Несостоятельность (банкротство) коммерческих организаций

Согласно ст. 65 ГК юридическое лицо, за исключением казенного предприятия, учреждения, политической партии и религиозной организации, по решению суда может быть признано несостоятельным (банкротом). Государственная корпорация или государственная компания может быть признана несостоятельной (банкротом), если это допускается федеральным законом, предусматривающим ее создание. Фонд не может быть признан несостоятельным (банкротом), если это установлено законом, предусматривающим создание и деятельность такого фонда. Под банкротством понимается признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.

Основания и порядок ликвидации коммерческих организаций в случае несостоятельности (банкротства) установлены Федеральным законом от 26.10.2002 № 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)". Коммерческая организация считается неспособной удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам или исполнить обязанности по уплате обязательных платежей, если такие обязательства не исполнены в течение трех месяцев с момента наступления даты их исполнения. Состав и размер денежных обязательств и обязательных платежей определяются, как правило, на момент подачи в арбитражный суд заявления о признании коммерческой организации банкротом и считаются установленными, если они подтверждены вступившим в законную силу решением суда или документами, свидетельствующими о признании должником этих требований.

Правом на обращение в арбитражный суд, с заявлением о признании должника банкротом в связи с неисполнением денежных обязательств обладают должник, конкурсный кредитор, уполномоченные федеральным законом органы: ФНС России, ФАС России и др.

Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" обязывает учредителей (участников) должника -коммерческой организации, собственника имущества должника — унитарного предприятия, федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления принимать своевременные меры по предупреждению банкротства. До момента обращения в суд должны быть приняты меры но оказанию финансовой помощи должнику, в целях восстановления его платежеспособности и погашения задолженности, проведена досудебная санация, т.е. оздоровление с помощью субсидирования, кредитования, реорганизации, в целях предупреждения банкротства (ст. 30—31 Закона).

Арбитражный суд может возбудить производство по делу о банкротстве коммерческой организации, если требования к должнику в совокупности составляют не менее 100 тыс. руб., к должнику — гражданину не менее 10 тыс. руб., а также имеются признаки банкротства (п. 2 ст. 6 Закона).

При рассмотрении дела о банкротстве должника — коммерческой организации задействуются следующие процедуры, применяемые в деле о банкротстве: наблюдение; финансовое оздоровление; внешнее управление; конкурсное производство; мировое соглашение (ст. 27 Закона). Главную роль в проведении этих процедур играет арбитражный управляющий, которым может быть только гражданин Российской Федерации, являющийся членом саморегулируемой организации арбитражных управляющих. Арбитражный управляющий является субъектом профессиональной деятельности и осуществляет процедуры, применяемые в деле о банкротстве, занимаясь частной практикой.

Первая процедура, применяемая в деле о банкротстве — наблюдение, вводится но результатам рассмотрения арбитражным судом обоснованности требований заявителя. При возбуждении дела о банкротстве на основании заявления должника наблюдение вводится с даты принятия арбитражным судом заявления должника к производству. Наблюдение должно быть завершено с учетом в срок, не превышающий семи месяцев с даты поступления заявления о признании должника банкротом в арбитражный суд.

Эта процедура вводится с целью обеспечения сохранности имущества должника и анализа его финансового состояния. Для осуществления процедуры наблюдения судом назначается временный управляющий. Не позднее 15 дней с даты утверждения временного управляющего руководитель должника обязан предоставить ему и в арбитражный суд перечень имущества, в том числе имущественных прав, а также бухгалтерские и иные документы, отражающие экономическую деятельность должника за три года до введения наблюдения. Ежемесячно руководитель должника обязан информировать временного управляющего об изменениях в составе имущества должника.

