Неосюрреализм и парасюрреализм - течения сюрреализма

Во время Второй мировой войны сюрреалисты, оставшиеся верными миру сверхреального (А. Бретон, С. Дали), обосновались в США, где возникла новая волна сюрреализма, получившая название неосюрреализма. В послевоенное искусство сюрреалистов входит атомно-апокалипсическая тема.

Дали уделил много творческого внимания опасности термоядерной катастрофы. Идея таинственности и непознаваемости мира живет и в необычных пейзажах и в натюрмортах Дали. В "Живом натюрморте" неодушевленные предметы (нож, яблоко, графин) показаны в движении, ласточка же и рука человека неподвижно застыли. В "Пейзаже с телефонной трубкой" на переднем плане изображена телефонная трубка без проводов, лежащая на тарелке (картина оказалась предвосхищением радиотелефонов!). Часто у Дали благодаря нарочито длинным названиям картин зрительный ряд приходит во взаимодействие с литературным текстом. Например: "Дали в возрасте шести лет, когда он был еще девочкой, он приподнимает море, чтобы взглянуть на беременную собаку". В этой картине ребенок поднимает море, как невесомую пленку, под которой оказывается собака, производящая щенков. Другая картина имеет также длинное название "Секунда перед пробуждением от звука полета пчелы вокруг плода граната".

В 1974 г. в связи с 50-й годовщиной публикации "Первого Манифеста сюрреалистов" коллектив итальянских и французских ученых подготовил сборник статей "Сюрреализм". В 70-е годы итальянская Группа-63 настоятельно подчеркивает свою внутреннюю связь с сюрреализмом. "Парасюрреалисты" (Спатола, Торричелли, Челли) изучают и интерпретируют наследие сюрреалистов. Отмечается "робеспьеризм" сюрреалистической эстетики, и она сама подчеркивает свою "сверхреволюционность", выдвигая лозунг: "Воображение у власти!" Ультралевые лозунги сюрреализма в свое время собрали под знамена этого направления таких художников, как П. Пикассо, П. Элюар, Л. Арагон, Ф. Г. Лорка, П. Неруда, Р. Клер. Однако вскоре они отошли от сюрреализма.

Эстетика неосюрреализма

Эстетические постулаты Дали: "Наука нашего времени изучает три константы жизни: сексуальный инстинкт, чувство смерти и принципы проведения свободного времени"; "Публике не следует знать, шучу ли я или я серьезен. Точно так же, как не нужно знать мне это про себя самому"; "После Фрейда мир стал другим, это мир физики, который должен быть эротизирован и рассчитан".

Критика и искусствознание

Критик И. Г. Байард (США) объясняет экстравагантную поэтику Дали особенностями XX в., толкающего художника к абсурду и фантасмагории. В картинах Дали критик видит "связь рациональных резонов и ночных сновидений, доминирующих в XX веке". Эти начала, соединяясь, рождают расширяющийся сюрреалистический мир:

Вес явственнее видно, что события нашего времени как никогда ранее обретают смысл в терминах сюрреализма: факты лагерей смерти, Хиросима и Вьетнам, наша чрезвычайная амбициозность при трансплантации органов, а также средства космических сообщений - все это обладает свойством быть иррациональным и сенсационным.

Американские искусствоведы обосновывают безумные образы сюрреализма безумием мира и абсурдистско-фрейдистским состоянием личности. Ориентация сюрреализма на патологическое в сознании художника превращает критические статьи, посвященные Дали, в подобие истории болезни. Байард пишет:

Видизм, самоотрицание, инфантильный базис нашей продолжительной жизни и наша физиологическая нужда следить за нашей собственной психопатологией, как за игрой, - все эти затруднения психики Дали диагностируются с большой легкостью. Его живопись... рождает психический кризис, который продуцирует весь наш сладкий рай и документирует также несомненное удовольствие жизни в нем.

Кризис

Признаки кризиса сюрреализма проявились в 50-60-е годы: художники стали придавать своим произведениям черты "развлекательности", обращаясь к "массовой" аудитории и рассчитывая на коммерческое потребление.