Неортодоксальные школы

Основоположником буддизма был Сиддхартха Гаутама, получивший прозвище Будда, т.е. "просветленный", "постигший истину".

Биографические сведения. По преданию, Гаутама жил в VI в. до н.э. Он был сыном царя (раджи), рос в роскоши и, не зная забот, женился на любимой девушке, у них родился сын. Но однажды у него произошли четыре встречи, которые перевернули всю его жизнь. Он увидел больного и узнал о существовании в мире болезней и связанных с ними страданий; увидел дряхлого старика и узнал о существовании в жизни старости и связанных с ней страданий; увидел похороны и узнал о существовании смерти и страданий, связанных с нею. И наконец, встретил аскета-отшельника и узнал о существовании людей, которые путем аскетизма пытаются изменить свою судьбу выйти из-под власти своей кармы. И Гаутама покидает дворец и семью, став аскетом-отшельником Шакьямуни (отшельник из рода Шакья). Семь лет прожив в лесу, он пришел к выводу, что и жизнь аскета не позволяет окончательно избавиться от страданий, и уходит с этого пути. Освободив свой ум от тревожащих его мыслей и страстей, Шакьямуни сосредоточился на тайне земных страданий и, наконец, после долгих размышлений постиг ее, став Буддой. Оставшуюся жизнь он провел в странствиях, проповедуя свое учение.

Основные труды. После смерти Будды ученики, собравшиеся на его похороны, обсудили его учение (Первый буддийский собор), при этом выступили три ученика, каждый из которых изложил отдельную часть учения. Позднее эти выступления были записаны па пальмовых листьях, а листья сложены в три корзины. Отсюда название буддийской священной книги "Трипитаки"[1], т.е. "Три корзины (учения)".

Философские воззрения. В фокусе внимания буддизма находится человек. А центральной проблемой философии буддизма является радикальное решение жизненно важной, практической задачи – освобождения от страдания, что возможно только при уходе из обычной жизни (сансары) в нирвану. Поэтому традиционные философские вопросы о мире (его происхождении, устройстве, вечности и т.п.), сознательно оставлялись Буддой за пределами рассмотрения: ведь мир (сансара) это как раз то, из чего необходимо вырваться.

В ортодоксальной индийской философии считалось, что человек – это единство вечной души и сменяемого тела[2]. Будда с этим не согласен. По его учению, человек состоит из пяти групп элементов – дхарм, которые и образуют все явления телесного и психического. Это дхармы, порождающие: 1) телесные формы; 2) ощущения; 3) понятия, распознавания; 4) кармические отпечатки; 5) сознание[3]. Дхармы в буддизме нельзя трактовать как некие самостоятельные "духовные атомы", они не имеют никакого значения но отдельности, значимы только "в потоке", в сочетании с другими. Так, сейчас вы читаете эту книгу и пытаетесь понять ее. Это значит, что в данный момент в вас "действуют" или "проявляются" дхармы телесных форм (книга), дхармы ощущений (видение текста), дхармы сознания (понимание текста) и т.д. В следующее мгновение вы выглянули в окно: значит, теперь "действует" другой набор дхарм и т.д. Сама наша нынешняя жизньэто и есть "поток дхарм"[4]. Но таким же потоком являются и все остальные наши жизни (прошлые и будущие) при всех перерождениях. А точнее, все наши жизни есть проявления единого потока дхарм.

Все изменения в потоке дхарм происходят не хаотически, а подчиняясь определенному закону взаимозависимого возникновения (кармы). Теоретический фундамент буддийской философии составляет учение о колесе причинности.

Двенадцать звеньев цепи страдания (колесо причинности, порождаемое кармой)

1. Страдания жизни (обусловлены рождением).

2. Рождение (обусловлено стремлением к жизни).

3. Стремление к жизни (обусловлено привязанностью к объектам).

4. Привязанность (обусловлена жаждой, желанием вещей).

5. Жажда (обусловлена чувственным восприятием (опытом).

6. Чувственный опыт (обусловлен чувственным соприкосновением с объектами).

7. Чувственное соприкосновение (обусловлено шестью органами познания).

