Неопозитивизм как педагогическая концепция

Неопозитивизм (от лат. positivus – положительный, данный в опыте) – философско-педагогическая концепция, которая пытается осмыслить комплекс явлений, вызванных научно-технической революцией (Дж. Вильсон, Л. Кольберг, Р. Питерс и др.), основной целью воспитания и обучения детей становится воспитание рационально мыслящего человека.

Это связано с тем, что в условиях НТР арсенал научных знаний все время меняется – постоянными остаются только законы мышления: постановка цели и задач деятельности, разработка гипотезы, выбор средств и методов реализации своего замысла, фиксация результатов, их анализ и выводы. Поэтому представители неопозитивистской педагогики, например Э. Шартье (Франция), понимают процесс воспитания и обучения как переход от детского состояния к положению "хозяина своей судьбы" ("самоосвобождение"). Такое стремление к "самоосвобождению" позволяет перейти ребенку от примитивного детского мышления к мышлению критическому. Находясь в детском саду, ребенок должен иметь возможность проявить инициативу в выборе деятельности, спланировать дальнейшую работу, выполнить ее и обсудить результаты со взрослыми и/или сверстниками. Поэтому детей учат не получать готовые знания, а добывать их самостоятельно.

В связи с этим представляет интерес методическое пособие для воспитательниц Ш. Брю, озаглавленное "Говорить и рассказывать детям сегодня", изданное во Франции в 1983 г. В пособии даются ответы на вопросы, зачем, как и что рассказать детям, а также практические советы, список рекомендуемых сказок и комментарии к ним. На конкретном примере воспитательница получает исчерпывающую информацию: "Где надо повысить

голос, а где понизить? Каков должен быть тембр ее голоса, темп повествования? Где требуется пауза, а где надо обвести глазами слушателей и призвать их в свидетелей? Какое слово выделить? Как подражать голосу сказочного персонажа?" и т.д. Итак, многое зависит от квалификации воспитательницы, ее культуры, чувства такта, ума, находчивости, интуиции. С чем это связано? С повышенными требованиями к когнитивному стилю педагогической деятельности педагогов.

"Когнитивно ориентированный курс", разработанный на основе учения Ж. Пиаже, акцентирует внимание педагогов на интеллектуальном развитии ребенка (развитии речи, формировании математических представлений, умении классифицировать и строить сериационные ряды, понимать пространственно-временные отношения и т.д.). В программе воспитания и обучения детей в детском саду, например, выделены три ведущих вида деятельности для подведения детей к математике: классификация, сходство, формирование понятий пространства и времени. Все предметные действия детей и их пространственно-временные "переживания" обязательно сопровождаются речевым комментарием (например: "Я залезаю под стол, я лезу на стул" и т.п.). Каждый новый опыт ребенка содействует расширению его представлений о внешнем мире.

Задача взрослого при работе с детьми младшего дошкольного возраста – благоприятствовать играм и снабжать воспитанников необходимым материалом. Для этого педагоги предлагают воспитанникам игры и игровые упражнения на сортировку, классификацию, комбинацию форм и цветов, перегруппировку предметов, перестановку, разделение, отрицание, воспроизведение, размещение посредством диаграмм.

Рекомендуется как бы мимоходом знакомить младших дошкольников с дидактическим материалом и обращать внимание на то, что одинаковое количество воды в узком сосуде поднимается выше, чем в широком; что количество пластилина не меняется, если слепить один большой или несколько маленьких шариков. Подчеркивается плодотворность коллективной работы – обмен мнениями и даже спор между детьми рассматриваются как важный метод обучения. Полезно, чтобы ошибку, допущенную ребенком в логической игре, обнаружил другой ребенок, а не взрослый.

Детей старшего дошкольного возраста предлагается знакомить с понятиями множеств и их свойствами, используя математический язык. В то же время введение логических понятий осуществляется с большой осторожностью, с помощью специально рекомендованных логических игр. Развитие логического мышления начинается с исследования пространства. Многочисленные игры и задачи преследуют цель усвоения и закрепления понятий "впереди", "сзади", "над", "под", "направо", "налево", за которыми следуют контрольные упражнения на ориентировку и внимание. При этом если раньше в методике стремились только к выработке прочности и точности усвоенных представлений, то сегодня все яснее выявляется тенденция развития у ребенка способности к рассуждению, пониманию, а главное – умению переносить в новые ситуации усвоенные механизмы мышления.

Здесь – место "перекреста" позитивизма и аналитической философии. Особенно ярко он выражается в использовании специальных принципов, приемов и методов обучения детей. Например, известный английский богослов и ученый У. Оккам разработал принцип, который в дальнейшем получил название "Бритва Оккама". Этот принцип требует, чтобы из всех возможных объяснений имеющихся фактов в качестве первой гипотезы выбиралось самое простое. Используя данный принцип, английский логик, математик и философ Бертран Рассел предлагал использовать прием, который назвал "бритвой Оккама": когда предметное ОГЛАВЛЕНИЕ сводится к изначальным сущностям. Все остальное – "отсекается". В методике Т. Бьюзена этот прием получил воплощение в практике развития памяти и мышления, в практике обучения детей.

