Неисчерпаемость поэтического слова: Сен-Жон Перс и Жак Превер

...Поэзия не только способ познания; она прежде всего способ жизни – и жизни целостной... неделимой... поэт призван свидетельствовать среди нас о двояком призвании человека. А это значит – восстановить перед разумом зеркало, более восприимчивое к его духовным возможностям... Поэт... воплощает больную совесть эпохи.

С.-Ж. Перс

Арагон – лишь одно из самых звонких имен в исключительно богатом созвездии французских поэтических имен. Рядом с ним должны быть названы, наверно, равновеликие Сен-Жон Перс, Жак Превер. Да еще немало других "хороших и разных".

Сен-Жон Перс: мерка с сердца человеческого

Сен-Жон Перс (1887–1975, псевдоним Алексис Леже), поэт широкого эпического дыхания. Его признание в мировом масштабе удостоверяет Нобелевская премия по литературе (1960). Он родился на одном из островов Антильского архипелага, детство провел в Гваделупе, французской колонии, а учился в Париже, где получил отличную гуманитарную подготовку в области античной филологии, философии и психологии. Вообще высокая культура и эрудиция ощутимы в его поэзии с се элитарностью и ярко выраженным интеллектуальным началом.

Долгие годы он служил в министерстве иностранных дел и даже получил ранг посла. Как дипломат побывал во многих странах: в Китае, Японии, Индонезии, приобщился к культуре Востока, переводил восточных поэтов, в частности Р. Тагора. Все свободное от не столь уж обременительных служебных обязанностей отдавал поэтическому творчеству. После поражения Франции (1940) выступил против соглашения с оккупантами и был уволен, после чего ему удалось уехать в Америку, где он работал в Библиотеке Конгресса. В Париже его квартира была разорена, имущество конфисковано нацистами, а литературный архив, относящийся к 1920–1930-м гг., погиб. Находясь за океаном, Перс солидаризировался с движением Сопротивления.

Поэзия Сен-Жон Перса сложна, непроста для восприятия, насыщена восходящими к мифологии и античной истории символами и ассоциациями. Его стихия – емкая лирико- эпическая форма, достаточно непривычная для современной поэзии. Стих медлительный, тягучий, подобный вяло текущей полноводной реке, и в то же время предельно насыщенный в смысловом плане. При этом в мировидении поэта наблюдались очевидные перемены. В ранней поэме "Анабасис" (написанной по мотивам истории похода греков на службу персидскому царю Киру, рассказанной историком Ксенофонтом) поэт намечает важную тему противопоставления Древнего Востока современному Западу. Восток для поэта – символ патриархальной умиротворенности, гармонии и духовности, в то время как западная цивилизация – олицетворение культа денег и наживы.

В пору Сопротивления стихи Сен-Жон Перса одушевляют иные настроения. Об этом свидетельствует его обширная поэма "Ветры", в которой события Второй мировой войны ассоциируются с ураганами и бурями, свирепствующими на земле. В поэме "Изгнание" (1942) он видит "сияние на далеком берегу", ощущает, как его соотечественники пробуждаются к борьбе:

Мы встаем с громовым криком человека на ветру.

И мы живые люди выступали, чтобы потребовать

принадлежащее нам, не дожидаясь дня наследования.

Вставайте повсюду вместе с нами, Живые люди, –

мы требуем всего, на что имеем право!

В его стихах, с их высоким интеллектуализмом – искренность, гуманистическая тема защиты человека.

Текст Сен-Жон Перса – это нередко синтез верлибра с ритмизированной прозой. А сам поэт – пророк. И его голос – "пронзительный глас Божий".

В поэме "Ветры" он возвращается к вечной теме – назначения поэта. Он не может быть погружен лишь в себя. Он – "пребудет с нами", а его "мысли среди нас как сторожевые башни". В поэмах "Ориентиры", "Хроники" поставлены актуальные проблемы, решаемые в широком философско- поэтическом плане. "Ориентиры" поэта – в универсальном охвате жизни, которая уподоблена морю (еще один его излюбленный образ), волнующемуся и бескрайнему. В его стихах – осуждение войн и распрей. Мечта о том, как из орудия будут выкованы плуги, а земля станет "вспахана для любви". Элитарный поэт, он однако внутренне тяготеет к доступности, к "горизонту всех людей", если употребить хрестоматийную формулу его соотечественника Поля Элюара. Когда ему была присуждена Нобелевская премия, Арагон сказал: "Это был мой кандидат". А Андре Стиль, писатель левых убеждений, в статье о Сен-Жон Персе цитировал строки из поэмы "Хроника": "Великий век настал... Берите мерку с сердца человеческого".