В свою очередь, все физические и юридические лица, государственные и местные органы власти обязаны в течение семи дней со дня получения запроса арбитражного управляющего предоставлять ему все сведения о должнике, принадлежащем ему имуществе, в том числе имущественных правах, и об обязательствах (ст. 66 Закона). В обязанности временного управляющего входят: принимать меры по обеспечению сохранности имущества должника; проводить анализ финансового состояния должника; выявлять кредиторов должника; вести реестр требований кредиторов; уведомлять кредиторов о введении наблюдения; созывать и проводить первое собрание кредиторов (п. 1 ст. 67 Закона). Он обязан представить в арбитражный суд отчет о своей деятельности и протокол первого собрания кредиторов с приложением соответствующих документов не позднее чем за пять дней до даты заседания арбитражного суда.

К отчету временного управляющего прилагаются: заключение о финансовом состоянии должника; обоснование возможности или невозможности восстановления платежеспособности должника, целесообразности введения последующих применяемых в деле о банкротстве процедур.

На основании вышеуказанных документов арбитражный суд выносит определение о введении финансового оздоровления или внешнего управления, либо принимает решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства, либо утверждает мировое соглашение и прекращает производство по делу о банкротстве (п. 1 ст. 75 Закона).

В период наблюдения органы управления коммерческой организации не вправе совершать многие сделки без согласия временного управляющего, а также не вправе принимать решения о реорганизации или ликвидации должника, о создании филиалов и представительств, его участии в ассоциациях и союзах, выплате дивидендов или распределении прибыли должника и т.д. (ст. 64 Закона).

Вторая процедура, применяемая в деле о банкротстве — финансовое оздоровление. С ходатайством о введении данной процедуры вправе обратиться к арбитражному суду сам должник, или учредители (участники) торговой организации — должника, или собственник имущества должника — унитарного предприятия, а также третьи лица. Финансовое оздоровление вводится арбитражным судом и им одновременно утверждается административный управляющий. В определении о введении финансового оздоровления должен указываться срок данной процедуры, а также содержаться утвержденный судом график погашения задолженности. Финансовое оздоровление вводится на срок не более чем два года.

Создаются благоприятные условия для финансового оздоровления коммерческой организации должника.

В свою очередь должник не вправе без согласия административного управляющего совершать сделки или несколько взаимосвязанных сделок, которые влекут за собой увеличение кредиторской задолженности должника более чем на 5% суммы требований кредиторов. Он не имеет права совершать сделки, которые связаны с приобретением, отчуждением или возможностью отчуждения прямо или косвенно имущества должника; если они влекут за собой уступку прав требований, перевод долга; влекут за собой получение займов (кредитов) (и. Л ст. 82 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)").

Административный управляющий в ходе финансового оздоровления обязан: вести реестр требований кредиторов; созывать собрания кредиторов; рассматривать отчеты о ходе выполнения плана финансового оздоровления и графика погашения задолженности; осуществлять контроль за своевременным исполнением должником текущих требований кредиторов и т.д.

Закон предоставляет административному управляющему право: требовать от руководителя должника информацию о текущей деятельности коммерческой организации; обращаться в арбитражный суд с ходатайством об отстранении руководителя должника: о принятии дополнительных мер по обеспечению сохранности имущества должника; предъявлять в арбитражный суд от своего имени требования о признании недействительными сделок и решений, а также о применении последствий недействительности ничтожных сделок, заключенных или исполненных должником с нарушением требований закона (п. 4 ст. 83 Закона).

Не позднее чем за месяц до истечения установленного срока финансового оздоровления должник обязан представить административному управляющему отчет о результатах проведения финансового оздоровления. К отчету должника прилагаются: баланс должника на последнюю отчетную дату; отчет о прибылях и об убытках должника; документы, подтверждающие погашение требований кредиторов. Административный управляющий рассматривает отчет должника о результатах проведения финансового оздоровления и составляет заключение о выполнении графика погашения задолженности, об удовлетворении требований кредиторов и о выполнении плана финансового оздоровления (при наличии такого плана), которое не позднее чем через десять дней с даты получения отчета должника о результатах проведения финансового оздоровления направляется кредиторам, требования которых включены в реестр требований кредиторов, и в арбитражный суд.