Создание "карт ума"

Методика связана с изготовлением специальных "карт ума" (mind maps), по которым детей дошкольного возраста готовят к школе. Методика считается универсальной для детей дошкольного и младшего школьного возраста и технологичной, за что даже получила определение "швейцарского ножика мышления".

Сначала детям дают цветные карандаши или фломастеры и предлагают "порисовать осьминожек" на чистых листах формата А4, А3 или А2 (чем меньше малыш, тем больше должен быть сам лист). В центре листа обозначается тема для "рисования" (например, "Я", "Мои друзья", "Моя жизнь", "Мои интересы" и др.) или обобщающие категории, философские понятия, которые изучаются детьми (жизнь, движение и рост и т.д.). После этого от темы-кружка делается толстое ответвление – щупальце осьминога. На нем крупными печатными буквами пишется одно из ключевых слов темы. Рядом приклеивается наклейка и рисуется символ (от него потом будут отходить другие ответвления – второго и третьего порядка – поменьше и совсем маленькие, но все равно с подписями, только выполненными другим шрифтом). Аналогично оформляются остальные щупальца с другими ключевыми словами. Каждое из щупалец рисуется своим цветом (их должно быть не менее трех). Когда все основные щупальца нарисованы, можно переходить к отросткам второго уровня. Их делают тоньше – так, чтобы картинка напоминала дерево. На каждой ветке второго и третьего уровня – свои подписи и свои образы – пиктограммы.

Сначала подобные карты рисуются в присутствии ребенка. Постепенно он вовлекается в этот процесс. При этом идет обогащение словарного запаса и развитие таких мыслительных операций, как группировка, обобщение и классификация. Если использовать несколько карт сразу, можно проводить работу по сравнению понятий.

Когда карта нарисована, ее вешают на стену – в поле зрения ребенка или помещают в специальные папки с прозрачными листами (получается что-то вроде книжек-самоделок), которые используют для обсуждения с ребенком еще несколько раз (карты при этом можно дополнять и изменять): через день, неделю, месяц и т.д. Это хорошо тренирует произвольную память ребенка.

Из этого примера видно, что в неопозитивизме основное внимание уделялось познавательно-речевому развитию детей, меньшее внимание педагогов акцентировалось на социальном и эмоциональном развитии ребенка. Однако и здесь были исключения.

Опираясь на теорию Ж. Пиаже об интеллектуальном развитии детей, Л. Кольберг выделил уровни и соответствующие им стадии морального развития. Дело в том, что неопозитивизм опирается на этические идеи Платона, Аристотеля, Юма, Канта и считает гуманистически ориентированной системой воспитания и обучения детей только такую систему, которая может решить проблему морального развития ребенка, основываясь на рациональном позитивном мышлении.

Итак, Кольберг выделяет следующие уровни:

– доконвенционной морали (ориентации на наказания и поощрения);

– конвенционной морали (ориентация на образец поведения и авторитет);

– постконвенционной морали (ориентация на общественный договор, общечеловеческие этические принципы и нравственные нормы).

Так как дети дошкольного возраста (до 7 лет) были отнесены к первому уровню развития, считалось, что все их действия и поступки могут быть оценены ими только исходя из того, удастся ли им в результате их совершения избежать наказания и получить поощрение. Основным принципом воспитания становится принцип справедливости.

В каждой стране этот тезис был понят по-своему.

Приведем в качестве примера страну, дошкольное образование в которой считается одним из лучших в мире. Существенную роль в этом сыграли ученые Франции, которые стояли у истоков экспериментальной психологии и педагогики (А. Бине и др.). Они высказали и обосновали предположение о различии детских задатков и способностей. Появилось "обучение детей по потокам", что было справедливо по отношению к их способностям. В практику воспитания и обучения дошкольников было введено понятие "соответствие уровню развития" как соответствие возрасту и индивидуальности. Возникла идея дифференциации обучения детей, которая легла в основу всей западной системы образования.

Приведем теперь другой пример понимания принципа справедливости. В Америке он лег в основу принципа "прайвеси" – невмешательства в частную жизнь, понимания психологических границ собственной и чужой личностной территории. Детей, начиная с детского сада, учат пониманию того, что такое "мое" и "чужое": мои игрушки, моя семья, мой дом, моя страна. "Мое" – это то, что является отражением индивидуальности ребенка, несет его "печать", знак: имя па майке, надпись на шкафчике в детской раздевалке, символ группы, детского сада, герб штата или страны.

Какое направление социального воспитания отражает данное явление в максимальной степени? Конечно, гражданское воспитание. Воспитание настоящего гражданина становится идеалом современной Америки. В США вводится "антистереотипный учебный курс", направленный на воспитание критического отношения к социальным стереотипам, расовой и половой дискриминации. Возникает проблема создания "антистереотипной среды" в дошкольном учреждении. Это не только проблема воспитания толерантности, терпимости к другим нациям и религиям и интегративного обучения нормально развивающихся детей с дошкольниками, имеющими отклонения в развитии.