Немецкое Возрождение

На рубеже XIV-XV вв. Германия была еще более раздроблена, чем в предыдущие периоды, что содействовало живучести в ней феодальных устоев. Немецкий Ренессанс сформировался в сравнении с итальянским на целое столетие позже, и развитие немецких городов запаздывало даже по отношению к Нидерландам. На примере творчества многих художников XV в. можно проследить, как формировалось Возрождение в Германии (Конрад Виц, Михаэль Пахер, Мартин Шонгауэр). В их алтарных образах появляются повествовательные элементы, стремление раскрыть человеческие чувства на религиозном сюжете ("Алтарь Святого Вольфганга" М. Пахера в церкви Санкт-Вольфганге в одноименном городке, 1481). Но понимание пространства, введение золотых фонов, дробность рисунка, беспокойный ритм ломающихся линий ("метафизический ветер", по остроумному замечанию одного исследователя), равно как и скрупулезное выписывание главного и частного, - все это говорит об отсутствии последовательности в художественном мировоззрении этих мастеров и тесной связи со средневековой традицией. "Углубленная религиозность" (термин Г. Вельфлина), которая привела немцев к Реформации, имела огромное влияние на искусство. Идея божественной гармонии и благодати во всем мире распространилась как бы на каждый предмет, каждую травинку, выходящие из-под кисти художника. И даже в Дюрере (как увидим ниже, наиболее "итальянском" из всех немецких живописцев) его стремление к созданию идеально-прекрасного образа уживается с тяготением к натуралистическим деталям и готической экспрессии форм.

XVI столетие для Германии начинается мощным движением крестьянства, рыцарства и бюргерства против княжеской власти и римского католицизма (Крестьянская война 1524-1526 гг.). Тезисы будущего главы немецкой Реформации Мартина Лютера против продажи индульгенций в 1517 г. "оказали воспламеняющее действие, подобное удару молнии в бочку пороха". Общественное движение в Германии потерпело поражение уже к 1525 г., но время Крестьянской войны было периодом высокого духовного подъема и расцвета немецкого гуманизма, светских наук, немецкой культуры. С этим временем совпадает творчество самого крупного художника немецкого Возрождения Альбрехта Дюрера (1471-1528).

В творчестве Дюрера как бы слились искания многих немецких мастеров: наблюдения над природой, человеком; проблемы соотношения предметов в пространстве; существования человеческой фигуры в пейзаже, пространственной среде. По разносторонности, масштабу дарования, широте восприятия действительности Дюрер - типичный художник Высокого Возрождения (хотя такая градация периодов редко применяется к искусству Северного Возрождения). Он был и живописцем, и гравером, и математиком, и анатомом, и перспективистом, и инженером. Он два раза ездил в Италию, один раз - в Нидерланды, объездил свою родную страну. Его наследие составляют около восьмидесяти станковых произведений, более двухсот гравюр, более тысячи рисунков, скульптуры, рукописные материалы. Дюрер был крупнейшим гуманистом Возрождения, но его идеал человека отличен от итальянского. Глубоко национальные образы Дюрера полны силы, но и сомнений, иногда тяжких раздумий, в них отсутствует ясная гармония Рафаэля или языческая жизнерадостность молодого Тициана. Художественный язык усложнен, аллегоричен.

Дюрер родился в Нюрнберге, в семье золотых дел мастера, который и был его первым учителем. Затем у художника Михаэля Вольгемута (1434-1519) он прошел последовательно все этапы ремесленно-художественного образования, характерного для позднего Средневековья. Творческой среды вроде той, какую имели Мазаччо, Донателло, Пьеро делла Франческа или Гирландайо, у Дюрера не было. Он вырос в той художественной атмосфере, где были живы средневековые традиции, а для искусства характерны наивный натурализм, детальность обработки формы и яркая красочность. Уже в 1490 г. Дюрер покидает Вольгемута и начинает самостоятельную творческую жизнь. Он много ездит по Германии, Швейцарии, много занимается гравюрой, как на дереве, так и на меди, и вскоре становится одним из самых крупных мастеров гравюры в Европе. Тема смерти - частая тема его графических листов. Дюрер - философ, но философия его лишена непосредственной жизнерадостности и бодрого оптимизма итальянского Возрождения. В середине 1490-х гг. Дюрер в первый раз едет в Италию, в Венецию, изучает античные памятники. Из современных художников наибольшее впечатление на него оказывает Мантенья с его четким рисунком, выверенностью пропорций, трагическим мироощущением. В конце десятилетия

Дюрер исполняет серию гравюр на дереве на темы Апокалипсиса, в которой средневековые образы переплетаются с событиями, навеянными современностью; несколько позже создаст Малые и Большие (по величине досок) "Страсти Христовы" и несколько живописных автопортретов. Дюрер первый в Германии плодотворно разрабатывает проблемы перспективы, анатомии, пропорций.

