НЕОБХОДИМО ПОСТРОИТЬ СИСТЕМУ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ, ОСНОВАННУЮ НА ЛОГИСТИЧЕСКОМ ПОДХОДЕ

1. Постановка задачи

Данный пункт посвящен рассмотрению системы управления персоналом, основанной на логистических принципах. В нем обосновывается сама возможность применения данных принципов к системам управления персоналом в компаниях. Уточняется, что современное управление персоналом строится скорее на принципах выталкивающей системы, приводятся недостатки такого подхода. В итоге предлагается вытягивающая логистическая концепция управления персоналом в компании и дастся ее краткое обоснование.

2. Решение поставленной задачи

В настоящее время много внимания уделяется повышению эффективности деятельности отечественных компаний. При этом значительное место уделено логистическому управлению. Многие крупные организации создают в своих структурах службы логистики и выстраивают работу организации с учетом логистических принципов. Для повышения эффективности производства широко применяются такие логистические технологии, как Just-in-time (JIT), или "точно в срок", система KANBAN, технология Lean Production ("бережливое производство"), технология "Шесть сигм" и др.

В то же время, как нам представляется, с точки зрения поиска новых путей повышения эффективности деятельности компании было бы интересным применение к системе управления персоналом логистических принципов. Дело в том, что кадровое перемещение персонала в организации достаточно систематизировано, поэтому можно говорить о наличии потока человеческих ресурсов. Соответственно, если есть поток, то им можно эффективно управлять на основе логистических технологий.

В пользу этого подхода свидетельствует также определение самой логистики, которая рассматривается как планирование, выполнение и контроль движения и размещения людей и (или) товаров, а также поддерживающие действия, связанные с таким движением и размещением в пределах экономической системы, созданной для достижения своих специфических целей [34].

Основные принципы логистики, также можно хорошо адаптировать к системе управления персоналом в компании.

1. Нужный продукт – это нужный персонал.

2. Требуемого качества – требуемой квалификации и профессиональными навыками.

3. В нужном количестве – необходимой численности.

4. В должном месте – на конкретном рабочем месте.

5. В расчетное время.

6. С минимальными издержками [35].

Приведенные логистические принципы как нельзя лучше характеризуют эффективность системы управления персоналом и соответственно влияют на эффективность всей экономической системы.

Таким образом, говоря языком логистики, системы управления персоналом в отечественных компаниях скорее "выталкивающие". Данная стандартная система управления персоналом представлена на рис. 32.1. В целом "выталкивающая" логистическая система характеризуется тем, что полученный на одном рабочем месте продукт "проталкивается" дальше и становится запасом незавершенного производства на входе следующей операции. Проводя аналогию с системой управления персоналом, можно говорить о "накоплении" квалифицированного персонала с избыточными навыками на рабочих местах. Это происходит после приобретения определенного профессионального опыта (стажа работы) и соответствующего обучения. В таком случае сотрудники ждут, когда освободится вакансия на другом, следующем по производственной цепочке, рабочем месте. При этом срок ожидания может быть очень большим, например, вся жизнь. Наиболее талантливые и (или) подготовленные могут покидать компанию. В этом случае мы теряем квалифицированные кадры за счет увольнения их из компании. Экономический ущерб от данных потерь весьма существенен, хотя его и сложно оценить. С другой стороны, идея пожизненной работы на одном рабочем месте была хороша в советское время, а в настоящий момент ценится другое – способность работать на разных рабочих местах, генерировать новые креативные подходы к работе, постоянно развиваться, учиться и др. При этом развитию данных и аналогичных компетентностей не способствует "проталкивающая" система управления персоналом с ее системой ожидания вакансий, соответствующих новым, наработанным компетентностям.

Рис. 32.1. "Проталкивающая" логистическая система управление персоналом в компании

К недостаткам "проталкивающей" системы при рассмотрении движения материальных потоков, как правило, относят накопление запасов между операциями и, как следствие, непроизводственное "замораживание" финансовых ресурсов, а также увеличение доли брака, непроизводственных потерь. Аналогично при рассмотрении системы управления персоналом. В сотруднике, который ожидает освобождения вакантного места, соответствующего его новым компетентностям, "заморожены" не только вложенные финансовые ресурсы, но и потенциальные способности, которые он не может проявить, работая на "старом" рабочем месте. В этом случае потери такого квалифицированного персонала за счет его увольнения можно квалифицировать как непроизводственные.

