Некорректные приемы в споре

Уловкой в споре называется всякий прием, с помощью которого хотят облегчить спор для себя и затруднить для противника. Спор, будучи формой аргументации, включает в себя не только логические, но и внелогические (речевые, эмоционально-психологические и пр.) средства убеждающего воздействия. Поэтому и уловки, применяемые в споре, уместно разделить на логические и внелогические.

Первые обращены в основном к интеллектуальной, а вторые к ценностно-смысловой и эмоционально-волевой сфере жизни человека.

Уловки логические

Большая часть из них — это сознательное нарушение правил логики, с которыми мы уже знакомы. Наиболее типична подмена понятий или тезиса (полная или частичная). Это уловка, имеющая множество разновидностей. Рассмотрим их:

Переход в другой род — одна из самых грубых. "Например, — пишет Г. И. Челпанов, — если нужно доказать, что что-либо несправедливо в моральном смысле, а кто-нибудь стал бы доказывать, что это несправедливо в юридическом смысле, то он вместо одного доказывал бы совсем иное, хотя и сходное".

Расширение или сужение тезиса. Мастера уловок стараются расширить тезис противника, а свой сузить, причем делают это незаметно. Ведь более общие утверждения трудней доказывать, но легче опровергать, а менее общие, наоборот, легче доказывать, но трудней опровергать. Например, оппонент заявил, что очень многие чиновники берут взятки. А вы, "повторяя" этот тезис говорите: "Да, да, много, много берут, значит, по-вашему они все взяточники... А я вот знаю очень честных чиновников. Так что вы неправы!" Здесь две подмены: вместо "многие берут" — "много берут" и к тому же "все берут". Аналогично (но только в сторону сужения) в отношении собственного тезиса. Как-то у одного политического персонажа журналисты поинтересовались: "Есть ли у Вас недвижимость за границей?" А он ответил: "Да нет ничего! Какие там дворцы, просто небольшой домик с террасой!" — Налицо прямая подмена: вместо родового понятия "недвижимость" использовано видовое "дворец" с последующим "опровержением".

Подмена условного безусловным. Ваш оппонент считает какую-то мысль истинной, но с при определенных условиях (с оговорками). А вы подхватываете эту мысль, но уже без оговорок и начинаете ее опровергать. Это напоминает спор Льва Толстого с Владимиром Соловьевым по поводу того, нравственно ли выбрасывать детей из окошка. В общем случае нет, а при пожаре, если это единственный способ спасти ребенка, то, пожалуй, можно. Сюжеты можно множить. Например, можно ли стрелять из пушки, если рядом с целью дети? — Нельзя! А если, как это в рассказе Л. Толстого "Акула", морское чудовище приближается к купающимся в море детям, и нет другого способа отвести беду?

Опровержение доводов противника или выявление логической несостоятельности его рассуждений выдают за опровержение тезиса. Это примерно то же самое, если бы учитель стал опровергать теорему Пифагора только потому, что ученик нс сумел ее доказать.

Вместо обсуждения предмета спора обсуждаются его участники (например, их личные качества).

Использование полисемии (многозначности) слов: "Вы играете на рояле? Играю, но не люблю. Что так? Карты скользят". Или: "Хорошее дело моющиеся обои! Да, только неудобно их в стиральную машину засовывать".

Порочный круг тезис обосновывается аргументами, а аргументы — тезисом. Например, снотворное усыпляет, потому что оказывает снотворное действие.

Поспешное обобщение.

"После этого, значит по причине этого".

Использование ложных и недоказанных аргументов (основное заблуждение, предвосхищение основания) в надежде на то, что противная сторона этого не заметит.