Ненасилие и толерантность

Моральной альтернативой политическому насилию иногда противопоставляется идея и практика ненасилия. Как идея ненасилие восходит к религиозному принципу непротивления злу насилием, который представлен практически во всех мировых религиях. В качестве политической практики ненасилие направлено на лишение правящей политической власти легитимности: демонстративный отказ от сотрудничества с органами власти и ее представителями, мирные демонстрации, попытки общественной самоорганизации для решения насущных социальных проблем без участия государства, активное использование публичного пространства, медиа для выражения и аргументации своей позиции. Иногда ненасилие рассматривается даже как моральный идеал политики.

Ненасилие не означает бездействия, недеяния (даосского – увэй). Это очень активная жизненная позиция. Возможности ненасильственных методов в политике были убедительно продемонстрированы в политической практике XX в. Примером может служить "сатьяграха" – идея и практика, предложенная и реализованная М. Ганди и его сторонниками, которая привела к освобождению Индии. М. Л. Кинг проповедовал избегать внешнего и внутреннего насилия, включая насилие духовное. Им было противопоставлено "упорство в истине" (в данном конкретном случае – гражданское равенство независимо от цвета кожи и веры) и его продвижение среди как сторонников, так и противников в международном сообществе, прямые ненасильственные протесты и гражданское неповиновение. 50 лет ненасильственных действий и личный пример Н. Манделы привели к краху системы апартеида в ЮАР. Массовые ненасильственные действия в Прибалтике привели к достижению Латвией, Литвой и Эстонией политической независимости. Практика "цветных" революций в бывших союзных республиках СССР (Украине, Грузии, отчасти Киргизии) – большей частью не что иное, как практика ненасилия.

Тем не менее нельзя не отметить издержки ненасильственных действий:

• тысячи жертв репрессий: эти жертвы – средства, инструменты – напоминают коммунистическую практику безжалостного принесения в жертву человеческих судеб ради достижения великих целей;

• столкновения с мусульманами и убийство М. Ганди, убийство М. Л. Кинга, десятилетия тюремного заключения Н. Манделы;

• принуждение к вынужденным мерам – напоминает шантаж;

• конечные сделки, компромиссы, уступки.

Таким образом, ненасилие – не идеал, а способ разрешения политических конфликтов, средство реализации политических изменений прежде всего в интересах низов.

В качестве профилактики насилия может выступать идея и практика толерантности – социальной и политической терпимости. Само слово "толерантность" является производным от английского tolerance и восходит к латинскому tolerantia – терпение, терпимость, связанному с многозначным глаголом tolerare – терпеть, выносить, переносить. Однако толерантность не синоним терпимости. Терпимость означает в обыденной речи способность, умение терпеть, мириться с чужим мнением, быть снисходительным к поступкам других людей, часто ассоциируется с пассивным принятием окружающей реальности. Толерантные установки, напротив, проявляют себя активной жизненной позицией, предполагающей защиту прав любого человека и отношение к проявлениям нетерпимости как к недопустимым.

О. М. Михайлова приводит три смысла толерантности в современном русском языке:

1) высокое душевное качество, способность личности без внутренней агрессии воспринимать другого, имеющего иные/противоположные ценностные установки;

2) терпимое, лояльное отношение к другому, сознательно признающее право его существования; терпимое отношение к убеждениям, мнениям и верованиям другого;

3) поведение в ситуации конфликта, подчиненное стремлению достичь взаимного понимания и согласования разных установок, не прибегая к насилию, к подавлению человеческого достоинства.

В Декларации принципов толерантности, принятой ЮНЕСКО в 1995 г., указывается: "Толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание всего многообразия культур, форм самовыражения и проявления человеческой индивидуальности. Толерантности способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести, убеждений. Толерантность – это единство в многообразии. Это не только моральный долг, но и политическая и правовая потребность. Толерантность – это то, что делает возможным достижение мира и ведет от культуры войны к культуре мира. Толерантность – это не уступка, снисхождение или потворство, а прежде всего активное отношение на основе признания универсальных прав и свобод человека".

В августе 2001 г. российское правительство приняло Федеральную программу "Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе (2001–2005 гг.)". Эта программа была направлена на разработку стратегии миролюбия, веротерпимости, доверия, социальной безопасности и согласия в многонациональном российском обществе. В российской программе толерантность определяется как ценность и социальная норма гражданского общества, проявляющаяся в праве быть различными всех индивидов гражданского общества; обеспечении устойчивой гармонии между различными конфессиями, политическими, этническими и другими социальными группами; уважении к разнообразию различных мировых культур, цивилизаций и народов; готовности к пониманию и сотрудничеству с людьми, различающимися по внешности, языку, убеждениям, обычаям и верованиям.

