Неосознаваемые процессы и бессознательное

Здесь мы заканчиваем обсуждение сознания как отдельной темы и переходим к вопросу, непосредственно связанному с этой проблемой. Речь пойдет о неосознаваемом исполнении (осуществлении) и регуляции различных действий и процессов и о бессознательном.

Одной из характеристик сознания, как вы помните, является его объем. Нам часто кажется, что наше сознание безгранично. Но это только иллюзия. Объем сознания, т.е. то, о чем мы можем дать себе самоотчет в данный момент времени, невелик. Но если мы ставим задачу на осознание, то она мгновенно решается и возникает иллюзия, что в каждый момент времени мы все осознаем. Из личного опыта нам известно, что часто мы не замечаем, как мы дышим, моргаем, какую позу занимаем, чем заняты наши руки и т.д. Объективный анализ показывает, что в каждый момент времени мы осознаем только то, что кажется нам важным, – это цели наших действий и условия для их достижения, это опасные или интересные для нас события, это предметы актуализированных в данный момент потребностей. То есть в поле нашего сознания находится лишь то, что связано с решаемой нами в данный момент задачей. Это означает, что ОГЛАВЛЕНИЕ нашей психики можно разделить на то, что осознается в данный момент, и то, что не представлено в сознании сейчас.

Неосознаваемое можно разделить на два класса:

1) неосознаваемое в данный момент, но осознаваемое при наличии такой задачи;

2) неосознаваемое всегда, даже при желании самого человека осознавать это.

Первый класс явлений, некоторые авторы, вслед за З. Фрейдом, называют "предсознательным" или "подсознательным", т.е. таким, которое потенциально может быть осознанным, если в этом появляется необходимость. По содержанию это все богатство нашей психики (знания, умения, переживания), которые сознательно и намеренно получены; все наши действия и процессы, которые мы сознательно можем контролировать.

Но далеко не все поддается нашему сознательному обнаружению и контролю. Мы не осознаем физиологических процессов тела, в том числе мозга.

Мы действительно осознаем и можем регулировать некоторые процессы, например частоту дыхания (есть не проверенные наукой данные, что йоги регулируют и газообмен); мы осознаем частоту и силу сокращений сердца, хотя и не можем их регулировать по своему желанию (есть данные, что йоги могут регулировать и эти показатели работы сердца); мы догадываемся о величине кровяного давления по косвенным признакам, но не умеем регулировать его (хотя есть данные, что можно этому научиться); мы можем научиться изменять тонус кровеносных сосудов, расширяя их на одной руке и снижая на другой, хотя само состояние сосудов не осознаем; мы осознаем и можем регулировать конечную стадию очистки организма от отходов жизнедеятельности. Почему же одни процессы остаются вне сознания человека, а другие осознаются или сознательно регулируются?

Наиболее адекватный ответ прост: если существует необходимость сознательного контроля (а за ним требование общества – требование, принимаемое человеком как собственная задача), то человек может научиться осознавать или сознательно контролировать и регулировать нужный процесс. Вопрос: "Все ли процессы поддаются такому контролю и осознанию?" остается открытым. У меня есть большие сомнения по поводу того, что мы когда-либо сможем научиться осознавать работу своего мозга или печени и почек.

Примеры неосознаваемых процессов

Можно указать на процессы, которые совершаются автоматически без участия сознания, но они могут при этом и осознаваться при наличии такой задачи у человека. Так, без участия сознания, хотя часто и с сознательным сопровождением, совершаются врожденные реакции: оборонительные, терморегуляционные, координационные (координирующие работу различных органов и мышц).

Эмоциональные переживания проявляются непроизвольно в мимике лица, в позе человека, в громкости речи. Как правило, это выражение эмоций не осознается и сознательно не контролируется, хотя может и сопровождаться осознаванием происходящего и попытками контроля.

Часто уходят из сознания автоматизированные действия: ходьба, акт письма, навык игры на музыкальном инструменте и т.д.

Особый интерес для нас представляют неосознаваемые психические процессы. Долгое время психика сводилась к сознанию, ибо о другой психике люди ничего не могли знать, так как она не была представлена в субъективных переживаниях человека. Позже родились представления о существовании неосознаваемой психики как основной формы, где сознание стало пониматься как часть более общего понятия – "психика". Еще в XVII в. Г. Лейбниц[1] ввел понятие "бессознательное", предположив, что в психике человека постоянно идет неосознаваемая им работа по подготовке к решению различных задач человеком, в том числе – восприятия объектов. Однако это новое понятие многими известными психологами не принималось до конца XIX в., и только после работ З. Фрейда оно стало приниматься психологами как реальность, подлежащая изучению.

Необходимо только отметить, что З. Фрейд не доказывал наличие неосознаваемой психической активности, он просто использовал термин "бессознательное", наполнив его другим ОГЛАВЛЕНИЕм. Фактически он ввел новое понятие, обозначив его старым термином. Затем появились представления о том, что сознание есть первичная форма психики (а значит, оно существует и у животных, хотя чем-то отличается от сознания человека и животных), а при этом есть еще и особая психика, не представленная в сознательных переживаниях. Однако господствующее положение в психологии получило представление о том, что психика человека имеет три формы существования: сознание, неосознаваемые в данный момент времени психические процессы и бессознательное как особая психика человека. Сознательные и неосознаваемые психические процессы в данной классификации отличаются только представленностью человеку в самонаблюдении "здесь-и- сейчас" и способом регуляции (непроизвольная или намеренная).