Некоторые психологические вопросы организационно-управленческой подструктуры в деятельности судебных органов

В предыдущей главе была дана общая психологическая характеристика организационно-управленческой подструктуры в профессиональной деятельности юриста. Многие рассмотренные там вопросы в той или иной мере имеют отношение и к судебной деятельности. Однако понятно, что профессиональная деятельность судьи, как и решаемые им вопросы организационно-управленческого характера, обладают определенной спецификой.

Несмотря на существенные изменения в законодательстве, вопросы организационного характера в деятельности судьи остаются и поныне. Это и организационное управление деятельностью других лиц в границах предоставленных судье полномочий, например при подготовке судебного заседания (ст. 227, 230-233 УПК), и, конечно же, самоуправление, сохранение контроля судьей над своим поведением, эмоциональным состоянием, настроением, способность находить выход из сложных ситуаций, оперативно и гибко применять свой опыт и знания при решении задач, возникающих в ходе судебного разбирательства, находить выход из сложных ситуаций, критически оценивать поведение и действия других лиц.

Среди разнообразных проблем организационно-управленческого характера в любой профессиональной деятельности, в том числе и в деятельности судьи, одной из центральных является проблема своевременного принятия разнообразных решений, единолично или коллегиально. Причем с введением в действие нового УПК диапазон принимаемых судьей (судом) решений значительно расширился. Судья, принимающий то или иное решение в пределах своих полномочий, как указывает Н. В. Радутная, "должен определить вес правовых или нравственных ценностей и выделить приоритетные среди них". Выбор приоритетов может быть особенно затруднен при назначении вида и размера наказания с учетом данных, характеризующих личность подсудимого, при оценке обстоятельств, исключающих преступность деяния, например в ситуациях крайней необходимости, при столкновении двух правоохраняемых интересов, возникающих коллизий с оценкой отдаваемых каким-то из них предпочтений.

При отправлении правосудия от того, насколько правильно, в соответствии с законом, справедливо, по совести было принято решение судьей (судом), во многом зависят и результаты, затрагивающие интересы, судьбы многих людей и в конечном счете - авторитет правоохранительных органов, самой государственной власти, поэтому судебные решения, облеченные в процессуальную форму: определения, постановления - должны быть законными, обоснованными, мотивированными (ч. 4 ст. 7 УПК). Что касается приговора, в котором выражено решение суда по делу, то он должен быть еще и справедливым (ч. 1 ст. 297 УПК).

Ведущими принципами, которыми должен руководствоваться судья (суд), принимающий решения, являются принципы независимости и беспристрастности, справедливости и человечности (гуманизма). Указанные принципы, провозглашенные во Всеобщей декларации прав человека (ст. 10), включены в Конституцию РФ (ст. 120) и целый ряд других законодательных актов, посвященных судебной системе, статусу судей в Российской Федерации, различным судебным процедурам. Все эти понятия: независимость, беспристрастность, справедливость, гуманность, равно как и совесть, честь и достоинство судьи, также вошедшие в ОГЛАВЛЕНИЕ целого ряда законодательных актов, предполагают не только высокий уровень нравственного поведения судьи, но и определенные психологические качества, влияющие на принятие им различных решений не только чисто организационного, но и правового характера. Без этих необходимых психологических качеств судьи указанные выше принципы отправления правосудия будут носить в большей мере декларативный, нежели практический характер. Вот почему в настоящее время оценка кандидатов на должность судьи только по возрастному и образовательному критериям оказывается недостаточной.

Сама профессия судьи, отмечает Н. В. Радутная, предполагает сочетание в его профессиональной деятельности, с одной стороны, установленной законом процедуры, а с другой - творческого начала, определяющего в значительной мере характер принимаемых решений, постоянное "участие нравственного механизма" в формировании судейского усмотрения. Причем на это судейское усмотрение, на принимаемые решения влияют не только "этические воззрения судьи, его представления о добре и зле, справедливости и несправедливости"1, но и определенные психологические качества, свойства личности. Теперь уже многими признается необходимость психодиагностического обследования кандидатов на должность судьи, введение в действие психологических критериев профессиональной пригодности к судебной деятельности, т.е. создание и введение в действие системы профессионального психологического отбора на должность судьи.

Среди различных нравственно-психологических качеств, которыми должен обладать судья, в структуре его личности Н. В. Радутная выделяет такое качество, как терпимость (толерантность), что предполагает сдержанное реагирование человека на какие-либо неблагоприятные факторы или даже отсутствие такого реагирования на них, чему способствуют выдержка, самообладание, способность длительное время переносить их отрицательное воздействие без снижения адаптивных возможностей психики. Терпимость рассматривается Н. В. Радутной как органически присущее личности судьи качество, необходимое условие его профессиональной пригодности. "Поэтому формирование самим судьей способности к сдержанному поведению, выдержке и терпимости является одной из важных задач подготовки к его профессиональной деятельности". Аналогичных взглядов придерживаются и другие известные ученые - судебные деятели, отмечающие, что судье должны быть присущи такие качества личности, как "порядочность, доброжелательность, терпимость и уравновешенность, корректность и чуткость".