Толерантность предполагает не только понимание, но и принятие того факта, что окружающий мир и населяющие его народы очень разнообразны. При этом каждый этнос уникален и неповторим. Только признание этнического и религиозного многообразия, понимание и уважение культурных особенностей, присущих представителям других народов и религий, в сочетании с демократическими ценностями гражданского общества могут содействовать созданию подлинно толерантной атмосферы жизни.

Из приведенных выше определений видно, что толерантность можно рассматривать исходя из философского, этического, социологического, культурологического, психологического и иных подходов.

Примером философского понимания сущности толерантности является определение П. Николсона, который рассматривает толерантность как добродетель воздержания от употребления силы для вмешательства в мнение или действие другого, даже если они и отклоняются в чем-то важном от мнения или действия субъекта толерантности и если последний не одобряет их.

С точки зрения этической толерантность предстает акцентированием внимания на важности сохранения разнообразного опыта достойного поведения, подчеркиванием интереса к этому разнообразию, его социальной ценности.

В рамках социологического подхода толерантность представляет собой определенное качество взаимодействия между субъектом и объектом толерантности, характеризуемое готовностью субъекта принимать социокультурные отличия объекта, включающие в себя внешние признаки, высказывания, особенности поведения и т.д. Это взаимодействие имеет свою историческую, социоэкономическую и социокультурную специфику и во многом ею определяется. В качестве субъекта может выступать социальный институт (в той или иной мере регулируемый государством), социальная организация, группа, индивид. Тот же перечень применим и к объекту толерантности. В принципе возможны различные сочетания субъектно-объектных отношений: "социальный институт – социальный институт", "социальный институт – социальная организация", "социальный институт – группа" и т.д.

В психологическом же плане толерантность выступает характеристикой устойчивости личности по отношению к неопределенности, к отклонениям от привычного, к потенциально конфликтным ситуациям.

В процессе анализа любого понятия полезно рассматривать также понятие, противоположное ему по смыслу. Для толерантности таким понятием является интолерантность. В самом общем виде интолерантность, или нетерпимость, может пониматься как неготовность к жизни в условиях инаковости, в условиях новых и неизвестных ранее понятий, людей, обстоятельств. В принципе нам всем хотелось бы жить в привычных условиях, все новое может оказаться как полезным, так и опасным. Человек хочет – и вполне справедливо – быть хотя бы иногда в ситуации, когда можно быть не настороже. Такое место обычно ассоциируется с домом. При этом под домом можно понимать собственно дом, где ты живешь, свой двор, район, город, наконец, страну.

Проблема роста нетерпимости, которая может привести и к агрессии, встала во весь рост именно сейчас, так как мы живем в эпоху глобализации, когда потоки людей и информации распространяются все с большей скоростью по всему земному шару. Люди же оказываются неготовыми к этим изменениям, испытывают дискомфорт, с которым далеко не все умеют справляться. Собственно говоря, главная цель воспитания толерантности заключается именно в научении преодолевать этот дискомфорт, привыкать к новому и в идеале получать от умения положительно реагировать на наличие этого нового определенные преимущества по сравнению с остальными.

Можно сказать, что готовность спокойно и даже положительно относиться к новому появляется по мере роста самосознания личности, человека, иначе говоря, по мере роста его индивидуальности. Если же он не отделяет себя от какой-то общности – этноса, рода, семейного клана, наконец, дворовой компании, он и других людей рассматривает как часть противостоящего ему сообщества, соответственно, возникает и нетерпимость. В то же время для сохранения своей индивидуальности важно осознавать границу, за которую другим не стоит заходить.

Можно говорить о пассивной и активной инторелантности. Первый тип в какой-то степени присущ всем людям, однако далее многое зависит от их развития. В случае отсутствия навыков признания инаковости у людей могут развиваться различные виды депрессий, человек может оказаться и в состоянии фрустрации. Он ощущает, что ему неуютно, и не может эго состояние изменить. Это состояние может длиться достаточно долго, пока кто-то не "откроет людям глаза", не покажет им причину их плохого состояния – и тогда могут случиться погромы или массовые возмущения, в которых пострадают, как правило, абсолютно невиновные. Для предотвращения подобных ситуаций, для воспитания навыков признания и активного взаимодействия с Другими необходимы специальные занятия со школьниками, студентами.

