Неотомизм как педагогическая концепция

Неотомизм относится к концепциям конфессионального воспитания.

История создания дошкольных образовательных учреждений практически во всем мире начиналась с просветительской деятельности церкви. Например, основы дошкольного и начального образования во Франции были заложены благодаря борьбе между католическим и протестантским духовенством за просвещение народных масс. Повышение культуры населения, обучение элементарным основам грамоты происходило в процессе воспитания детей в христианском духе. Были созданы специальные азбуки для детей и "маленькие катехизисы". Индивидуальные методы обучения сменяются коллективными. Это происходит, когда основатель конгрегации Братьев христианских школ Жан-Батист де ля Саль предлагает перенести опыт фронтального обучения студентов колледжа на работу с более младшими детьми.

В противовес мнению экзистенциальной педагогики, согласно взглядам неотомистов, детский коллектив – это наиболее целесообразная среда воспитания, под влиянием которой растут и совершенствуются нравственные силы ребенка. Интересно, что при этом коллектив детей не делится по половому признаку – например, в системе дошкольного образования, и даже в начальной школе Германии, всегда было совместное обучение девочек и мальчиков.

Позднее мощный поток в педагогике неотомизма представляют сторонники ведущей роли социума в воспитании личности (Э. Дюркгейм, Э. Шартье, Ж. Капель, Л. Кро и др.). Важным агентом нравственной социализации выступает в неотомистической педагогике семья ребенка и его воспитатели. Взаимодействуя с детьми, педагог выступает как носитель определенных культурных ценностей и норм, как "посол" взрослых в детский мир.

При этом в Средние века педагогу отводится только роль бесстрастного, отрешенного от личных эмоций и горячности, исполнителя общественной воли. Основными методами работы с детьми признаются принуждение и подражание. В основном педагоги, вслед за И. Кантом, придерживаются мнения о том, что изначально природа ребенка является "испорченной" грехом ("радикальным злом"), – ее нужно исправить с помощью воспитания добродетелей. После трудов Я. А. Коменского, Дж. Локка, Ж. Ж. Руссо взгляд неотомистов на природу ребенка изменяется. В ребенке стали усматривать природное влечение к свету, знанию, добру. В воспитании появляется принцип "природосообразности", сущность которого сводится к следующей мысли: Господь дает душе природные силы – их нужно разыскать, чтобы увидеть свет в ребенке.

Считается, что раскрытию начал христианства в отношении детской души во многом способствовала теория Ф. Фребеля. В основу своей педагогической теории Фребель положил понимание развития как непрерывного процесса раскрытия божественной сущности человека, его дремлющих природных сил в творческой самодеятельности – в речи, играх, строительстве, изобразительной и трудовой деятельности.

От воспитателей детских садов требуется сочетание любви и трезвого отношения к детям. Дети – это как бы цветы, а педагоги – садовники. За цветами нужно ухаживать для того, чтобы устранить все, что будет неблагоприятно сказываться на их росте и развитии. Суровость как принцип в деле воспитания теперь становится непризнанием добра в душе ребенка. Детский сад должен стать местом, где развивается природа ребенка, происходит раскрытие всех Божиих даров. Согласно мысли американского педагога Ко, процитированной в его книге "Социальная теория религиозного воспитания", "школа и детский сад сами должны создавать такие отношения, которые позволят детям научиться преобразовывать жизнь вне их к лучшему".

Вся история конфессионального воспитания, его педагогический опыт, как в капле воды, отразился в педагогической концепции неотомизма.

Неотомизм – главное направление неосхоластики, которое видит в учении Ф. Аквинского ("томизме") наиболее совершенное выражение философии и религии, это позволяет осуществлять наиболее удачный синтез веры и разума, созерцания и практики, индивидуализма и соборности. Как педагогическая концепция, неотомизм сформулирован в трудах Ж. Мартиена, Е. Жильсона (Франция), У. Каннигама, У. Макгакена (США), М. Казотти, М. Стефанини (Италия), Р. Ливингстона (Великобритания) и др.