8. Шесть органов познания (обусловлены эмбриональным периодом развития организма (состоящего из тела и разума).

9. Развитие эмбриона (обусловлено первоначальным сознанием).

10. Первоначальное сознание (обусловлено впечатлениями прошлой жизни).

11. Впечатления прошлой жизни (обусловлены неведением истины).

12. Неведение четырех благородных истин, т.е. буддийского учения.

"Колесо причинности" заставляет нас постоянно рождаться в мире страданий. Если мы хотим вырваться из него, первое, что необходимо сделать познакомиться с четырьмя благородными истинами, постигнутыми Буддой в момент его просветления (табл. 14). и следовать восьмеричным путем спасения (табл. 15).

Таблица 14

Четыре благородные истины

Благородные истины

Комментарии

1. Жизнь есть страдание

"Рождение есть страдание, болезни и смерть есть страдание, разлука с милым есть страдание, соединение с немилым есть страдание. Все в жизни есть страдание"

2. Причина наших страданий это наши желания

Основная причина страданий состоит в том, что нам постоянно чего-то хочется, но мы не получаем желаемого

3. Чтобы избавиться от страданий, надо избавиться от желаний

Как только мы избавляемся от каких-то желаний, нам уже не приходится страдать из-за того, что это желание не исполняется. Уговорите себя, что вам не хочется иметь "Мерседес", и одним страданием в жизни станет меньше!

4. Чтобы избавиться от желаний, надо следовать восьмеричным путем спасения Будды

Относительно просто уговорить себя отказаться от роскоши и излишеств, но и тогда человеку не перестанет хотеться есть, пить и т.д. Эти желания неразрывно связаны с желанием жить

Таблица 15

Восьмеричный путь спасения Будды

Ступени

Комментарии

1. Правильные взгляды

знание четырех благородных истин и буддийского учения в целом

2. Правильная решимость

твердое намерение преобразовать свою жизнь в соответствии с буддийским учением

3. Правильная речь

воздержание от лжи, клеветы, жестоких слов, фривольных разговоров

4. Правильное поведение

отказ от уничтожения живого, от воровства, от неверного удовлетворения своих желаний

5. Правильный образ жизни

обеспечение жизни только честным путем. Даже ради спасения жизни нельзя прибегать к нечестным источникам дохода

6. Правильные усилия

постоянное стремление оставаться на истинном пути, искоренение старых дурных мыслей и наполнение своего ума новыми хорошими

7. Правильное направление мысли

постоянное осознание того, что все вещи и человеческое тело преходящи: мое тело – еще не Я. Тело состоит из костей, крови, жил и т.д., оно смертно и превратится в гниющую массу. И нечего жалеть о нем и об утрачиваемых вещах

8. Правильное сосредоточение (4 стадии)

Первая стадия – наслаждение ума радостью, отрешенностью и чистым мышлением;

Вторая стадия – осознание радости и покоя; Третья стадия – совершенная невозмутимость, освобождение от ощущения телесности и осознание этой невозмутимости и освобождения;

Четвертая стадия – избавление от сознания невозмутимости и освобождения, состояние совершенной невозмутимости, безразличия и самообладания, без страдания и без освобождения

Достигнув последней стадии этого пути, ищущий становится архатом (почтенным лицом) и может уйти в нирвану.

Нирвана и сансара. Телесный, вещественный мир, в котором живет человек, – это нечто несущественное, а может быть, и вообще нереальное (иллюзия, наваждение, майя-колдовство[5]). Ведь человеческая жизнь – это всего лишь поток дхарм. Любые рассуждения об этом мире только сильнее нас к нему привязывают и отвлекают от пути спасения, поэтому сам Будда никогда не отвечал на вопросы, относящиеся к этому миру. Истинной реальностью является только нирвана. Нирвана – это угашение страстей, а вмести с ними и страданий, это прекращение перерождений, это выход из сансары, выход из-под власти кармы – колеса причинности.

Нирвана – это не отсутствие жизни, а особая форма и способ существования личности, она "глубока, как океан; возвышенна, как горная вершина; сладка, как мед" и т.д. По-настоящему понять, что есть нирвана, можно только на собственном опыте.