Альбрехт Дюрер. Автопортрет. Мадрид, Прадо

На автопортретах Дюрера видно, как от фиксации узкоконкретного (портрет 1493 г.) он идет к созданию образа более цельного, полнокровного, исполненного явно под влиянием итальянских впечатлений (1498), и приходит к образу, полному философских раздумий, высокого интеллекта, внутреннего беспокойства, столь характерного для мыслящих людей Германии того трагического периода истории (1500).

В 1505 г. Дюрер вновь едет в Венецию, где восхищается колоритом венецианцев: Джанбеллино, Тициана, Джорджоне. "А то, что мне 11 лет назад нравилось, это мне сейчас совсем не нравится", - запишет он в своем дневнике. В картине "Праздник четок" (другое название - "Мадонна с четками", 1506) при некоторой перегруженности многофигурной композиции на колорите в полной мере сказалось влияние венецианцев.

По возвращении домой Дюрер, несомненно, мод воздействием итальянского искусства пишет "Адама" и "Еву" (1507), в которых выражает свое национальное понимание красоты и гармонии человеческого тела. По прямое следование классическому канону - не путь Дюрера. Ему свойственны более остроиндивидуальные, драматические образы.

К середине 1510-х гг. относятся три самые знаменитые гравюры Дюрера: "Рыцарь, дьявол и смерть", 1513; "Святой Иероним в келье" и "Меланхолия", 1514 (резец, гравюры на меди). В первой из них изображается неуклонно движущийся вперед всадник, несмотря на то, что смерть и дьявол искушают и пугают его; во второй - сидящий в келье за столом и занятый работой Святой Иероним. На переднем плане изображен лев, более похожий на лежащего тут же старого, доброго пса. Об этих гравюрах написаны тома исследований. Им давались разные толкования: в них усматривали попытку отразить положение рыцарства, духовенства, бюргерства, а в образе Святого Иеронима видели писателя-гуманиста, ученого новой ренессансной эпохи. Третья гравюра - "Меланхолия". Крылатая женщина в окружении атрибутов средневековой науки и алхимии: песочных часов, ремесленных инструментов, весов, колокола, "магического квадрата", летучей мыши и пр. - полна мрачной тревоги, трагизма, подавленности, неверия в торжество разума и силы знания, овеяна мистическими настроениями, отражающими, несомненно, настроения общие, характерные для всей атмосферы, в которой жила родина художника в канун Реформации и крестьянских войн.

Альбрехт Дюрер. Рыцарь, дьявол и смерть. Гравюра

В 1520-е гг. Дюрер путешествует по Нидерландам, находится под обаянием живописи Яна Ван Эйка, Рогира Ван дер Вейдена, но идет собственным путем, вырабатывая лишь ему присущий стиль. В этот период он пишет свои лучшие портреты наиболее близких ему по духу представителей немецкой интеллигенции: художника Ван Орлея, графический портрет Эразма Роттердамского - образы психологически выразительные по характеристике и чеканно-лаконичные по форме. В изобразительном языке Дюрера исчезает всякая дробность, красочная пестрота, линеарная жесткость. Портреты цельны по композиции, пластичны по форме. Высокое одухотворение, подлинная сила духа отличают каждое лицо. Так художник сочетает идеальное начало с конкретно-индивидуальным.

В 1526 г. Дюрер создает свое последнее живописное произведение - диптих "Четыре апостола", станковое по форме и назначению, но истинно монументальное по величавости образов. Некоторые исследователи видели в нем изображение четырех характеров, четырех темпераментов. Каноническим типам апостолов Дюрер придал глубоко индивидуальную характеристику, не лишив их вместе с тем синтетичности, обобщения, что всегда было одной из задач Высокого Возрождения. Произведение написано на двух досках, в левой на передний план Дюрер выдвинул не Петра, особо чтимого католической церковью, а Иоанна - апостола-философа, наиболее близкого мировоззрению самого Дюрера. В апостолах, в их разных характерах он давал оценку всему человечеству, провозглашал человеческую мудрость, высоту духа и нравственности. В этом произведении Дюрер выражал надежду на то, что будущее принадлежит лучшим представителям человечества, гуманистам, способным повести людей за собой.