Неотомистическая педагогика выдвигает в качестве основного постулата тезис о двойной природе человека. Утверждается, что телесное бытие второстепенно и преходяще, между тем как главное у человека – это его бессмертная душа. Характерно, что при определении содержания воспитания и обучения дошкольников педагогам необходимо четко усматривать "истины разума и истины веры". Истины разума ведут детей к Богу через сотворенный мир, используя аналогию и умозаключение, а истины веры – через откровение духа и интуицию.

При работе с детьми дошкольного возраста проблема заключается в том, что смысловой и чувственный опыты они воспринимают в тесной связи с изучаемым наглядным материалом. Поэтому особенное значение придается умению переносить идею на другой материал. Первая ступень обучения состоит в наглядном восприятии материала, а вторая – в таком его осознании, которое дает ребенку возможность применять идею к разным материалам. На живых наглядных примерах воспитатель должен показать ребенку все величие и разнообразие природного мира и подвести к мысли о том, что он очень гармонично и мудро устроен.

Например, наблюдая за тем, как славки-портнихи весной вьют гнезда, педагог задает воспитанникам серию вопросов, которые подводят их в выводу о том, что самой птице научиться этому невозможно: "Сколько бы времени понадобилось ей, чтобы достичь в этом сложном деле мастерства? Сколько раз пришлось бы... прокалывать дырочки по краю листьев... Нужно подбирать волокна и паутину и продергивать их через дырочки в листьях... Научиться закреплять волокна, расщепляя их на копчиках. И если бы... она допустила малейшую ошибку, гнездо просто развалилось бы... Тому, как сшивать листья, нельзя научиться и за тысячу лет. Птицы не учатся этому, они делают это инстинктивно. Каждое поколение славок отлично справляется с этой задачей – потому что именно такими их создал Бог!".

На примере общения с природой и наблюдения за ней дети убеждаются в том, что птицы и рыбы, звери и насекомые – все они имеют оригинальные приспособления, которые помогают им выжить. В этом воспитанников учат видеть промысел Божий по отношению ко всему живому и, в первую очередь, к человеку. Затем речь идет о том, что Бог любит человека, поэтому тот должен отвечать ему тем, чтобы стараться быть на него похожим, быть "хорошим". Это прекрасно демонстрирует система демонстрационных материалов: тематических красочных плакатов для фронтальной работы и индивидуальных книг-альбомов. Они разработаны сотрудниками Института Главных Жизненных Принципов (США).

Например, плакат и книга из цикла "Характеры", посвященная "Организованности", демонстрируют ее примеры и антипримеры (на основе анализа качества "несобранность") из жизни природы и истории общества, отдельного человека. Оглавление методического пособия для воспитателей выглядит следующим образом:

1. Что такое организованность.

2. Как Бог призывает нас к организованности.

3. Как Иисус служил образцом организованности.

4. Как организованность придает жизни смысл.

5. Как организованность проявляется в истории.

6. Какое отношение бактерии имеют к организованности.

7. Как организованность служит ключом к математике.

8. Как бурундук служит образцом организованности.

9. Как научиться организованности.

10. Как быть организованным в меру.

11. Личная хроника воспитания организованности.

По итогам изучения каждой такой темы дети получают "Свидетельство о становлении характера", в котором ставят свою роспись не только они и педагоги, но и родители. Таким образом, в неотомистической педагогике воспитанию характера придается огромное знание. Согласно Генри Клауду и Джону Таусенду, в методику воспитания характера, кроме того, входят следующие компоненты:

– формирование умения общаться с людьми;

– воспитание чувства реальности и ответственности;

– становление твердых моральных принципов;

– развитие талантов и способностей детей;

– закладывание основ духовной жизни ребенка.

Для последнего требуется создать такие условия и таким образом организовать пространство детского сада, чтобы в ребенке проявились все ростки духа, все дары Божии – чтобы детский сад стал "цветником". Во фребелевской педагогике такой сад должен отвечать следующим требованиям:

1. Все пространство сада целесообразно выстраивать в форме прямоугольника, хотя не исключаются и другие простые формы: круги и овалы.