Эволюция буддизма. Буддизм зародился как философско-этическое учение, но вскоре после смерти Будды он трансформировался в религию и распространился по всей территории Индии. В III в. до н.э. при царе Ашоки (из династии Маурья) буддизм стал государственной религией в Древней Индии.

В I в. до н.э. в буддизме произошел раскол на два основных направления: хинаяну и махаяну[6] (табл. 16).

Таблица 16

Хинаяна и махаяна

Хинаяна

Махаяна

Дословный перевод названия

"узкий путь спасения", или "малая колесница"

"широкий путь спасения", или "большая колесница"

Цель постижения учения

личное спасение

спасение как можно большего количества людей

Нирваны можно достичь

только уйдя в монастырь

оставаясь в миру

Нирвана достижима

только после смерти

после смерти – навсегда, но и при жизни – хотя бы на время

Кроме того, в махаяне стало активно развиваться учение о бод- хисаттвах[7] существах (людях и богах, в том числе буддах), которые уже способны уйти в нирвану, но из-за сострадания к другим живым существам задерживаются в сансаре, чтобы вести людей по пути спасения.

В начале новой эры буддизм начал свое победоносное шествие по различным странам Юго-Восточной Азии. Во втором тысячелетии новой эры он утвердился в качестве официально признанной религии в большинстве этих стран. Причем хинаяна получила в основном распространение в южных регионах, а махаяна – в восточных.

Философские школы буддизма. Различные последователи Будды по-разному развивали философские идеи, заложенные в его учении. Особое место занимали споры о сущности сансары и нирваны, о природе дхарм, о реальном или иллюзорном существовании физических и психических объектов и т.д.

Наибольшую известность и авторитет приобрели две школы махаяны – Мадхьямика и Йогочара и две хинаяны – Саутрантика и Вайбхашика (схема 14).

Схема 14. Древнейшие философские школы буддизма

И хотя все эти школы зародились в период I–IV вв., т.е. в конце эпохи Древнего мира, основное свое развитие они получили позднее – в эпоху Средневековья. Поэтому изложение их фундаментальных идей дается в Части II (с. 161–164).

Джайнизм (Jainism)

Джайнизм – это религиозно-философское учение, возникшее в Древней Индии в VI–V вв. до н.э. и существующее в Индии до сих пор. Основоположником джайнизма считается Вардхамана (VI в. до н.э.), известный также под именами Махавира ("Великий герой") и Джина ("Победитель", поскольку он победил свои страсти и достиг освобождения).

Внутри джайнизма существуют два основных направления: шветамбары ("одетые в белое") и дигамбары ("одетые в воздух", "обнаженные"). Они придерживаются одинаковых философских воззрений, а различия между ними связаны с расхождениями по некоторым вопросам религиозной практики.

Основные труды. "Канон шветамбаров" (включающий в себя произведения Махавиры), сложившийся в IV в. до н.э. Дигамбары признают лишь наиболее древние части этого канона.

Философские воззрения. Джайнисты не верят в существование Бога. Они признают реальное существование внешнего мира и множества объектов в нем. Существуют два вечных (несотворенные и неразрушимые) начала или сущности: живое – дживы (души) и неживое – адживы, выступающее в виде материи, пространства, времени, эфира. Возможны два способа существования душ: во-первых, они могут быть связаны с материей – это несовершенное бытие, при котором душа теряет свои потенциальные качества и ввергается в состояние страдания; и во-вторых, душа может освободиться от материи – это совершенное бытие, при котором душа находится в состоянии блаженства (нирвана, или мокша). Достижение этого состояния возможно только за счет аскетического поведения и строгого выполнения нравственных норм, важнейшая из которых – не причинять даже малейшее зло любому живому существу.

Соответственно, возможны и два вида познания мира: опосредованное, доступное душам, связанным с материей, и непосредственное, интуитивное – для освободившихся душ.