Как истинный представитель ренессансной эпохи, подобно многим итальянским художникам, Дюрер оставил после себя значительные теоретические труды: трактат о пропорции и перспективе "Руководство к измерению", "Учение о пропорциях человеческого тела", "Об укреплении и защите городов".

Несомненно, Дюрер был самым глубоким и значительным мастером немецкого Возрождения. Наиболее близок к нему по задачам и направлению Ханс Бальдунг Грин (ок. 1484/85-1545), наиболее далек, прямо противоположен - Матиас Грюневальд (Нитхардт, 1470/75-1528), автор знаменитого "Изенгеймского алтаря", исполненного около 1516 г. для одной из церквей города Кольмара, произведения, в котором мистика и экзальтация удивительно сочетаются с остро подмеченными реалистическими деталями. Нервность, экспрессивность произведения Грюневальда обусловлены прежде всего его удивительным колоритом, необычайно смелым, по сравнению с которым цветовые решения Дюрера кажутся жесткими, холодными и рассудочными. В "Голгофе" - центральной части алтаря - художник почти натуралистично изображает сведенные судорогой руки и ноги Спасителя, кровоточащие раны, предсмертную муку на лице. Страдания Марии, Иоанна, Магдалины доведены до исступления. Цветом, который своим блеском напоминает готические витражи, лепятся пятна одежд, струящаяся по телу Христа кровь, создается нереальный, таинственный свет, дематериализующий все фигуры, обостряющий мистическое настроение.

Матиас Грюневальд. Воскресение Христа.

Правая створка Изенгеймского алтаря. Кольмар, музей Унтерлинден

Почти совсем не занимался религиозной живописью Ханс Гольбейн Младший (1497-1543), меньше других немецких живописцев связанный со средневековой традицией. Самая сильная часть творчества Гольбейна - портреты, написанные всегда с натуры, остроправдивые, иногда безжалостные в своей характеристике, холодно-трезвые, но изысканные по колористическому решению. В ранний период портреты более "обстановочны", парадны ("Портрет бургомистра Майера", "Портрет жены бургомистра Майера", 1516), в поздний период - более просты по композиции. Лицо, заполняющее почти всю плоскость изображения, охарактеризовано с аналитической холодностью. Последние годы жизни Гольбейн провел в Англии при дворе Генриха VIII, где он был придворным живописцем и где написал лучшие свои портреты ("Портрет Томаса Мора", 1527; "Портрет сэра Моретта де Солъе", 1534-1535; "Портрет Генриха VIII", 1536; "Королева Джейн Сеймур", 1536 и др.). Блестящими по мастерству являются портреты Гольбейна, исполненные акварелью, углем, карандашом. Крупнейший график эпохи, он много работал в гравюре. Особенно прославлена его серия гравюр на дереве "Триумф смерти" ("Пляска смерти"). Творчество Гольбейна имеет значение не только для Германии, оно сыграло очень важную роль в формировании английской портретной школы живописи.

Продолжателем лучших дюреровских традиций в области пейзажа был художник так называемой "дунайской шκοлы" Альбрехт Альтдорфер (1480-1538), мастер необычайно тонкий и лиричный, в творчестве которого пейзаж сложился как самостоятельный жанр. Последний художник немецкого Ренессанса Лукас Кранах (1472-1553) близок Альтдорферу чувством природы, которая всегда присутствует в его религиозных картинах.

Лукас Кранах Старший. Женский портрет. Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж

Кранах рано приобрел широкую популярность, был приглашен ко двору курфюрста Саксонского, имел обширную мастерскую и множество учеников, вот почему в маленьких музеях Саксонии и Тюрингии, в замках-дворцах (Гота, Айзенах и др.) и по сей день много произведений круга Кранаха, из которых не всегда можно выделить работы самого художника. Лукас Кранах писал в основном на религиозные сюжеты, для сто манеры характерны мягкость и лиризм, в его Мадоннах сказывается стремление воплотить ренессансную мечту об идеально прекрасном человеке. Но в изломе вытянутых фигур, в их подчеркнутой хрупкости, в особой изящной манере письма намечаются уже черты маньеризма, свидетельствующие о конце немецкого Возрождения.