Но чинам рассмотрения результатов финансового оздоровления, а также жалоб кредиторов арбитражный суд принимает один из судебных актов: определение о прекращении производства по делу о банкротстве в случаях, если непогашенная задолженность отсутствует, и жалобы кредиторов признаны необоснованными; определение о введении внешнего управления в случае наличия возможности восстановить платежеспособность должника; решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства в случае отсутствия оснований для введения внешнего управления и при наличии признаков банкротства (п. 6 ст. 88 Закона).

Третья процедура, применяемая в деле о банкротстве — внешнее управление, может вводиться судом по собственной инициативе или на основании решения собрания кредиторов на срок не более 18 месяцев, который может быть продлен не более чем на шесть месяцев. Внешнее управление вводится в целях восстановления платежеспособности должника, с передачей полномочий но управлению должником внешнему управляющему, назначаемому арбитражным судом.

С даты введения внешнего управления прекращаются полномочия руководителя должника, управление делами должника возлагается на внешнего управляющего. Как видим, если при проведении двух первых процедур руководство организации должника оставалось на своих местах, то при третьей процедуре внешний управляющий вправе издать приказ об увольнении руководителя должника или предложить ему перейти на другую работу. Он может самостоятельно распоряжаться имуществом должника: заключать от имени должника мировое соглашение; заявлять отказ от исполнения договоров должника; подавать в арбитражный суд от имени должника иски и заявления о признании недействительными сделок и решений, а также о применении последствий недействительности ничтожных сделок, заключенных или исполненных должником с нарушением требований закона, и заявлять требования о взыскании убытков, причиненных действиями (бездействием) членов коллегиальных органов управления должника, членов совета директоров (наблюдательного совета), единоличного исполнительного органа, собственника имущества должника, лицами, действовавшими от имени должника в соответствии с доверенностью, иными лицами, действовавшими в соответствии с учредительными документами должника, и др.

Обязанностями внешнего управляющего являются: принятие в управление имущества должника и проведение его инвентаризации; разработка и представление на рассмотрение собранию кредиторов плана внешнего управления; ведение бухгалтерского, финансового, статистического учета и отчетности; принятие мер по взысканию задолженности перед должником; ведение реестра требований кредиторов; представление собранию кредиторов отчета об итогах реализации плана внешнего управления и др. (ст. 99 Закона).

Следует подчеркнуть, что на время проведения внешнего управления вводится мораторий на удовлетворение требований кредиторов на денежные обязательства и обязательные платежи должника, сроки, исполнения которых наступили до введения внешнего управления. Под мораторий не попадают только требования о взыскании задолженности по заработной плате, выплате вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности, а также о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью, о возмещении морального вреда.

Внешний управляющий подготавливает план внешнего управления, в котором предусматриваются меры по восстановлению платежеспособности должника.

Полномочия внешнего управляющего прекращаются в случаях: прекращения производства по делу о банкротстве пли принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства. В случае если внешнее управление завершается заключением мирового соглашения или погашением требований кредиторов, внешний управляющий продолжает исполнять свои обязанности в пределах компетенции руководителя должника до даты избрания (назначения) нового руководителя коммерческой организации — должника.

Четвертая процедура, применяемая в деле о банкротстве — конкурсное производство. Оно открывается арбитражным судом с момента судебного признания должника банкротом и свидетельствует о том, что иные процедуры (наблюдение, финансовое оздоровление, внешнее управление) не дали результата, и отсутствует реальная возможность восстановить платежеспособность должника. Целью проведения конкурсного производства является соразмерное удовлетворение требований кредиторов. Срок конкурсного производства не может превышать шесть месяцев, но может быть продлен судом еще на шесть месяцев (ст. 124 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)"). При принятии решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства арбитражный суд назначает конкурсного управляющего, к которому переходят все полномочия по управлению делами должника и распоряжению его имуществом (ст. 129 Закона).

