Немецкое барокко

Германия в рассматриваемый период еще не вышла из состояния феодальной раздробленности, поэтому сложно выстроить единую картину развития визуальных искусств в этом регионе. Но самый последовательно барочный немецкий город, несомненно, главный город Саксонского королевства - Дрезден. В этот период саксонским королем был Август Сильный (1670-1733), легендарная личность, соответствующая идеалам эпохи. Он преуспел и на поле брани, и в делах любовных (его многолетний роман с графиней Коссель послужил материалом для нескольких книг, а позднее - фильмов), но особенно - в коммерции. Он, пользуясь современной лексикой, инвестировал крупные денежные суммы в производство фарфора. И это принесло Саксонии колоссальные доходы. На эти деньги столица стала обустраиваться, заполняясь нарядными сооружениями в стиле барокко. Самым ярким из них является королевский дворец Цвингер. Одну из сторон замкнутого в плане строения Август предназначил для картинной галереи. Она постепенно распространилась на весь дворец и известна во всем мире как Дрезденская картинная галерея. Ее строительством руководил главный персонаж немецкого барокко Маттеус Даниэль Пеппельман. Главное творческое достижение этого архитектора и декоратора - дворцовый комплекс Цвингер в Дрездене. Название дворца в переводе означает "клетка", оно произошло от того, что дворцовый комплекс построен около крепостного рва, где раньше держали диких животных. К тому же в плане здание образует замкнутый двор. Комплекс был предназначен для празднеств на открытом воздухе. Наиболее величественна длинная галерея, расположенная вдоль берега рва, заполненного водой. В ее центре, акцентируя вход и мост, выстроены парадные ворота, увенчанные короной. Скульптурное изображение короны несет сложной формы купол. В оформлении ворот и входных павильонов наиболее ярко проявился динамичный, напряженный стиль Пеппельмана. Декоративная скульптура дворцового комплекса выполнена скульптурой из Австрии Балыпазаром Премозером.

Другим выдающимся архитектором эпохи барокко в Германии был Иоганн Балтазар Нейман (1687-1770). Им была спроектирована и воплощена постройка городского дворцового комплекса, на тот момент едва ли не самого крупного в Европе, сооруженного для духовного лица: епископского дворца в баварском городе Вюрцбурге. Сооружение состоит из главного корпуса и боковых крыльев, ограничивающих с двух сторон открытый двор. Особенно хороши интерьеры дворца. Значительна трехмаршевая лестница главного вестибюля, плафон для которой был расписан знаменитым венецианским художником Дж.-Б. Тьеполо. Грандиозная роспись плафона посвящена четырем сторонам света. В убранстве вестибюля использованы также разнообразные скульптурные украшения, переходящие в роспись кое-где только визуально, а в некоторых частях реально: нога одного из изображенных слуг переходит в горельеф, реально выступая из стены, плащ одного из рисованных персонажей переходит в реальную ткань, покрытую стуком, и т.д.

Франсуа Кювилье (1695-1798), французский архитектор, много работал в столице Баварии Мюнхене. Наиболее совершенное его творение - дворец Амалиенбург под Мюнхеном. Часть искусстоведов относит его к стилю рококо. Это один из немногих памятников немецкой архитектуры, полностью сохранившийся после всех войн.

Андреас Шлютер (1660-1714), архитектор и скульптор, работал в это время в Пруссии, украшая ее столицу Берлин и загородный комплекс королевских резиденций Потсдам. Он работал над расширением королевского дворца, пристроив к нему флигели. Данью происхождению мастера была церковь св. Хедвиги, возведенная им для эмигрировавших в Пруссию гугенотов.

Наиболее ярко национальная художественная традиция получила воплощение в церковных интерьерах, сооруженных братьями Азамами: Космосом Дамианом (1686-1739) и Эгидом Квирином (1692-1750). Братья работали как архитекторы, строители, живописцы, декораторы, скульпторы.

Их самая известная работа находится в городе Pop в Баварии. В местной церкви они создали смелую композицию на один из таинственных христианских сюжетов: Вознесение Марии. В этой работе, выполненной из разноцветного и монохромного стука, фигура Богоматери парит между небом и землей вопреки всем законам земного притяжения. Лица и позы апостолов, собравшихся возле открытого гроба, выражают их реакцию на совершившееся чудо. Они выглядят как настоящие трагические актеры, исполняющие свои роли со страстной убежденностью.

Братья Азамы были учениками Бернини. В "Вознесении Марии" они выступают как достойные продолжатели великого учителя.

Георг Венцеслаус фон Кнобельсдорф (1699-1753) возвел в парке загородной резиденции прусских королей дворцовый комплекс Сансуси. Другое выдающееся произведение Кнобельсдорфа - театр на улице Унтер ден Линден. В отделке фасадов использованы портики коринфского ордера. Внутренняя часть являет собой триумф рококо. Это здание обозначает переломный момент в истории искусства: из недр барокко начинает вырастать классицизм.

Барокко в восточной Европе также оставляет свой след. По большей части барочные постройки там производились приглашенными итальянскими и немецкими архитекторами. Но был ряд мастеров из Польши, Чехии, которые получали образование в Риме и затем, возвращаясь на родину, использовали усвоенное.