Необходимо ли противопоставлять поиск смыслов установлению законов?

В современной феноменологической психологии описание уже не противопоставляется объяснению, поскольку взаимодополняющими мыслятся методологические установки на поиск законов и описание целостностей, раскрывающих смыслы. Американский автор Ноэль Смит, предложивший такой способ методологического представления основных психологических подходов ("систем в психологии"), как выделение их протопостулатов, метапостулатов и собственно постулатов[1], дает следующие характеристики подхода французского представителя феноменологии М. Мерло-Понти (1908–1961). Среди методологических установок, которые Смит называет протопостулатами, направляющими и контролирующими ход исследований и образ мыслей самих исследователей, важными являются три следующих.

1. Изучаемые в природе процессы и явления нельзя трактовать ни в качестве обособленных, ни в качестве тотально связанных, поскольку во взаимосвязи между собой включены структуры.

2. Структуры подчинены законам, и наука их устанавливает (ищет).

3. Структуры и законы выступают тем самым не в качестве отдельных сущностей, а образуют "диалектическую пару".

Смыслообразующие структуры конституируются в экзистенциальном опыте. М. Мерло-Понти критиковал идеализм Гуссерля и интенциональность в сартровской концепции[2] "свободы в ситуации". Он пересмотрел онтологию М. Хайдеггера и подчеркнул специфичность человеческого бытия как открытого диалога человека с миром.

Объективное и субъективное при этом получили различие как системы отсчета, и психическое теперь не могло быть понято в контексте внутренних или внешних детерминант. Мерло-Понти развивал феноменологическую идею сознания как "сети значащих интенций", то рефлексивно осознаваемых, то лишь переживаемых. В целом человеческий опыт характеризуется синкретизмом, поскольку включает и рациональное (необходимое), и случайное. Человек в этой концепции оказывается "взглядом" на ситуацию. Вместе с тем французским философом предполагалась "жизненная коммуникация" между сознанием, поведением человека и предметным миром. Согласно концепции Мерло-Понти раскрывать психологические законы – это значит раскрывать смыслы поведения, носителем которых (в субъект- объектном отношении) выступает человек.

Противопоставление описания и объяснения снималось определенным образом и в социальном конструкционизме, предполагающем конструктивное "творение" мира языком.

Таким образом, современные поиски философского осмысления концепций мира человека на постнеклассической стадии развития науки предполагают необходимость конституирования такого поля научных исследований, где описание и объяснение, установление законов и поиск смыслов, номотетический и идиографический подходы выступали бы не в качестве дихотомий, а в качестве рефлексируемых полюсов, к которым ведет та или иная реализуемая в конкретном исследовании методология.