Конкурсный управляющий за счет должника не позднее чем через десять дней своего утверждения, направляет сведения, подлежащие опубликованию, которые включаются в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве и опубликовываются в официальном издании, определенном регулирующим органом (газета "Коммерсантъ").

Опубликованию подлежат следующие сведения: наименование должника, его адрес и идентифицирующие должника сведения (государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации юридического лица, государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации индивидуального предпринимателя, идентификационный номер налогоплательщика); наименование арбитражного суда, в производстве которого находится дело о банкротстве, и номер дела; дата принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства. В публикации должна указываться дата закрытия реестра требований кредиторов, который закрывается по истечении двух месяцев опубликования сведения о банкротстве. Кроме этого указывается адрес должника для заявления кредиторами своих требований к должнику и сведения о конкурсном управляющем и соответствующей саморегулируемой организации.

Конкурсный управляющий обязан:

— принять в ведение имущество должника, провести инвентаризацию такого имущества;

— привлечь оценщика для оценки имущества должника, за исключением случаев, предусмотренных Законом;

— принимать меры, направленные на поиск, выявление и возврат имущества должника, находящегося у третьих лиц;

— принимать меры по обеспечению сохранности имущества должника;

— уведомлять работников должника о предстоящем увольнении не позднее чем в течение месяца с даты введения конкурсного производства;

— предъявлять к третьим лицам, имеющим задолженность перед должником, требования о ее взыскании в порядке, установленном Законом;

— заявлять в установленном порядке возражения относительно требований кредиторов, предъявленных к должнику;

— вести реестр требований кредиторов, если иное не предусмотрено Законом;

— передавать на хранение документы должника, подлежащие обязательному хранению в соответствии с федеральными законами. Порядок и условия передачи документов должника на хранение устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ;

— заключать сделки, в совершении которых имеется заинтересованность, только с согласия собрания кредиторов или комитета кредиторов и др.

Конкурсный управляющий вправе:

— распоряжаться имуществом должника в порядке и на условиях, которые установлены Законом;

— увольнять работников должника, в том числе руководителя должника, в порядке и на условиях, которые установлены федеральным законом;

— заявлять отказ от исполнения договоров и иных сделок в порядке, установленном Законом. Конкурсный управляющий не вправе заявлять отказ от исполнения договоров должника при наличии обстоятельств, препятствующих восстановлению платежеспособности должника;

— подавать в арбитражный суд от имени должника заявления о признании недействительными сделок и решений, а также о применении последствий недействительности ничтожных сделок, заключенных или исполненных должником, иски о взыскании убытков, причиненных действиями (бездействием) руководителя должника, лиц, входящих в совет директоров (наблюдательный совет), коллегиальный исполнительный орган или иной орган управления должника, собственника имущества должника, лицами, действовавшими от имени должника в соответствии с доверенностью, иными лицами, действовавшими в соответствии с учредительными документами должника, предъявлять иски об истребовании имущества должника у третьих лиц, о расторжении договоров, заключенных должником, и совершать другие действия, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ и направленные на возврат имущества должника и др. (ст. 129 Закона).

В Законе устанавливается очередность, размер и порядок удовлетворения требований кредиторов. Вне очереди за счет конкурсной массы погашаются требования кредиторов по текущим платежам преимущественно перед кредиторами, требования которых возникли до принятия заявления о признании должника банкротом.

В случае если прекращение деятельности организации должника или ее структурных подразделений может повлечь за собой техногенные и (или) экологические катастрофы либо гибель людей, вне очереди также погашаются расходы на проведение мероприятий по недопущению возникновения указанных последствий.

