Некоторые новации построения властной вертикали гражданской службы

Для усиления надежности властной вертикали гражданской службы Президент РФ принял Указ от 2 июля 2005 г. № 773 "Вопросы взаимодействия и координации деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти", а Правительство РФ приняло в соответствии с этим Указом постановление от 5 декабря 2005 г. № 725 "О взаимодействии и координации деятельности органов исполнительной власти".

Данные нормативные акты достроили властную вертикаль гражданской службы и сделали это на демократических началах. Если прежде федеральный министр (глава ведомства) назначал руководителей территориальных органов подчас без какого-либо согласования с высшим должностным лицом субъекта РФ, то теперь такое согласование обязательно требуется.

В Указе Президента РФ сказано, что следует наделить высшее должностное лицо субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) полномочиями по организации взаимодействия и координации деятельности органов исполнительной власти соответствующего субъекта РФ и территориальных органов федеральных министерств и иных федеральных ведомств исполнительной власти, руководство которыми осуществляет Правительство РФ.

Для этого следует установить, что федеральные министры до решения вопроса о кандидате на должность руководителя территориального органа федерального органа исполнительной власти согласовывают кандидатуру с высшим должностным лицом субъекта РФ.

В случае отказа высшего должностного лица субъекта РФ в согласовании кандидатуры на должность руководителя территориального органа федерального органа исполнительной власти, федеральный министр вновь предлагает прежнюю или другую кандидатуру на указанную должность.

В случае повторного отказа в согласовании кандидатуры федеральный министр в срок, не превышающий двух месяцев со дня обращения к высшему должностному лицу субъекта РФ, принимает решение о назначении руководителя федерального территориального органа исполнительной власти, либо о представлении его к назначению в установленном порядке.

О несогласовании кандидатуры федеральный министр одновременно с принятием вышеуказанного решения информирует соответственно Президента РФ или Правительство РФ.

Положения указанного Указа не распространяются на территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, деятельность которых осуществляется на территориях нескольких субъектов РФ.

В постановлении Правительства РФ конкретизируются различные аспекты взаимодействия и координации федеральных территориальных и региональных органов исполнительной власти относительно планирования и реализации совместных мероприятий; подготовки предложений по совершенствованию законодательства РФ и законодательства субъектов РФ; а также обмена информацией, необходимой для реализации полномочий органов исполнительной власти и предоставляемой в установленном порядке.

Для организации взаимодействия региональных и федеральных территориальных органов исполнительной власти высшие должностные лица субъектов РФ могут проводить совещания и создавать консультативно-совещательные и (или) координационные органы с участием представителей территориальных органов.

В целях осуществления взаимодействия и координации деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ и территориальных органов последние в пределах своей компетенции выполняют задачи и функции федерального органа исполнительной власти, в том числе связанные с реализацией федеральных программ, планов и отдельных мероприятий, предусмотренных актами Президента РФ, Правительства РФ и федеральных органов исполнительной власти.

Территориальные органы запрашивают в установленном порядке от органов исполнительной власти субъектов РФ информационно-аналитические материалы, экономико-статистические данные и иную информацию, необходимую для реализации своих полномочий, а также сведения о принятых решениях. В этих же целях они направляют информационно-аналитические материалы, экономико-статистические данные и иную информацию, необходимую органам государственной власти субъектов РФ для реализации своих полномочий и принятия решений по вопросам, находящимся в сфере их ведения, с соблюдением требований по защите информации с ограниченным доступом в порядке, предусмотренном законодательством РФ.

Федеральные структуры через территориальные органы осуществляют в порядке и формах, определенных законодательством РФ и соглашениями между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ, контроль за реализацией органами исполнительной власти субъектов РФ переданных им в установленном порядке полномочий федеральных органов исполнительной власти, а также за соблюдением требований, предъявляемых к качеству и доступности государственных услуг, оказываемых организациями.

Для большей консолидации действий, территориальные органы привлекают органы исполнительной власти субъектов РФ (по согласованию) к проведению совместных проверок соблюдения требований, предъявляемых к качеству и доступности государственных услуг, оказываемых организациями и направляют высшим должностным лицам субъектов РФ предложения, касающиеся вопросов совместной деятельности территориальных органов и органов исполнительной власти субъектов РФ, а также информацию об основных направлениях и результатах своей деятельности в порядке, установленном положениями об этих территориальных органах.

Помимо всего, территориальные органы рассматривают обращения высших должностных лиц субъектов РФ и информируют их о принятых решениях.

Полномочия территориальных органов по вопросам взаимодействия и координации деятельности региональных и территориальных органов устанавливаются положениями об этих территориальных органах. Если территориальный орган для решения определенного вопроса не обладает достаточными полномочиями, руководитель этого территориального органа направляет свои предложения в федеральный орган исполнительной власти и руководствуется принятым этим органом решением.

При ненадлежащей реализации органами исполнительной власти субъектов РФ полномочий в области осуществления государственного контроля и надзора, переданных в соответствии с соглашениями между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ, уполномоченные в области осуществления государственного контроля и надзора территориальные органы направляют предложения об устранении нарушений высшим должностным лицам субъектов РФ, а если указанные нарушения не устранены - информируют об этом федеральный орган исполнительной власти, передавшей реализацию части своих полномочий органу исполнительной власти субъекта РФ.

Руководители территориальных органов вправе приглашать руководителей (представителей) органов исполнительной власти субъектов РФ для участия в работе совещаний, комиссий и рабочих групп по вопросам, находящимся в сфере их ведения.

Территориальные органы обязаны заблаговременно информировать приглашаемых ими лиц о дате, времени, месте проведения и повестке дня совещания, заседаний комиссии и рабочей группы, а также направлять им необходимые материалы с соблюдением требований по защите государственной тайны, предусмотренных законодательством РФ.

Руководители территориальных органов в случае приглашения могут принимать участие (направлять уполномоченных ими лиц) в совещаниях, проводимых высшими должностными лицами субъектов РФ, а также в работе консультативно-совещательных и (или) координационных органов, создаваемых высшими должностными лицами субъектов РФ, коллегий органов исполнительной власти субъектов РФ, в заседаниях комиссий и рабочих групп, образованных этими органами.

Разногласия между территориальными органами и органами исполнительной власти субъектов РФ по вопросам взаимодействия и координации их деятельности разрешаются руководителем федерального органа исполнительной власти, в подчинении которого находится территориальный орган, либо путем согласительных процедур.

Таким образом, региональные отраслевые исполнительные органы субъектов РФ на основе Указа Президента РФ и постановления Правительства РФ в определенной мере подчиняются (субординированы) федеральным органам, но лишь "в определенной мере". Основную нагрузку по взаимодействию и координации с ними выполняют теперь федеральные территориальные органы. В какой мере данные механизмы окажутся работоспособными, покажет время. Но пока очевидно одно, что именно федеральные территориальные органы могут в максимальной степени обеспечить проектируемые механизмы взаимодействия с органами власти субъектов Федерации. Основная проблема для Президента РФ и Правительства РФ состоит в том, чтобы проконтролировать намечаемый процесс.

Наряду с положительными моментами, в федеральном законе о гражданской службе, к сожалению, есть и определенные недостатки. Их достаточно много, но главным среди них является вопрос о процедурах зачисления гражданина на гражданскую службу. Для этого в законе используются две вроде бы идентичных процедуры - акт о назначении и служебный контракт. Что они собою представляют?