Под активной интолерантностью можно понимать различные формы деятельности, направленной на снижение числа, подавление или уничтожение того, что вызывает несогласие, неприятие. Если толерантность есть воздержание от употребления силы для вмешательства во мнение или действия другого, то интолерантность предстает как противоположный толерантности ответ – как употребление силы для вмешательства во мнения или действия, которые отклоняются от собственных мнений или действий субъекта и с которыми он морально не согласен.

Так, в политике нетерпимое отношение к политическим оппонентам может быть выражено в различной степени и по мере роста агрессивности и уровня активных действий может называться радикализмом, экстремизмом и терроризмом.

Чувство дискомфорта от наличия рядом представителей иных национальностей и культур может перерасти в ксенофобию – страх и неприятие иностранцев, людей иных культур. Здоровое в принципе чувство патриотизма может легко перерасти и более агрессивное понятие национализма, подразумевающего превосходство своей национальности над другими, или расизма, оправдывающего дискриминацию людей другой расы. Если же национализм становится государственной идеологией, как это было, например, в нацистской Германии, то могут погибнуть уже сотни тысяч, миллионы людей.

Нетерпимость по отношению к другим религиям может вылиться в религиозный фанатизм. Кстати, само понятие толерантности возникло первоначально именно как религиозная терпимость к другим религиям – в отношениях католиков с гугенотами. Сегодня наиболее актуальной проблемой является, с одной стороны, исламский экстремизм, а с другой – исламофобия. Как уже отмечалась, гендерная интолерантность, проявляющаяся прежде всего в чувстве превосходства мужчин по отношению к женщинам, приводит к сексизму.

Таким образом, толерантность может реализовываться в различной степени:

• как терпимость, допущение существования других, руководствующихся иными жизненными правилами;

• как интерес к этим формам существования, традициям, нормам;

• как готовность к выстариванию общности интересов, партнерству и сотрудничеству.

В этом плане политика толерантности не сводится к допущению и развитию мультикультурализма – политике культурного разнообразия, она также позволяет решать реальные социальные и гуманитарные проблемы.

Причинами развития идеи и практики толерантности и мультикультурализма являются:

• глобализация, интеграция экономических рынков и рынков труда;

• активная мобильность и миграции;

• невозможность реализации ранее практиковавшихся "переселений народов", вытесняющих других из их среды обитания;

• невозможность также ранее практиковавшихся геноцида и этнических чисток.

В любом случае толерантность – серьезный вызов современному обществу.

Политика толерантности – не прямого действия, она носит профилактический, упреждающий характер. Дело не сводится к воспитательным действиям, культурной пропаганде. В экономической сфере необходимы инвестиции, обеспечивающие социальную стабильность. Развитие инноваций, открывающих новые горизонты развития и самореализации человеческого и социального капитала. В информационной сфере – открытость и доступность информации, исключающая слухи, разжигающие рознь и ненависть.

Толерантность не имеет убедительного основания. Так, Д. Локк обосновывал толерантность с политической точки зрения, но не с религиозной. Можно ли обосновать толерантность с религиозной точки зрения, чтобы представители всех конфессий и деноминаций признали ее необходимой? С практической точки зрения сосуществование религий возможно, но только если религиозное единство не считается необходимым условием социального мира и спасения души, не ставит религиозных ограничений в воспитании детей. Так, сектантство, фундаментализм в принципе с порога отрицают такой мир, как отрицают и автономность личности.

Таким образом, толерантность – преимущественно либеральная идея, причем в ее основе лежит нетолерантность к нетолерантным, а также неявно – установка на раздробленность общества. В этом плане можно признать, что сам либерализм проявляет явно фундаменталистские черты.

Более того, анализ уровня толерантности в сопоставлении с уровнем развитости экономики и уровнем дохода показывает, что уровень терпимости растет прежде всего в государствах с устойчиво высокими доходами на душу населения. И наоборот, снижение уровня терпимости характерно для стран, столкнувшихся с серьезными опасностями в результате войн или с серьезными экономическими проблемами. Это отражает закономерность, согласно которой жизненная незащищенность порождает нетерпимость и ксенофобию. В этом плане политика толерантности в условиях экономического спада тем более теряет поддержку.

Основами политики толерантности являются:

• признание нрава на существование носителей других взглядов, представителей других культур;

• договороспособность, умение договариваться, выстраивать социальное, экономическое и политическое партнерство.

Реализация таких установок возможна при наличии политической власти, обеспечивающей единое гражданское правовое пространство, в котором на первый план выходит не этническая или конфессиональная принадлежность, а гражданская идентичность. Нравственной же предпосылкой эффективности и даже возможности политики толерантности является социальное, политическое доверие.