Требования кредиторов по текущим платежам удовлетворяются в следующей очередности:

- в первую очередь удовлетворяются требования но текущим платежам, связанным с судебными расходами по делу о банкротстве, выплатой вознаграждения арбитражному управляющему, с взысканием задолженности по выплате вознаграждения лицам, исполнявшим обязанности арбитражного управляющего в деле о банкротстве, требования по текущим платежам, связанным с оплатой деятельности лиц, привлечение которых арбитражным управляющим для исполнения возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве в соответствии с настоящим Федеральным законом является обязательным, в том числе с взысканием задолженности по оплате деятельности указанных лиц;

- во вторую очередь удовлетворяются требования об оплате труда лиц, работающих по трудовым договорам, а также требования об оплате деятельности лиц, привлеченных арбитражным управляющим для обеспечения исполнения возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве, в том числе о взыскании задолженности по оплате деятельности данных лиц;

— в третью очередь удовлетворяются требования по коммунальным платежам, эксплуатационным платежам, необходимым для осуществления деятельности должника;

— в четвертую очередь удовлетворяются требования по иным текущим платежам.

Требования кредиторов по текущим платежам, относящиеся к одной очереди, удовлетворяются в порядке календарной очередности.

При рассмотрении жалобы кредитора по текущим платежам арбитражный суд при удовлетворении жалобы вправе определить размер и очередность удовлетворения требования кредитора по текущим платежам.

Требования кредиторов удовлетворяются в следующей очередности:

— в первую очередь производятся расчеты по требованиям граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, путем капитализации соответствующих повременных платежей, компенсации морального вреда, а также расчеты по иным установленным законом требованиям;

— во вторую очередь производятся расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и по выплате вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности;

— в третью очередь производятся расчеты с другими кредиторами, в том числе кредиторами по нетто-обязательствам.

После расчетов с кредиторами третьей очереди производятся расчеты с кредиторами по удовлетворению требований по сделке, признанной недействительной.

Требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества должника, удовлетворяются за счет стоимости предмета залога.

При оплате труда работников должника, продолжающих трудовую деятельность в ходе конкурсного производства, а также принятых на работу в ходе конкурсного производства, конкурсный управляющий должен производить удержания, предусмотренные законодательством (алименты, подоходный налог, профсоюзные и страховые взносы и др.), и платежи, возложенные на работодателя в соответствии с федеральным законом (ст. 134 Закона).

После завершения расчетов с кредиторами конкурсный управляющий представляет в арбитражный суд отчет о результатах проведения конкурсного производства. Арбитражный суд по истечении тридцати, но не позднее шестидесяти дней с даты вынесения определения арбитражного суда о завершении конкурсного производства направляет указанное определение в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, заказным письмом с уведомлением о вручении (п. 2 ст. 149 Закона).

Основанием для внесения в ЕГРЮЛ записи о ликвидации должника — коммерческой организации является определение арбитражного суда о завершении конкурсного производства и документ об уплате государственной пошлины. С даты внесения этой записи в указанный реестр полномочия конкурсного управляющего прекращаются, конкурсное производство считается завершенным, а должник — коммерческая организация — ликвидированной.

Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве") предусматривает субсидиарную ответственность собственника имущества должника — унитарного предприятия, учредителей (участников) должника, его руководителя, по вине которых произошло банкротство коммерческой организации. В случаях, установленных федеральным законом, руководитель должника — физическое лицо, члены органов управления должника — физические лица могут быть привлечены к уголовной или административной ответственности (п. 4—5 ст. 10 Закона).

Особый интерес представляет пятая процедура, применяемая в деле о банкротстве — мировое соглашение должника с кредиторами. Оно является одной из мер, направленных на предотвращение ликвидации должника — коммерческой организации. Ранее действовавшие законы о несостоятельности (банкротстве) юридических лиц 1991 и 1998 гг. не содержали такую процедуру. Согласно Федеральному закону "О несостоятельности (банкротстве)" мировое соглашение между кредитором и должником может быть заключено на любой стадии рассмотрения арбитражным судом дела о банкротстве (ст. 150—167 Закона).

Мировое соглашение заключается в письменной форме, подлежит утверждению арбитражным судом и должно содержать положение о порядке и сроках исполнения обязательств должника в денежной форме. Статья 156 Закона регламентирует ОГЛАВЛЕНИЕ мирового соглашения и обязывает перечислить в мировом соглашении его существенные условия: об отсрочке или рассрочке исполнения обязательств должника; об уступке прав требования должника; об исполнении обязательств должника третьими лицами; о скидке с долга; об обмене требований денег на акции организации должника.