2. Это общее пространство должно распадаться на две части: на часть "для всех детей" ("для общего") и на часть для отдельных членов ("для частного"). Первая воспринимается как "обнимающая" и "охраняющая", вторая – как "обнимаемая" и "охраняемая".

3. Общая часть делится на "землю сада" и "полевую землю" (для знакомства с полевыми и садовыми растениями: здесь есть место для масленичных растений, для злаков, стручковых, для клубневых и "репных", "трав вообще", для кормовых трав). Каждому ребенку может быть выделен особый отрезок садовой земли (соединяются в пары).

4. Дорожки (главные и второстепенные) разделяют и снова соединяют сад в единое целое.

В таком саду дети учатся не только жить вместе и сотрудничать, но и ухаживать за природой. Ф. Фребель писал, что "осмысленный уход за маленьким садом на окне или в горшке составляет для ребенка чистый источник нравственного облагораживания. Так, образовательно влияет природа, оказывая воздействие посредством самого простого растения на того, кто рано открывает свое сердце и ум для ее благотворных влияний". В этой мысли, как в зеркале, отражаются основные идеи неотомистической педагогики.

В некоторых программных и методических разработках неотомизма, кроме практики трудового воспитания и сближения с природой, используется практика терапевтической метафоры, например, как в книге "Воспитание духовности у детей" Пегги Джей Дженкинс, доктора педагогических наук (США). Для этого детям демонстрируются опыты с дидактическим материалом, которые символическим образом комментируют тему занятия (урока) и создают установку.

Например, детям раздаются надутые и ненадутые воздушные шары и предлагается представить себе, что каждый воздушный шар – это человек: "Мы видим только внешнюю сторону воздушного шара или внешний облик людей. Нам кажется, что именно эта, внешняя сторона и есть самая главная. Однако на самом деле намного важнее то, что находится внутри нас. Потому что именно внутреннее ОГЛАВЛЕНИЕ определяет нашу внешность... Также важен наш внутренний мир – наши мысли и чувства... По самым главным является Дух, который присутствует в нас".

На следующем занятии детям показывают нитку и разноцветные пуговицы или бусины, отличающиеся еще и по размеру, форме и т.д. Нитка (шнур) символизирует Дух, или Бога, бусинки (или пуговицы) – людей. Каждый ребенок должен выбрать пуговицы в соответствии с количеством членов своей семьи и нанизать их на общую нить. Затем детей подводят к выводу, что всех людей объединяет нечто общее: "Через сердце каждого человека проходит “нить”, которая зовется Духом... Если мы вспомним, что все мы связаны одной духовной нитью, то ощутим близость с другими людьми". Затем детям предлагается найти в себе "эту связующую всех нас нить любви, мира и совершенства".

Естественным образом воспитание добродетелей становится целью дошкольного образования. Соответственно, основным направлением дошкольной педагогики становится нравственное воспитание детей (воспитание честности и доброты, гуманизма, любви к ближнему, способности к самопожертвованию и т.д.). Это является основой для использования педагогики неотомизма официальной церковной властью для пересечения сфер светского и религиозного воспитания.

Неотомисты настаивают на необходимости религиозного воспитания, добиваясь главенствующей роли церкви в организации образования детей. Неотомизим – педагогическая концепция, получившая с 1879 г. официальное признание Ватикана и принятая к использованию в конфессиональных образовательных учреждениях. Кроме финансирования со стороны католической церкви такие учреждения часто получают дополнительные государственные субсидии.

Однако неотомистическая педагогика используется не только в католических странах. Например, в Дании, где основная религия – протестантство, право на образование и выбор родителями конфессионального детского сада закреплено демократической конституцией 1849 г. Благодаря демократическим законам родителям разрешено собираться и нанимать воспитателей, открывать сады по своему усмотрению. Такие сады получили название независимых, хотя они финансируются государством (на 75%), но они не инспектируются и не контролируются им, хотя родители вправе нанять экспертов и проинспектировать детский сад.