Необходимость и цели реформирования бухгалтерского учета в России

Процесс растущей глобализации мировой экономики требует единства норм для составления финансовой отчетности, т.е. "универсального языка", понятного для всех бизнесменов мира, независимо от национальности, государственной принадлежности и других особенностей.

Разработка МСФО была обусловлена необходимостью создания единой системы бухгалтерского учета и стандартных форм финансовой отчетности, которые должны быть одинаковыми и сопоставимыми для всех компаний.

Особую актуальность приобретает применение МСФО для составления финансовой отчетности компаниями, работающими на мировых фондовых рынках, так как принятие правильно обоснованных решений в отношении крупных финансовых операций может быть сделано только на основании надежной однозначно идентифицируемой финансовой информации, которая обеспечивается применением всех норм учета, рекомендованных МСФО.

Интеграция российского бизнеса в мировую экономику, создание условий для привлечения иностранных инвестиций диктуют необходимость изучения и использования в экономическом общении универсального языка бизнеса, понятного всему миру: международных стандартов финансовой отчетности.

Внедрение МСФО в России дает возможность отечественным компаниям повысить доверие иностранных инвесторов за счет увеличения прозрачности и достоверности финансовых отчетов.

В связи с этим возникла необходимость приведения отечественной системы бухгалтерского учета в соответствие с МСФО.

Реформирование бухгалтерского учета в России осуществляется на основе Программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности, утвержденной постановлением Правительства РФ от 6 марта 1998 г. № 283.

Основная цель реформирования бухгалтерского учета – приведение национальной системы бухгалтерского учета в соответствие с МСФО. В соответствии с этой целью главные задачи реформирования определены следующим образом:

– формирование системы национальных стандартов учета и отчетности, обеспечивающие полезность информации для внешних пользователей;

– обеспечение увязки реформы бухгалтерского учета в России с основными тенденциями гармонизации стандартов на международном уровне;

– оказание методической помощи организациям в понимании и внедрении управленческого учета.

Основные направления реформирования бухгалтерского учета и меры по выполнению задач по каждому направлению определены указанной выше Программой реформирования бухгалтерского учета и Концепцией развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на среднесрочную перспективу.

Концепция бухгалтерского учета в рыночной экономике России

Концепция бухгалтерского учета в рыночной экономике России была одобрена Методологическим советом по бухгалтерскому учету при Минфине России и Президентским советом Института профессиональных бухгалтеров 29 декабря 1997 г. Данная Концепция определяет основы построения системы бухгалтерского учета в современных условиях хозяйствования и ориентирована на рыночную экономику и использование опыта других стран, международных принципов учета и отчетности, последние достижения науки и техники.

Концепция призвана:

– обеспечивать заинтересованных специалистов информацией об общих подходах к организации и ведению бухгалтерского учета;

– быть основой поэтапной разработки новых и пересмотра действующих нормативных документов по бухгалтерскому учету;

– способствовать принятию решений по вопросам, еще не урегулированным нормативными документами;

– помогать потребителям бухгалтерской информации в понимании данных, содержащихся в бухгалтерской отчетности.

Концепция не заменяет нормативные документы по бухгалтерскому учету. Если какое-либо положение Концепции противоречит положению законодательного или нормативного акта по бухгалтерскому учету, то исполнению подлежит положение законодательного или нормативного акта.

Концепция определяет основы организации и ведения бухгалтерского учета для предприятий всех видов деятельности, отраслей и организационно-правовых форм. Граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и иностранные юридические лица, осуществляющие деятельность на территории РФ, могут вести учет лишь для целей налогообложения. Для субъектов малого предпринимательства могут устанавливаться упрощенные формы реализации отдельных положений Концепции, не противоречащие цели бухгалтерского учета.