Нематериальные активы предприятия

В Российской Федерации вопросы, связанные с нематериальными активами, регулируются большим количеством нормативных актов, в частности: ГК РФ, частью второй НК РФ, Положением по бухгалтерскому учету "Учет нематериальных активов" (ПБУ 14/2007), утвержденным приказом Минфина России от 27.12.2007 № 153н (далее - ПБУ 14/2007).

В соответствии с п. 3 ПБУ 14/2007 к нематериальным активам предприятия относят имущество, которое одновременно отвечает следующим условиям:

— отсутствие у объекта материально-вещественной формы; фактическая (первоначальная) стоимость объекта может быть достоверно определена;

— может быть идентифицировано (выделено, отделено) от другого имущества;

- предназначено для использования в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг либо для управленческих нужд организации;

— используется в течение длительного времени (свыше 12 месяцев или в течение обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев);

- не предполагается продажа объекта в течение 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев;

- способно приносить организации экономическую выгоду;

— имеются надлежаще оформленные документы, подтверждающие существование самого актива и исключительные права организации на результаты интеллектуальной деятельности (патенты, свидетельства, другие охранные документы и т.п.).

В соответствии с перечисленными условиями и с ПБУ 14/2007 к нематериальным относят следующие активы (рис. 7.2).

Рис. 7.2. Состав нематериальных активов

Деловая репутация (гудвилл) в структуре нематериальных благ выделена согласно ст. 150 ГК РФ. Гудвилл в деловом мире рассматривается как стоимость деловой репутации предприятия. Одни экономисты интерпретируют гудвилл как стоимость практически всех элементов нематериальных активов, а другие определяют его как величину, на которую стоимость бизнеса превосходит рыночную стоимость его материальных активов и той части нематериальных активов, которая отражена в бухгалтерской отчетности (учтена в балансе). При этом сторонники первой и второй точек зрения сходятся в том, что гудвилл присутствует только при наличии избыточной прибыли и не может быть отделен от действующего предприятия, т.е. не может быть продан отдельно от него.

Таким образом, гудвилл возникает, когда компания получает стабильные, высокие прибыли, се доход на активы (или на собственный капитал) выше среднего, в результате чего стоимость бизнеса превосходит стоимость его чистых активов. Соответственно, гудвилл как экономическая величина является неидентифицируемым активом (иными словами, не может быть отчужден от самого предприятия), выявляется и принимается на баланс только в момент смены владельца предприятия.

Интеллектуальная собственность — это исключительное право гражданина или юридического лица на результаты интеллектуальной деятельности или приравненные к ним средства индивидуализации продукции, выполняемых работ или услуг (фирменное наименование, товарный знак, знак обслуживания и т.п.). То есть это обобщающее понятие результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации юридического лица, индивидуализации продукции, выполняемых работ или услуг.

Интеллектуальная собственность должна обладать способностью ее присвоения и, следовательно, отчуждения; иметь материальный носитель, чтобы ее отчуждение и присвоение конкретизировали строго обозначенные структуру, формы и свойства; права на использование этой собственности должны быть юридически зафиксированы.

Принятая в 2008 г. четвертая часть ГК РФ определила перечень объектов интеллектуальной собственности, которые получили правовое признание в отечественном законодательстве (рис. 7.3).

Указанные объекты имеют различный правовой режим, который необходимо учитывать при вовлечении их в хозяйственный оборот.