Отношение к другим философским школам. Реальность многообразна, каждое суждение о ней порождено определенными условиями, в которых это суждение делалось. А значит, любое суждение ограничено, и различные утверждения об одной и той же реальности могут быть справедливыми – каждое со своей точки зрения. Отсюда – уважение джайнистов ко всем философским учениям.

Чарвака (Carvaka)

Термин "чарвака" можно считать синонимом термина "материалист". Происхождение самого слова "чарвака" не ясно, и по этому поводу имеется несколько версий: во-первых, "Чарвака" было именем первого мудреца-философа, выступившего с идеями материализма; во-вторых, термин производится от "чару" – "приятный, доходчивый" и "вак" – "слово"; в-третьих, термин производится от "чарв" – "есть, жевать" и связывается с лозунгом материалистов "ешь, пей, веселись".

Ряд индийских авторов считают основоположником учения чарвака легендарного мудреца Брихаспати, которому приписывается сочинение наиболее мятежных ведийских гимнов и в уста которого вкладываются речи в материалистическом духе в Махабхарате и других эпических поэмах.

Чарвака – это единственная материалистическая школа в философии Древней Индии; на ранней стадии развития это учение называлось "локаята" (от "лока" – "этот мир"); возникло оно в середине I тыс. до н.э.

Основные труды. Сохранилось только несколько фрагментов.

Философские воззрения. Теория познания. Достоверным источником познания является только непосредственное чувственное восприятие, все опосредованные источники познания (вывод, свидетельство других лиц и т.п.) ненадежны и часто приводят к заблуждениям. Наш опыт, основанный на чувственном восприятии, говорит о существовании только одного мира материального и телесного.

Бога (или богов) нельзя воспринять с помощью органов чувств, поэтому у нас нет никаких оснований говорить о его существовании.

Онтология. Все материальные объекты состоят из четырех элементов: воздух, огонь, вода и земля. (В большинстве школ индийской философии допускается существование еще и пятого элемента – эфира (акаша), но чарвака отрицает его существование, так как он не воспринимается непосредственно, а постигается путем логического вывода.)

Все объекты, существующие в мире (как живые, так и не живые), представляют собой различные комбинации этих элементов. Пет ничего нематериального, в том числе души. Нематериальную душу невозможно воспринять. То, что люди ошибочно называют душой, на самом деле есть тело, наделенное сознанием. Основание для таких утверждений мы находим в нашей повседневной жизни, где мы часто говорим: "Я худой", "Я слепой" и т.п. Если бы наше "Я" принципиально отличалось от тела, такого рода высказывания были бы бессмысленными.

Человеческое сознание является продуктом материи. Сами но себе элементы материи (воздух, огонь и т.п.) не имеют сознания, и многие объекты, состоящие из этих элементов, также не имеют сознания. Но есть много примеров и того, что свойства, которых не было у составляющих, взятых по отдельности, появляются у объекта, образованного из этих составляющих. Например, если жевать одновременно бетель, орех и известь, то получившаяся масса будет красного цвета, хотя ни у бетеля, ни у ореха, ни у извести этого цвета нет. Аналогично, и у человеческого тела, составленного определенным образом из неодушевленных элементов, появляется сознание. Оно не может существовать вне тела и без тела, поэтому после смерти тела сознание исчезает, и не остается ничего, что могло бы испытывать страдания или наслаждения.

Отсюда не имеет смысла выполнять какие-либо религиозные обряды в расчете на воздаяние в загробном мире. Не стоит верить ведам и жрецам, которые зарабатывают себе на жизнь, пользуясь доверчивостью людей.

Этика. Разумный человек должен стремиться к тому, чтобы получать от земной жизни максимум удовольствий и минимум страданий. Поэтому хорошими поступками считаются те, которые приводят к обретению удовольствий, а плохими – те, которые ведут к страданию.

Важным средством для получения удовольствий является богатство, поэтому к нему стоит стремиться. Но при этом не надо забывать, что богатство является только средством, а не целью.

Некоторые представители школы чарвака считали главными грубые чувственные удовольствия (еду, питье, секс, роскошь и т.п.), другие же были сторонниками благородных наслаждений, например, получаемых от искусства.