Неоплатонизм в философии Возрождения

Родоначальником ренессансного платонизма был кардинал Николай Кребс (1401–1464), родом из местечка Кузы. Место рождения определило то имя, иод которым он вошел в историю – Николай Кузанский. Самым глубоким философом Возрождения его признают даже те историки философской мысли, которые отрицают самостоятельное значение ренессансной философии.

Учение Николая Кузанского – не просто продолжение неоплатоиистской традиции, а ее существенное переосмысление. Главными философскими сочинениями Кузанца являются трактат "Об ученом незнании" (1440) и содержащая дальнейшее развитие его философской системы "Апология ученого незнания" (1449).

Почему философские произведения носят столь странный характер? Как незнание может быть ученым?

Николаю Кузанскому были глубоко чужды попытки создания рационалистических систем, он отвергал не только авторитет Аристотеля и его средневековых толкователей, но сам метод схоластического познания Бога и мира. "Ученое незнание" есть отказ от господствовавшего в богословской мысли католического Средневековья "положительного" богословия и обращение к апофатическому, или отрицательному, богословию, которое предполагало, что при познании соотношения Бога и мира нужно исходить из предпосылки своего "незнания" Бога и прилагаемых к нему определений. Николай Кузанский как приверженец отрицательной теологии никаких доказательств божественного бытия не признавал и не развивал.

Понимание Бога в философии Николая Кузанского свидетельствует не столько о религиозном, сколько философском подходе к проблеме Бога и мира. Бог трактуется им как бесконечное единое начало и вместе с тем – как скрытая сущность всего. Именно в трактовке центрального понятия своей философии – понятия Бога как единого – он существенно отходит от Платона и неоплатоников, которые характеризовали единое через противоположность иному, не единому. Кузанец же, напротив, с самого начала заявлял, что "единому ничто не противоположно".

В философском плане проблема соотношения Бога и мира – это проблема соотношения конечного и бесконечного. Постулируя бесконечность и величие божественной природы, он противопоставлял формально-логическому подходу традиционного богословия воспринятый у античного и средневекового неоплатонизма стихийно диалектический подход. Трактовка Бога как бесконечного единства связана у него с диалектическим учением о Боге как средоточии единства противоположностей, "абсолютном максимуме", который содержит все конечные вещи, какие только возможны вне какой бы то ни было противоположности, т.е. совпадает с минимумом. Совпадение противоположностей оказывается важнейшим методологическим принципом философии Кузанца.

При характеристике отношения Бога и мира Николай Кузанский избегает понятия акта творения Богом мира. Не употребляет он и неоплатонического понятия "эманации", т.е. истечения мира из Бога. Для характеристики процесса перехода от Бога к миру Кузанец использовал понятие "развертывание" – "развертывание" в мире того, что содержится в Боге в потенциальном, или в "свернутом", виде. У него речь идет о "саморазвертывании" абсолюта, что ведет к преодолению иерархических представлений о мире и к более глубокому пониманию мира как единства. Процесс развертывания представляет собой переход от единства к множественности, от бесконечности к конечному.

Подобно тому как линия есть развертывание точки, время – развертывание мгновения, движение – развертывание покоя, так и весь мир предстает как развертывание собственной сущности, свернутой в Боге, как раскрытие или развитие заключенной в Боге возможности бытия. В качестве "бытия-возможности" Бог включает в себя всю полноту вечной актуализации бытия.

Николай Кузанский отвергал дуалистическую трактовку Бога и мира, присущую христианству. Средневековому различению мира вечного и мира тленного Кузанец противопоставлял мистический пантеизм: Бог в его философии противоположен Природе, не тождественен ей, но Природа и мир заключены в Боге.

При изложении своих идей относительно Бога и мира Николай Кузанский широко использовал математические аналогии, что позволило ему создать новую космологическую модель. Мир не имеет самостоятельного, ограниченного от Бога существования, он не есть замкнутая фигура с самостоятельной окружностью и центром, как трактовала устройство мира аристотелевско-птолемеевская космология. Космология Кузанца вела к признанию материального единства земной и "небесной" субстанции: и Земля, и другие небесные тела признавались одинаково "благородными", тем самым был сделан первый шаг к признанию физической однородности Вселенной, основополагающей идее нового естествознания.

Мир рассматривался основоположником ренессансного неоплатонизма в качестве прекраснейшего божественного творения. Гармония мира находит свое выражение в человеке – величайшем из божественных творений, которому суждено познать Бога и созданный им прекрасный мир. "Полнота человеческого совершенства" представляет божественность, свойственную человеческой природе в целом, но не каждому отдельному человеку, в котором человеческая сущность находится только ограниченно. Высшее соединение божественной и человеческой природы в конкретном человеке состоялось в феномене Иисуса Христа. Так учение Николая Кузанского о человеке сливается с христологией[1].