Мировое соглашение может содержать положения об изменении сроков и порядка уплаты обязательных платежей, включенных в реестр требований кредиторов (п. 1 ст. 156 Закона).

В мировом соглашении допускается участие третьих лиц, если их участие не нарушает права и законные интересы кредиторов. Они вправе предоставить поручительства или гарантии исполнения должником обязательств по мировому соглашению либо иным образом обеспечить их надлежащее исполнение.

Однако мировое соглашение может быть утверждено арбитражным судом только после погашения задолженности по требованиям кредиторов первой и второй очереди.

Должник, внешний управляющий или конкурсный управляющий не ранее чем через пять дней и не позднее чем через десять дней с даты заключения мирового соглашения должен представить в арбитражный суд заявление об утверждении мирового соглашения. К этому заявлению должны быть приложены: текст мирового соглашения; протокол собрания кредиторов, принявшего решение о заключении мирового соглашения; список всех известных конкурсных кредиторов и уполномоченных органов, не заявивших своих требований к должнику, с указанием их адресов и сумм задолженности; реестр требований кредиторов; документы, подтверждающие погашение задолженности по требованиям кредиторов первой и второй очереди и иные документы (п. 3 ст. 158 Закона).

Утверждение мирового соглашения арбитражным судом в ходе процедур банкротства является основанием для прекращения производства по дел}' о банкротстве. Конкретно по основным процедурам это выглядит следующим образом. В случае утверждения мирового соглашения арбитражным судом в ходе финансового оздоровления прекращается исполнение графика погашения задолженности; в ходе внешнего управления прекращается действие моратория на удовлетворение требований кредиторов. В случае если мировое соглашение утверждено арбитражным судом в ходе конкурсного производства, то с этого времени решение арбитражного суда о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства не подлежит дальнейшему исполнению.

С даты утверждения мирового соглашения арбитражным судом прекращаются полномочия временного управляющего, административного управляющего, внешнего управляющего, конкурсного управляющего. Должник или третье лицо приступают к погашению задолженности перед кредиторами.

Основаниями для отказа арбитражным судом в утверждении мирового соглашения являются: нарушение установленного Законом порядка заключения мирового соглашения; несоблюдение формы мирового соглашения; нарушение прав третьих лиц; противоречие условий мирового соглашения действующему законодательству; наличие иных предусмотренных гражданским законодательством оснований ничтожности сделок. Об отказе в утверждении мирового соглашения арбитражный суд выносит определение, которое может быть обжаловано.

Закон о банкротстве предусматривает особенности расторжения мирового соглашения, заключенного в деле о банкротстве (ст. 164 Закона). Он исключил возможность расторжения мирового соглашения, утвержденного арбитражным судом, по соглашению сторон. Такое соглашение может быть расторгнуто только по решению арбитражного суда. Расторжение мирового соглашения в отношении всех кредиторов не влечет за собой обязанность возвратить все полученное по сделке.

В настоящее время банкротство рассматривается нашими законодателями как институт финансового оздоровления, а не инструмент перераспределения собственности.

Очень часто организации умышленно банкротятся, чтобы захватить их предприятие, имущество, земельный участок. Только в Москве ежегодно регистрируется 5—7 случаев преднамеренного банкротства, в котором участвует, в том числе и арбитражный управляющий1.

По мнению специалистов, необходимо создать систему, которая бы предусматривала не распродажу активов, а действительное экономическое оздоровление предприятий. Для этого необходимо, во-первых, процедуру продажи основных фондов на торгах сделать максимально открытой, чтобы в ней могли принять участие все желающие, и таким образом была бы исключена вероятность скупки выставленного на продажу имущества подставными лицами. Во-вторых, необходимо наделить соответствующие государственные структуры полномочиями проверки обоснованности дол го в.