Предлагаемая логистическая концепция управления персоналом, основанная на "вытягивающей" системе, позволяет избежать данных недостатков. Она представлена на рис. 33.2. Суть предлагаемого подхода хорошо показывают следующие принципы.

1. Вводится понятие "кадровой цепочки". Она представляет собой путь, который потенциально может пройти в организации работник, имеющий определенное базовое образование. Иными словами, "кадровая цепочка" – это определенный набор рабочих мест, связанных друг с другом технологически. "Кадровая цепочка" изначально проектируется производственным подразделением в тесном сотрудничестве со службой управления персоналом и представляет собой последовательность технологически связанных друг с другом рабочих мест. При этом "кадровая цепочка" может быть вертикальной, горизонтальной или смешанной в зависимости от того, каким образом растет при этом ответственность работника.

2. В случае получения дополнительного базового образовании, например высшего после среднего, работник попадает на другую кадровую цепочку и продолжает развиваться и двигаться по ней. Также "кадровая цепочка" может быть спроектирована с учетом перемещения в другие филиалы компании и (или) перемещения в другие отрасли организации, связанные технологическими процессами. Правда, для осуществления этого необходимо тесное сотрудничество между данными организациями.

3. Организация практически отказывается принимать персонал на рабочие места, которые находятся в середине производственной цепочки, и принимает сотрудников только на рабочие места на "входе" производственной цепочки. При этом вся цепочка кадровых перемещений приходит в движение. Данный принцип вполне обоснован при рассмотрении деятельности производственных компаний. Так, в большинстве случаев хорошими техническими специалистами становятся только те, кто прошли работу на производстве в цехе. При-

Рис. 32.2. "Вытягивающая" логистическая концепция управление персоналом в компании

держиваться этого же принципа ие будет лишним и другим организациям, так как хороший руководитель должен знать работу своих подчиненных.

4. Прием на работу в середину "кадровой цепочки" должен осуществляться только в крайнем случае. В качестве такового следует выделить ситуацию, когда работник на рабочем месте п случайно и срочно выбывает из рабочего процесса (например, в связи с тяжелой болезнью и увольнением), и (или) когда сотрудник на рабочем месте (n-1) еще не выполнил план индивидуального развития и не готов перейти на следующую ступень "кадровой цепочки".

5. Таким образом, при приеме на работу нового сотрудника вся "кадровая цепочка" должна приходить в движение. Для этого процессы личного развития работников должны быть согласованы во времени. При этом понятно, что на различных рабочих местах, входящих в "кадровую цепочку", время подготовки сотрудников будет разное. Чтобы нивелировать данный временной разрыв, необходимо вводить "горизонтальные участи" цепочки. Иными словами, пока бригадир развивается до уровня мастера, слесарь, который должен его со временем заменить, отрабатывает на "горизонтальном" ряде рабочих мест в своем подразделении.

6. Перемещение на другое рабочее место производится только после того, как сотрудник прошел определенную подготовку и стал соответствовать определенным квалификационным требованиям. При этом данные требования должны включать в себя: уровень базового образования (профильное высшее, среднее образование), уровень специального образования (курсы повышение квалификации для сотрудников, работающих на данных рабочих местах), освоенные профессиональные навыки, стаж работы, а также соответствующие личные психологические особенности. На каждом рабочем месте должны быть разработаны соответствующие карты компетентностей персонала, а по каждому работнику – личная карта развития, в которой отражается степень выполнения личного плана развития.

7. Организация осознанно расторгает трудовые договоры с теми сотрудниками, которые не выполняют личный план развития и своевременно не двигаются по "кадровой цепочке".

Предлагаемый подход, конечно же, не лишен ряда существенных недостатков и требует критического осмысления, теоретической доработки и практического апробирования. Однако, с точки зрения повышения эффективности деятельности компании, он обладает определенным потенциалом. В первую очередь в связи с тем, что при нем организация начинает полнее использовать интеллектуальный потенциал сотрудников, перестает "замораживать" финансовые ресурсы в запасах "интеллектуального" капитала, дает четкие и прозрачные перспективы развития своим сотрудникам.