Поскольку Христос – воплощение "человеческой природы", то и человек есть Бог, но Бог не в абсолютном смысле этого слова, а в ограниченном.

Уподобление человека Богу осуществляется, по Кузанцу, на путях познания мира. Принцип свертывания и развертывания применительно к человеку и его познанию является одной из основ гуманистической идеи могущества человеческого ума. Сила человеческого познания оказывается аналогичной божественной творческой деятельности. Подобно тому, как Бог развернул из себя все многообразное богатство земных вещей, так и ум развертывает понятия, свернутые в нем заранее.

Основные положения учения о познании Николая Кузанского во многом предвосхитили идеи немецкой классической философии. Познание осуществляется, но Николаю Кузанскому, благодаря взаимодействию чувств, воображения, рассудка и разума. Какова их роль в процессе познания и как они соотносятся?

Ум человека, единый по своей природе, обладает способностями, состоит из способности мышления, рассуждения, воображения и ощущения. Низшей из способностей ума является ощущение, с которого и начинается процесс познания. Рассудок, опираясь на материал, поставленный чувствами, при помощи воображения образует общие, абстрактные понятия. Посредствующей ступенью между ощущением и рассудком служит воображение. Завершает процесс познания активность человеческого разума, который, мысля во всем сущем совпадение противоположностей, преодолевает ограниченность чувственного познания и рассудка.

Познание – по Кузанцу – это бесконечный процесс приближения к недостижимой во всей своей полноте истине. "Разум – писал философ – также близок к истине, как многоугольник к кругу, ибо, чем больше число углов вписанного многоугольника, тем более он приближается к кругу, но никогда не станет равным кругу даже и в том случае, когда углы будут умножены до бесконечности..."[2] Бесконечный процесс познания (бесконечное приближение вписанного многоугольника к кругу) завершается в философии Кузанца полным совпадением субъекта и объекта, именно в этом своем совершенстве обретающем мистический характер. Конечным результатом познания оказывается "обожествление" человека, когда человек достигает того в высшей степени возможного совершенства, которое можно обозначить как "знание Бога".

Так замыкается логический круг философского учения Н. Кузанского – круг, исходящий из концепций "ученого незнания", а завершающийся учением о достижении абсолютного знания.

Флорентийская платоновская академия. Во Флоренции на основе возрождения интереса к философии Платона сформировалось целое направление философской мысли, сосредоточенное на критике схоластики и особенно схоластизированного Аристотеля. Козимо Медичи, тогдашний глава Флорентийской республики, санкционировал учреждение здесь в 1459 г. Платоновской академии. Главой флорентийской Академии стал Марсилио Фичино (1433–1499), сыгравший большую роль в распространении платонизма переводами на латинский язык всех диалогов Платона, а также произведений главных античных неоплатоников – Плотина, Прокла, Порфирий.

В сочинении "Платон. Теология о бессмертии души" (1469–1474) Фичино разработал учение, представляющее собой творческое переосмысление идей неоплатонизма с добавлением мистических учений поздней Античности. Идеи Фичино об историческом характере всех существующих религий и религиозно-философских учений, представляющих собой лишь этапы развития некоей всеобщей, естественной религии, сыграли определенную роль в развитии философии Нового времени.

Крупным представителем флорентийского платонизма стал Пико делла Мирандола (1463–1494), вошедший в историю своим произведением "Философские, кабалистические и теологические выводы", содержавшим 900 тезисов, которые он собирался защищать в диспуте против философов всей Европы. Конфликт с папской курией привел к тому, что все эти тезисы были объявлены папой Иннокентием VIII еретическими и диспут не состоялся.

Теоретическое ОГЛАВЛЕНИЕ этих тезисов резюмирует антропоцентрические идеи гуманистов.

Бог ставит человека в самом центре космоса, делая его как бы судьей мудрости, величия и красоты воздвигнутого им мироздания: "На земле нет ничего более великого, кроме человека, а в человеке – ничего более великого, чем его ум (mens) и душа (anima)"[3].

Чудеса человеческого духа определяются свободой его воли, полной свободой выбора самых различных путей, которая является величайшим даром Бога, создавшим человека свободным. Свободный человек может признать истиной только то, в чем он искренне убежден. Пико подчеркивает, что сам он изучает философию только ради нее самой и резко порицает тех, кто главное благо жизни видит в приобретении денег и славы.