Некоторые современные направления социологического изучения предпринимательства

Исследования предпринимательства в России обусловлены его появлением в качестве социального феномена, социальной группы – носителя определенных свойств и ролей, а их предмет и проблемное поле эволюционировали вместе с развитием самого предпринимательства. В период становления постсоветского российского предпринимательства большое внимание уделялось самому социологическому подходу к анализу этого феномена, к анализу классических теорий, а также к исследованию истории развития предпринимательства в России, его особенностям по сравнению с западными странами. Затем интерес сместился на социальные характеристики и условия деятельности уже сложившейся социально-профессиональной группы. В. В. Радаев выделил три этапа развития социологического изучения предпринимательства в России.

На первом этапе, который приходится в основном на первую половину 1990-х гг., предметом изучения были мотивы и цели предпринимательской деятельности, социально-демографические характеристики групп, каналы рекрутирования, социальный портрет предпринимателей и т.д.

На втором этапе исследования были ориентированы на уже более или менее оформившиеся группы предпринимателей (во второй половине 1990-х гг.). Социологов интересовали условия осуществления предпринимательской деятельности, препятствий, с которыми сталкиваются предприниматели, способов их преодоления. На этом этапе особым вниманием стало пользоваться малое предпринимательство и обоснование государственной политики в его отношении. Таким образом, исследовательский интерес стал смещаться в сторону анализа социального контекста формирования рынков.

Третий этап начался в 2000-х гг., основным объектом изучения стали "правила, которыми руководствуются основные участники рынков.

Все больший интерес вызывает то, как формируются и изменяются эти правила".

Безусловно, такая периодизация исследований, как и любая другая является условной, однако она способствует пониманию основных проблем, которые привлекают внимание исследователей.

Основные подходы к операционализации понятия

Как уже было сказано, понятие предпринимательства многогранно, оно включает в себя различные аспекты и смыслы, отражающие сложность этого социально-экономического, и в то же время социокультурного феномена. Однако для проведения эмпирических социологических исследований необходимо выделение эмпирического объекта, т.е. совокупности людей, обладающих признаками, значимыми для данного исследования. Как выделить реальных предпринимателей в реальной социальной среде? Наиболее широкое распространение получили два основных подхода, каждый из которых обладает своими преимуществами и недостатками.

1. Структурный подход, предполагающий определение статусных характеристик, соответствующих понятию предпринимателя в рамках конкретных исследовательских задач, и выделение лиц, обладающих этими характеристиками: владельцы собственного бизнеса (с образованием юридического лица или без), руководители предприятий, обладатели статуса, соответствующего предпринимательскому, наличие предпринимательского дохода и его высокое место в совокупном доходе, и т.д. Очевидно, эти характеристики являются формальными, и это заведомо определяет погрешности исследований из-за отнесения к предпринимателям лиц смежных профессий, реально не выполняющих предпринимательских функций. Как отмечает О. И. Шкаратан, "Руководитель может быть подставным лицом, а реальным собственником – крупный государственный чиновник. Оборот предприятия может быть миллиардным, а по бумагам – ничтожно маленьким. Должность может называться “генеральный директор”, а в дирекции он один, да и подчиненных всего двое – жена и теща... Список подобных примеров бесконечен". Трудности структурного определения предпринимателя в качестве объекта исследования описывает В. В. Радаев, А. В . Безгодов, и многие другие исследователи.

2. Функциональный подход, предполагающий выделение предпринимателей как эмпирического объекта на основе выполнения функций, признанных значимыми в рамках конкретного исследования. Чаще всего такими функциями являются: управление хозяйством с целью извлечения прибыли, осуществление хозяйственных инноваций, несение бремени хозяйственных рисков и неопределенности, и т.д. Однако практическая реализация подобного подхода представляет еще больше трудностей, обусловленных эмпирической же неопределенностью и самих инноваций, и прочих функциональных критериев, установления их исполнения конкретными лицами.

Эмпирические исследования предпринимательства, в зависимости от целей и назначения, используют оба подхода, или их комбинации и модификации.