарии, Восточной Азии, зоне СНГ. Все это требует от МВФ большей инициативы и учета мнений, существующих в разных странах, ухода от догматических представлений о мировой экономике, в которой многообразие процессов становится все более сложным и не подчиняющимся представлениям о "невидимой руке" всесильного рынка.