Затраты на инновации

В структуре затрат на инновации традиционно выделяют внутренние ("домашние") исследования и экспериментальные разработки (ИЭР) и внешние (приобретаемые). При этом для определения необходимых (табл. 3.6) инновационных затрат часто используется классификация видов инновационной деятельности, рекомендованная Руководством Осло. Очевидной проблемой оценки является идентификация затрат, так как большинство инноваций одновременно относятся к двум и более видам. Поэтому во избежание двойного счета при проведении инновационных обследований рекомендуется следить за тем, чтобы инновационные затраты были отнесены не более чем к одному виду инновационной деятельности.

Проблема идентификации затрат на инновации является ключевой и при классификации затрат на капитальные и текущие. Так, при оценке капитальных затрат на инновации, включая приобретение машин, оборудования и других капитальных товаров, не должны учитываться издержки на создание продукции, учтенные в затратах на внутренние ИЭР как текущие.

В отношении текущих затрат на инновационную деятельность, включающих затраты на оплату труда персонала,

Таблица 3.6

Оценка инновационных затрат в соответствии с классификацией видов инновационной деятельности, рекомендованных Руководством Осло

Вид деятельности

Составляющая деятельности

Характеристика затрат

Деятельность по созданию продуктовых и процессных инноваций

Приобретение внешних знаний

Приобретение прав на использование патентов и непатентованных изобретений, торговых марок, ноу-хау и других форм знаний, не относящихся к сфере ИЭР, у других предприятий и организаций, таких, как университеты и государственные исследовательские институты

Приобретение машин, оборудования и других капитальных товаров

Приобретение новейших машин, оборудования, вычислительной техники и программного обеспечения, а также земельных участков и зданий (включая действия по их значительному улучшению, модификации и ремонту), необходимых для осуществления продуктовых или процессных инноваций

Прочие виды подготовки продуктовых и процессных инноваций

Затраты на действия, связанные с разработкой и осуществлением продуктовых и процессных инноваций, – таких как проектирование, планирование производства и испытание новых продуктов (товаров, услуг), производственных процессов и методов доставки, ранее не включенные в категорию ИЭР

Маркетинговая подготовка продуктовых инноваций

Вывод на рынок новых или значительно улучшенных товаров или услуг

Подготовка

кадров

Подготовка кадров для разработки продуктовых или процессных инноваций и их внедрения

Деятельность, связанная с маркетинговыми и организационными инновациями

Подготовка

маркетинговых

инноваций

Разработка и внедрение новых методов маркетинга, включая приобретение разнообразных внешних знаний и капитальных товаров, непосредственно относящихся к маркетинговым инновациям

Подготовка организационных инноваций

Планирование и внедрение новых методов организации инновационной деятельности, включая приобретение разнообразных внешних знаний и капитальных товаров, непосредственно относящихся к организационным инновациям

вовлеченного в инновационную деятельность, и прочие текущие затраты (некапитальные затраты на приобретение материалов, оплата поставок, услуг и оборудования для обеспечения инновационной деятельности предприятия в данном году), также существует проблема идентификации.